Главные вкладки

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
    методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

    Шиманчук Юлия Николаевна

    Конспект  занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_kak_vyrashchivayut_hleb.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»

    Цели.

    Коррекционно-образовательные:

    1. Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений; дать представление о труде хлебороба, о машинах-помощниках.
    2. Упражнять в словообразовании.
    3. Познакомить и объяснить значение пословицы «Хлеб – всему голова»

    Коррекционно-развивающие:

    1. Развивать связную речь, уметь составлять рассказы – описания и по серии картин.
    2. Развитие мелкой и общей моторики.

    Коррекционно- воспитательные:

    1. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

    Предварительная работа. Разучивание загадок, пословиц, поговорок о хлебе; чтение стихов, рассказов

    Материалы. Демонстрационный материал: хлебобулочные изделия (пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черно го хлеба, рогалик, булочка, пирожок, пирожное, кекс); серия сюжетных картинок (1. Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик, 4. Мукомольный завод. 5. Хлебозавод. 6. Булочная.); колосья ржи, пшеницы; различные сорта муки.

    Ход занятия

    Организационный момент

    Игра «Достань и назови».

    В «Чудесном мешочке» лежат хлебобулочные изделия; пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

    Логопед. Что было в «Чудесном мешочке»? (Продукты питания.)

    Эти продукты питания объединены одним общим признаком.

    Какой это признак? (Они все изготовлены из муки.)

    Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? (Пекарь.)

    Где выпекают хлеб? (В хлебопекарне, на хлебозаводе.)

    Из чего выпекают хлеб? (Из муки.) (Демонстрация различных сортов муки.)

    Откуда появляется мука? Откуда к нам на стол «пришел» хлеб?

    Муку получают из зерна. Из какого зерна можно получить муку? (Изо ржи, пшеницы.) (Демонстрация колосьев ржи, пшеницы.)

    Что нужно сделать с этими колосьями, чтобы получить зерна? (Нужно достать зерна из колосков: обмолотить колосья.) (Демонстрация.)

    Что нужно сделать с зернами, чтобы получить муку? (Нужно зерна смолоть, измельчить, превратить в «порошок».)

    Где выросли эти колосья? (В поле.)

     Что нужно было сделать, чтобы эти колосья выросли? (Нужно было посадить семена в землю.)

    Что нужно было сделать с землей на поле, прежде чем посадить семена? (Землю нужно было взрыхлить.)

    Физкультминутка

    Игра «Пшеница и хлебороб». 

    Дети-«колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий-«хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

    Работа с раздаточным материалом

    На доске картинка «Трактор пашет землю». 

    Логопед. Что это? (Это трактор.)

    Что делает трак тор? (Трактор рыхлит землю.)

     По-другому говорят: пашут землю. (Заучивание слова.)

    Для чего нужно перепахать землю?

    (Земля перед посадкой должна быть рыхлой.)

    На доске картинка «Трактор с сеялками».

    Логопед. На этой картинке трактор тянет за собой сеялки.

    Как вы думаете, для чего нужны сеялки? (Для посева семян.)

    Что произойдет потом с семенами? (Из них вырастут колосья ржи (пшеницы.))

    .(Демонстрация колосьев.)

    На доске картинка: «Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик».

    Логопед. Что изображено на этой картинке? (Это комбайн и грузовик.)

     Для чего нужен комбайн? (Комбайном срезаются и обмолачиваются колосья.)

     Как называется профессия человека, который управляет комбайном? (Комбайнер.)

     Как называют людей, которые сеют, выращивают, убирают хлеб? (Хлеборобы.)

    Для чего нужен грузовик? (Грузовик перевозит зерно.)

    На доске картинка «Мукомольный завод».

    Логопед. На этом заводе зерна перемалывают в муку. Как называется этот завод? (Мукомольный.)

    На доске картинка «Хлебозавод».

    Логопед.  На этой картинке изображен хлебозавод.

    Как вы думаете, что делают на хлебозаводе? (Выпекают хлеб, булки, батоны.)

    На доске картинка «Булочная».

    Логопед. Что изображено на картинке? (Булочная.)

     Для чего нужна булочная? (Это магазин, в котором продают хлеб.)

    Игра «Какой хлеб?»

     Логопед. Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

    Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб — всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб — главный продукт питания на столе в любое время приема пи щи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят: «Берегите хлеб! Хлеб — наше богатство!».

    Логопед. А все живём на земле, которую с древних времён люди называют «земля – матушка», «земля – кормилица». Мы с вами живём в Краснодарском крае и нашу малую Родину называют «Житница Кубань», т.е слова «жито» - обозначает – зерно, рожь, хлеб. Хлебная Кубань

                                 

                                    Игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

    Хлеб (хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня).

    Составление рассказа

    Дети по цепочке составляют рассказ по картинкам и хлебобулочным изделиям из «Чудесного мешочка»: «Для того чтобы вырастить хлеб, нужно вспахать землю. Потом с помощью сеялок засеять зерно. Осенью комбайном убирают урожай ржи, пшеницы. На мукомольном заводе из зерна получают муку. На хлебозаводе из муки выпекают хлебобулочные изделия. В булочной продают черный и белый хлеб, булки, батоны, пряники, печенье, сушки, сухари, рогалики, булочки, пирожки, кексы».

    Итог. О чем говорили на занятии?  Какая игра больше всего вам понравилась? Что узнали нового?

    - Молодцы, ребята!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

    Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Для ребенка с проблемами речевого развития важно не столько обучение, сколько образование. Процесс образования подразумевает умение воспринимать, интерпретировать и создавать образы.  Дети с общи...

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...