Методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР по лексическим темам
методическая разработка по логопедии по теме

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что это одним из основных условий успешной работы с ребенком. Разработала методические рекомендации для совместной работы родителей и ребенка дома по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по лексическим темам, некоторые из которых представлены в данной публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t.docx14.95 КБ
Файл t2.docx14.45 КБ
Файл t3.docx13.2 КБ
Файл t4.docx13.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                Тема: САД. ФРУКТЫ.

  1. Развитие словаря.

     Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая

у него память. Нужно вспомнить как можно больше названий фруктов, рассказать вам, где они растут.

     Далее задание усложняем, предложив вспомнить все круглые фрукты (яблоко, апельсин, гранат, мандарин, персик),  овальные фрукты (слива, лимон, киви, абрикос).

  1. Прочитайте ребенку стихотворение: 

         ОВОЩИ                                                      

Овощи просто растут в огороде.                                                                    Эти видны, эти спрятались вроде.                               
Вот помидор, как фонарик, над грядкой;                                                                 Вот баклажаны стоят по порядку,                                                            Солнцу подставив толстые щеки.                                                                          Вот кабачки, толстяки, лежебоки.                                                                Перец ребристый на ветках висит,                                                               Как светофор красный перец блестит.                                                            Лук выпускает из грядки стрелу,
Репа качает листом на ветру.
Прячет морковка свой хвостик в земле,
Скоро увижу его на столе.
Овощи все уродились на славу.
Хрупкий горошек, капуста кудрява.                                                                  Летом, дружок, не ленись потрудиться,
Много тогда овощей уродится.

  1. Работа над слоговой структурой слова.

  • Предложите ребенку разделить слова (названия фруктов) на части., например:

а-пель-син, ли-мон и  т.д.

 

  • «ОТСТУЧИМ КАРАНДАШОМ»

              Бом-бом-бом,  бом-бом-бом,

              От-сту-чим   ка-ран-да-шом:

              Сли-ва,  пер-сик,  а-пель-син,

              Гру-ша, ки-ви, ман-да-рин,

              Яб-ло-ко  и  ви-но-град,

              Каж-дый  фрук-ту  бу-дет  рад.

  1. Формирование грамматического строя речи.

  • Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много»,

                       Лимон – лимоны, и т.д.

  • Игра с мячом «Назови ласково».

           Яблоко --  яблочко и т.д.

( используем в работе картинки из альбома )

  • Игра с мячом «Веселый повар»

(упражнение в образовании относительных прилагательных)

          Сок из яблока (какой?) – яблочный сок. И т.д.

  1. Развитие связной речи.

Предложите ребенку рассказать об одном из фруктов  по плану:

            -  Как называется фрукт?

            -  Где он растет?

            -  Какой он по цвету?

            -  Какой он по форме?

            -  Какой он на ощупь?

            -  Какой он на вкус?

            -  Что можно приготовить из него?

  1. Развитие мелкой моторики.

              Пальчиковая  гимнастика

                          «КОМПОТ»

                     Будем мы варить компот.                                                                                

                     Фруктов нужно много, вот:

                     Будем яблоки крошить,

                     Грушу будем мы рубить,

                     Отожмем лимонный сок,

                     Слив положим и песок.

                     Варим, варим мы компот,

                     Угостим честной народ.



Предварительный просмотр:

               Тема: «ОГОРОД.  ОВОЩИ».

  1. Развитие словаря.

     Объясните ребенку, что вы хотите проверить, какая

у него память. Нужно вспомнить как можно больше названий овощей, рассказать вам, где они растут.

     Далее задание усложняем, предложив вспомнить все овощи желтого цвета (репа, репчатый лук,    тыква, перец), красного цвета (перец, помидор, редис), зеленого (зеленый лук, горох салат, огурец), оранжевого  (морковь), фиолетового (баклажан).

  1. Работа над слоговой структурой слова.

      Предложите ребенку разделить слова (названия овощей) на части., используя картинки в альбоме:

кар-то-фель,  мор-ковь  и  т.д.

  1. Формирование грамматического строя речи.
  • Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один – много»,

      Вы называете  овощ в ед. числе и бросаете ребенку мяч, ребенок мяч ловит и, называя этот же овощ во мн. числе, бросает мяч вам обратно.

     «Я буду называть один овощ, а ты – называть много овощей» (приведите пример)

                           Огурец – огурцы,

                            кабачок - … ,

                            баклажан - … ,

                            помидор - … ,

                            перец - … .

  • Игра с мячом «Назови ласково».

           Помидор – помидорчик и т.д.

( используем в работе картинки из альбома )

  • Игра с мячом «Веселый повар»

(упражнение в образовании относительных прилагательных)

     Сок из моркови (какой?) – морковный сок.

     Салат из свеклы (какой?) – свекольный салат

      Икра из кабачков (какая?) – кабачковая икра.

      Котлеты из картофеля (какие?) – картофельные  

                                                                           котлеты.

      Пюре из гороха (какое?) – гороховое пюре.

  1. Развитие связной речи.

Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану:

            -  Как называется овощ?

            -  Где он растет?

            -  Какой он по цвету?

            -  Какой он по форме?

            -  Какой он на ощупь?

            -  Какой он на вкус?

            -  Что можно приготовить из него?

  (используйте в работе картинки из альбома)

        Пример рассказа:

    «Это помидор. Он растет на огороде на грядке. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий  на вкус. Из него можно приготовить сок

(томатный), томатную пасту, салат.

        (Рассказ ребенка запишите в тетрадь)

  1. Развитие мелкой моторики.

                     Считалка - самомассаж пальцев рук

(прокатываем карандаш между ладонями, сопровождая свои действия чтением считалки)

                Раз, два, три, четыре,

                Дети овощи учили:

                Лук, капуста, кабачок,

                Хрен, петрушка, чесночок,

                Помидор, картофель, свекла,

                Тыква, огурец, морковка,

                Перец, редька и редис,

                Повторяй-ка, не ленись!



Предварительный просмотр:

                                     Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

  1. Объясните ребенку, что человек держит у себя птиц, которых называют домашними. Человек ухаживает за ними, кормит их, а  они приносят человеку пользу, дают яйца, мясо, пух, перо.

  1. Рассмотрите  картинки с изображением домашних птиц. Научите ребенка четко произносить их названия: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, индюк. Подчеркните, что это домашние птицы.  

  1. Выучите  наизусть:

               Наши уточки с утра ---

               Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

               Наши гуси у пруда ---

               Га – га – га! Га – га – га!

 

               

               Наши курочки в окно ---

               Ко – ко – ко! Ко –ко – ко!

             

               А наш Петя – петушок

               Рано – рано поутру

               Нам споет: ку – ка – ре – ку!

  1. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Курочка Ряба» и предложите пересказать ее. Выясните, что в сказке ребенку понравилось, кто из героев запомнился и почему.

Продолжаем изучать тему:  «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

      1.  Упражнение  «Кто как кричит?»

                       Курица         ---    ко – ко – ко;

                       цыпленок     ---    пи – пи – пи;

                       петух            ---    ку – ка – ре – ку;

                       утка              ---    кря – кря – кря;

                       гусь              ---    га – га – га.

  1. Игра  «Назови ласково»

                 

                       Курица         ---    курочка;

                       цыпленок     ---    … ;

                       петух            ---    … ;

                       утка              ---    … ;

                       гусь              ---    … .

  1. Игра  «Один – много»

                Петух    ---   петухи,

                гусь       ---   …  ,

                утка       ---   … ,

                индюк   ---   … ;

                цыпленок  ---  цыплята,

                гусенок       ---  … ,

                утенок        ---   …

  1. Игра «Кто у кого?» (с перекидыванием мяча)

                       У курицы     ---    цыпленок ;

                       у  утки          ---    …  ;

                       у гуся            ---    … .



Предварительный просмотр:

Тема: «ДОМ.  КВАРТИРА.  МЕБЕЛЬ»

  1. Предложите ребенку назвать расположение основных частей дома.
  2. Ребенок должен уметь называть свой адрес, подъезд, этаж, на котором живет.
  3. Предложите назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, дверца, ручка, подлокотник, спинка), цвет, форму, материал, из которого она изготовлена.
  4. Рассмотрите в мебельном магазине различную мебель:

разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный, обеденный, журнальный),

шкафов (книжный, платяной, для посуды),

большие и маленькие стулья, табуретки, диваны, кровати и т.д.

  1. Попросите ребенка ответить на вопросы:

для чего нужна мебель (стул, диван, стол, шкаф, кровать);

какая мебель нужна для кухни, спальни;

для чего нужен письменный стол, обеденный;

что делают за столом;

сколько ножек у стола;

из чего сделан стол;

какой формы крышка у стола;

чем отличается стул от табуретки, кресла.

  1. Упражнение «Какие бывают дома».

Для людей -  дом, квартира.

Для машин – гараж.

Для собак – конура, будка.

Для коней – конюшня.

Для свиней – свинарник.

Для коров – коровник.

Для птиц – гнездо.

Для кур – курятник.

Для лис – нора.

Для медведя – берлога.

  1. Упражнение «Подбери нужное слово». 

Стул (какой?) - …

Кресло (какое?) - …

Кровать (какая?) - …

  1. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре,   (Хлопки)

Много мебели в квартире.

                (Сжимаем и разжимаем кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

                (Загибаем пальчики, начиная с большого)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

                (Попеременно хлопаем в ладоши и стучим                кулачками друг о друга)

  1. Выложи фигурки с помощью счетных палочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...

Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "

Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам: "Домашние птицы", "Продук...