Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продукты питания", "Дикие и домашние животные", "Посуда", "Зимние забавы", "Новый год".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley.docx23.2 КБ
Файл dokument_microsoft_word.docx235.81 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Тема «Домашние птицы»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица - петух - цыплята, утка - селезень - утята, гусыня - гусь - гусята, индюшка - индюк - индюшата);

• объяснить ребенку, что эти птицы называются домашними, почему они так называются;

• закрепить названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид и повадки;

• уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо, как за ними ухаживает человек;

• рассказать о профессии птичницы;

• по возможности рассмотреть этих птиц в природе.

Задание 2. Дидактическая игра «Угадай, кто это».

Кудах-тах-тах - снеслась в кустах. (Курица)

Ку-ка-ре-ку кур стерегу! (Петух)

Пить-пить-пить - воды попить! (Цыпленок)

Кря-кря - ищу червя! (Утка)

Задание 3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает» (упражнение в словообразовании):

• курица (ко-ко) – квохчет, утка (___) ___;

• гусь (___) - ___, петух (___) - ___

Задание 4. Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа имени существительного):

• цыпленок - цыплята, курица - ___,

• индюк ___, гусь - ___,

• утка - ___, петух ___,

• селезень ___

Задание 5. Дидактическая игра «У кого кто» (упражнение в словообразовании).

Единственное число имен существительных:

• у утки - утенок ___, у гусыни ___,

• у индюшки - ___, у курицы___

Множественное число имен существительных:

• у утки - утята ___, у гусыни ___,

• у индюшки - ___, у курицы___

Задание 6. Дидактическая игра «Кто как передвигается»:

• утка (что делает) - ходит, плавает, летает; индюшка ___,

• курочка ___.

Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление):

• у утки - гусята; у индюшки цыплята;

• у курицы - утята; у гусыни - индюшата.

Задание 8. Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану:

Кто это?

Каков внешний вид? Какие повадки?

Кто у этой птицы детеныши? Чем питается?

Рассказ записать!

Тема: Продукты питания.

1. Родителям рекомендуется: посетить гастроном вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных продуктов.

• Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».

2. Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный).

3. Игра «Что из чего».

• Из муки можно изготовить…

• Из молока можно изготовить…

• Из мяса…

4. Упражнение «Скажи наоборот».

• Молоко жидкое, а сметана-…

• Творог мягкий, а сыр-….

• Батон горячий, а эскимо-….

5. Упражнение «Четвертый лишний»: послушай слова и назови лишнее слово

(подчеркнуть)

• тарелка, вилка, хлеб, нож

• вафли, чашка, баранка, сухари

• творог, сыр, йогурт, колбаса.

Тема: Дикие и домашние животные.

Родителям рекомендуется: повторить изученные темы и выполнить следующие задания.

1. Дидактическая игра «Кто кем был». (Усвоение категорий творительного падежа.)

• Медведь был медвежонком. Корова была.

• Ежик был. Бык был.

• Лиса была. Коза была.

• Лось был. Овца была.

• Белка была. Собака была.

• Заяц был. Кошка была.

• Волк был. Кот был.

2. Дидактическая игра «Кто с кем живет»

• Волк живет с волчатами.

• Лиса. Бык.

• Ежик. Коза.

• Лось. Овца.

• Белка. Собака.

• Заяц. Кошка.

3. Дидактическая игра «Кто кого кормит». Усвоение категорий родительного падежа.

• Лиса кормит. Корова.

• Ежиха. Коза.

• Лосиха. Овца.

• Белка. Собака.

• Зайчиха. Кошка.

Тема «Посуда»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую;

• закрепить с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение;

• показать ребенку продукты, из которых готовится пища;

• закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т. д., названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи.

При этом следует спросить у ребенка:

«Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?»

• Затем необходимо выяснить, какую он знает посуду (кухонную, столовую, чайную);

• показать, где дома хранится посуда (в шкафу, в буфете, в столе, в серванте);

• рассмотреть посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу и из которой едят;

• сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие, обратив внимание на то, что посуда может биться;

• в качестве экскурсии сводить ребенка в магазин, где продают посуду.

Задание 2. Составить предложения с предлогом в, упражнять в словообразовании.

• В какую посуду кладут. (хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло?___

• Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу? ___

• Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?___

Задание 3 Дидактическая игра «Какое это блюдо?» (образование относительных

прилагательных).

• Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей? ___

• Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.? ___

• Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины. ?___

• Какой сок из. (моркови, груши, апельсина. ?___

• Какая посуда бывает. (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая?

• Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная - сделана из стекла.)___

Развитие фонематического анализа и синтеза:

- прохлопывание ритма слова (по слогам): чашка, кружка, тарелка, чайник, нож,

ложка, вилка…

- пробные слова на синтез слов, разделенных на звуки (произносим «ма-ма»,

ребенок говорит «мама») – слова берем двусложные с открытым слогом, с

гласными а,о,у,ы (мама, папа, баба, сова, оса. коза)

Тема: Зимние забавы.

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• Спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;

• В качестве экскурсии сходить с ребенком зимний городок, в парк, где следует обратить внимание на то, какими видами спорта и в какие игры играют дети.

Задание 2. Отгадать загадки.

Кто по снегу быстро мчится,

Провалиться не боится? (лыжник)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? (коньки)

Меня не растили- из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, руки- сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба).

Задание 3. Дидактическая игра «Кому что нужно?»

• Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту- ….,

• фигуристу-…., саночнику-…

Задание 4. Дидактическая игра «Исправь ошибку». (на логическое мышление)

• Лыжнику нужны санки… Конькобежцу нужны лыжи….

• Саночнику нужны коньки…. Хоккеисту нужны санки…

• Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Задание 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики, начиная с большого

Мы с тобой снежок слепили. «лепят», меняя положение ладоней

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают круг, сжимают ладони вместе

И совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз- подбросим подбрасывают воображаемый снежок вверх

Два- поймаем. приседают, ловят снежок

Три- уроним роняют воображаемый снежок топают.

И….сломаем.

Тема: «Новый год».

Задание 1. Родителям рекомендуется:

• Побеседовать с ребенком о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает.

• Если в доме уже поставлена елка, рассмотреть ее и рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку;

• Вместе с ребенком украсить новогоднюю елку.

Вопрос: Кто приносит детям подарки на Новый год?

Задание 2. Выучить стихотворения.

СОСНА.

Спокойно спит сосна в лесу,

А снег совсем уж на носу.

Снег до весны сосну хранит,

И пусть сосна спокойно спит.

Задание 3. Упражнение для пальчиков.

Перед нами елочка: пальцы рук переплетены, из больших пальцев –

верхушка елочки.

Шишечки, иголочки. кулачки, указательные пальчики выставлены.

Шарики, фонарики, «фонарики», пальцы вверх, влево - вправо.

Зайчики и свечки, «ушки», обе ладони сложены вместе.

Звезды, человечки. Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и

указательный 5 пальцы шагают

Задание 4. Подобрать определения к словам:

• Ёлка (какая) ….

• Дед Мороз (какой….

Задание 5. Описать любую новогоднюю ёлочную игрушку по схеме.

• Вложить в папку рисунок этой игрушки.

Лексический материал:

• Существительные: елка, праздник, новый год, Снегурочка, Дед Мороз, украшения, подарки, маска, костюм, хоровод, гости, шары, свечи.

• Прилагательные: новогодний, веселый, холодный, нарядный, разноцветный, яркий, стеклянный…

• Глаголы: наряжаться, выступать, дарить, зажигать, поздравлять…

Тема: Доктор Айболит (части тела)

Дети должны усвоить: название частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим и т. д.).

Лексический материал: голова, волосы, уши, лоб, глаза, брови, губы, рот, зубы, лицо, щеки, шея, туловище, живот, спина, ноги, плечи, ладонь, кулак, рука, локоть, ногти, палец; вперед-назад, вверх-вниз; поднимать, опускать, нюхать и т. д.

• Д/и «Один – много» - образование существительных мн. ч.

Например: ухо – уши, глаз – глаза, волос – волосы и т. д.

• Д/и «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Например: рот – ротик, нос – носик и т. д.

• Д/и «Великан и гномик» – подбор слов – антонимов.

Детям предлагается сравнить двух сказочных героев:

Великан – высокий, а гномик – ….

Глаз великана – большой, а глаз гномика - …

Пальцы великана - длинные, а пальцы гномика - …

Губы великана – толстые, губы гномика - …

• Д/и «Он и я» – преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в форму 1 лица:

Он ест – я ем;

Он нюхает – я нюхаю и т. д.

• Д/и «Ответь на вопросы» – согласование существительных с числительным.

Сколько у тебя ног (пальцев на руке, на двух руках, на ноге, глаз, ушей, волос и т. д?

Сколько лап у курицы (у собаки?

• Д/и «Найди ошибку» – активизация словаря по теме.

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, руками царапают.

• Составление предложений по вопросам:

Что это?

Что ты делаешь?

Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом?



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

Тема: «Дед хотел уху сварить»

Возраст: 4-5 лет

Образовательная область: речевое развитие

Образовательная технология: игровая

Воспитатель: Доменкова Галина Сергеевна

Санкт-Петербург

2019

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего возраста (4-5 лет) на тему: «Дед хотел уху сварить», осуществляемой в процессе непрерывной образовательной деятельности педагога с детьми

Цель: закрепить знания детей по пройденному материалу за учебный 2018-2019 год.

Образовательные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Совершенствовать умение общения, взаимодействия к совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми.
  2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, отзывчивость и уважение к людям пожилого возраста.

Познавательное развитие:

  1. Развивать умение слушать и запоминать малые фольклорные произведения, продолжать работу по формированию интереса к книге.
  2. Формировать любознательность и познавательную мотивацию.

Речевое развитие:

  1. Обогащать активный словарь детей.
  2. Развивать моторику речевого аппарата.
  3. Продолжать формировать фонематический слух.
  4. Уточнять и закреплять правильную артикуляцию звуков «л», «ль».
  5. Автоматизировать произношение звуков «л», «ль» изолированно, в слогах, в словах и чистоговорках.
  6. Упражнять в различии слов со звуком «л», «ль».
  7. Использовать прием мнемотехники при запоминании русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Закреплять умение отгадывать загадки.
  2. Закреплять знания детей о малых фольклорных произведениях.

Физическое развитие:

  1. Развивать двигательную активность, содействовать снятию у детей усталости и напряжения в процессе непрерывно образовательной деятельности.
  2. Продолжать формировать умение выполнять действия в соответствии с текстом.

Оборудование:

-сундучок, рыбка-перчатка, рыбки из ткани по количеству детей, иллюстрации для мнемотехники, схема для запоминания, раскраски, чистоговорки.

Ход непрерывной образовательной деятельности

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводный

Основной

- Здравствуйте ребята. Посмотрите, что сегодня я вам принесла (показывает сундук, звучит мелодия), вам интересно что в нем лежит? Давайте откроем и посмотрим (открывает сундук). Рыбка в гости к нам пожаловала. Давайте поздороваемся с ней и с нашими гостями.

- Рыбка приготовила нам задания.

1 задание: артикуляционная гимнастика.

- «Заборчик» - «Хоботочек»;

- «Лопаточка»;

- «Иголочка»;

- «Чашечка»;

- «Конфетка»;

- «Вкусное варенье»;

- «Качели»;

- «Почистим зубки»;

- «Лошадка»;

- «Индюк».

2 задание: дыхательная гимнастика.

- Упражнение «Как ветерок свистит»,

- «Как листочки шуршат»,

- «Как комар звенит»,

- «Как пчела жужжит»,

- «Как пароход гудит».

 А теперь сели сначала девочки на стульчики, потом мальчики.

3 задание: Рыбка для Вас приготовила русскую народную песенку: «Дед уху хотел сварить».

Послушайте внимательно и постарайтесь запоминать:

Дед хотел уху сварить,

Дед пошел ершей ловить.

А за дедом кот Лаврентий,

За котом петух Терентий.

Тащат удочки

Вдоль по улочке.

Деду одному невмочь,

Надо старому помочь.

- Какая она по характеру?

- Как вы думаете, легко ли петушку и коту тащить удочки?

- Было бы легко, другое бы слово, а не слово "тащить" было бы в песенке.

- Как звали кота?

- А петушка?

- В этой забавной песенке много лукавства. Даже рыба, которую дед собрался ловить для ухи, костлявая и колючая. Её чистить трудно, да и кот намучается, если будет лакомиться такой рыбкой.

- Вы хотите эту песенку выучить?

Давайте ее разучим, в этом нам помогут картинки подсказки. Сначала проговорим по одной строчке, а затем все стихотворение.

4 задание: чистоговорки со звуками «л», «ль».

Ла-ла-ла – лампа и пила,

Ла-ла-ла – наша Мила мала,

Ло-ло-ло – ложка и стекло,

Ло-ло-ло – у белки дупло,

Ла-ла-ла – вот пчела,

Лы-лы-лы – не боимся мы пчелы.

Ля-ля-ля – вот моя земля,

Лё-лё-лё – ты скажи «алё»,

Лю-лю-лю – с папой доску я пилю,

Ли-ли-ли – мы гулять уже пошли,

Ли-ли-ли – мы гулять уже пошли,

Ли-ли-ли – победить мы смогли.

5 задание: развитие фонематического слуха.

- Рыбка будет Вам произносить слова, если в слове Вы услышите звуки «л», «ль», то хлопните в ладоши, а, если в слове нет этих звуков, то постучите кулачками.

- Здорово!

- Рыбка пришла не одна, а со своими друзьями.

6 задание: физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

- А сейчас каждый из Вас загадает свое самое заветное желание и прошепчет его рыбке, а наша гостья постарается его исполнить. С помощью волшебной палочки наша рыбка соберет своих подружек обратно в сундучок. И этих рыбок мы подарим дедушке, который сварит уху.

- Спасибо Вам ребята! Вы справились со всеми заданиями. И за это наша рыбка дарит каждому из Вас золотую рыбку, которую вы сами раскрасите.

До новых встреч.

Здравствуйте

Ответы детей

Здравствуйте

Улыбнуться, вытянуть губы, 5 раз

5 раз

5 раз

5 раз

5 раз

5 раз

10 раз

10 раз

10 раз

10 раз

С-с-с

Ш-ш-ш

З-з-з

Ж-ж-ж

Л-л-л

Дети рассаживаются по местам

Дети слушают стихотворение

Веселая, смешная, шуточная.

Нет

Лаврентий

Терентий

Да

Дети повторяют чистоговорки

Лапти, самокат, лук, книга, Саша, Оля, Валя, колесо, пляж, стук, стучали, улей, колесо.

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.

Дети загадывают желание

https://i.pinimg.com/736x/68/8a/5e/688a5eb5cc76160b3e256408f8948d33--english-test-writing-ideas.jpg

https://cdn.st100sp.com/pictures/036922027

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-393843-1455302506.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методически...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....