Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubn.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей  подготовительной группы

  Лексическая тема: «КУБАНЬ – РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ».

 Цель: Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Родной край».

Задачи:

Коррекционно — образовательные:

  • упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
  • учить образовывать предложные конструкции.

Коррекционно — развивающие:

  • развивать логическое мышление и связную речь детей;
  • активизировать словарь по теме;
  • формировать представления детей об истории родного края;
  • развивать умение согласовывать слова в предложениях;
  • закреплять знания детей о том, чем славится Кубань.

. Коррекционно — воспитательные:

-    воспитывать у детей познавательный интерес к  истории Кубанского казачества;

-     воспитывать любовь к родному краю.

        Методы и приемы: словесные, словесные с опорой на наглядность, наглядные, игровое мотивирование, ИКТ.

Словарная работа: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, «казак», «казачка», «казачий круг», земляки, саманная хата, плетень, крынки, макитра, рушник.

Оборудование: картины, детские рисунки, альбомы с иллюстрациями, цветные карандаши, макет «Кубанское подворье», ИКТ.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, иллюстраций, картин, предметов быта кубанского казачества; беседы о городе, крае; разучивание кубанских песен, игр, хороводов, поговорок и пословиц.

                                 

                                   ХОД    ЗАНЯТИЯ:

Зал оформлен картинками, детскими рисунками на тему: «Кубань, ты наша Родина!».  Звучит музыка, на экране слайды по теме: «Славься, Кубань».

1.Организационный момент.

Шумят, шумят желтеющие нивы,           Красою сердце веселя.

 Родимый край мой,

 Край судьбы счастливой,

 Земля отцов - моя земля.

2. Беседа по теме.

- Ребята, кто из вас знает, как можно назвать нашу малую Родину одним красивым словом? (Кубань). Всех жителей городов, станиц, поселков Краснодарского края можно назвать одним словом - «кубанцы». А еще все мы - земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая Родина.

Древняя земля Кубани раскинулась с севера на юг. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. На Кубани два моря: Азовское и Черное. Много у нас равнинных и горных рек. Есть озера, плавни и лиманы. Самая большая река - Кубань. Отсюда и название нашей малой Родины. Среди наших земляков - кубанцев - люди многих национальностей: русские, адыгейцы, украинцы, греки, армяне... Нам с вами повезло, что мы живем в таком удивительном месте. Кубань недаром называют жемчужиной России. Обильна и плодородна ее земля, уникальна и

самобытна народная культура, славная история казачества, великие военные и трудовые подвиги кубанцев.

  • Дети, как называется столица Краснодарского края? (Краснодар).
  • А сколько больших, красивых городов на нашей земле! Какие города Краснодарского края вы знаете? (Ейск, Анапа, Сочи,...)

3. Дидактическое упражнение «В нашем крае». 

Составление распространенных предложений.

В нашем крае много городов. Каких?

(Красивых, современных, больших, зеленых, благоустроенных, чистых, ...)

-        В нашем крае проживает много людей. Каких?
(Трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных, умных, красивых,
гостеприимных, смелых,...)

Главное - это люди, ваши земляки. Все те, чьим трудом создается богатство нашей Кубани.

4. Дидактическое упражнение «Путешествие по краю».

Дети «путешествуют» по краю, находят картинки и рассказывают об увиденном. (О морях, рыбах, диких животных, растениях, птицах, курортах...)

5. Физкультминутка.

На Кубани много хлеба (руки в стороны),

Высоко над нами небо (руки вверх, посмотреть на небо),

Соберем мы урожай (имитация сбора урожая),

Испечем мы каравай (показать круглый каравай),

Будем стол мы накрывать (соответствующие движения),

Песни петь и танцевать (танцевальные движения).

6. Дидактическое упражнение «Назови пословицу».

Казачья игра «Колесо».

Издавна наш народ славился не только звонкими песнями, зажигательными казачьими плясками, но и веселыми играми. Поиграем в казачью игру «Колесо». (Объясняю правила игры, играем с детьми 3-4 раза) (Дети по кругу передают колесо, украшенное лентами. Звучит музыка. Ребенок, в руках у которого по окончании музыки окажется колесо, должен назвать казачью пословицу).

7. Рассказ казака Остапа

У каждого народа - свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов.

Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки.  Давно, в древности, Кубань заселили переселенцы с Украины - запорожские казаки, с Дона - донские казаки. Переселенцам здесь очень понравилось. Грамоту на владение кубанскими землями казакам даровала царица Екатерина 2 в благодарность за верную службу. Казаки отважно защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сажали сады и огороды, сеяли ячмень и пшеницу. Так появлялись хутора, станицы и города.

В основе воспитания казака лежал труд - ежедневный нелегкий, с самых ранних лет. Девочек приучали к домоводству и рукоделию, к огороду и саду.

Мальчишек - к коню, топору и косе, к различным работам в поле. В труде ковались сила, ловкость, трудолюбие.

Самым святым чувством у казака была любовь к Родине, к своему родному краю. И это чувство прививалось с раннего возраста.

Казаки всегда пользовались уважением. Они были смелыми защитниками, лихими наездниками, веселыми танцорами, прекрасными певцами и великими тружениками.

У каждого народа существует свой национальный костюм, и у казаков есть своя неповторимая одежда. (Рассматривание картин).

8. Составление рассказа - описания «Кубанское подворье».          

        Развитие связной речи детей.

В середине двора стоит саманная хата, крытая соломой и камышом. Здесь живет большая дружная семья. Возле хаты построен сарай для домашних животных. Рядом сложен стог сена. Весь двор огорожен плетнем из хвороста и камыша, на нем висят глиняные кувшины - крынки, горшки. Перед хатой под навесом большая печь. На печи стоит чугунок, рядом лежит ухват. Около печи на лавке - макитра, накрытая расшитым полотенцем -рушником. Казачка в вышитой рубахе и ярком платке достает воду из колодца. Казак, одетый в бурку и папаху, снаряжает свою лошадь. Он собирается на казачий круг (собрание). Мальчики - казачата помогают отцу. На огороде растет тыква, арбузы, дыни, а вдоль плетня красуются подсолнухи. Как люба нам Кубанская земля!

9. Дидактическое упражнение « Что лишнее?». Рассматривание картины.

-Все перепутано в жилище казака. Помоги хозяевам разобраться, какие предметы здесь лишние?

10. Дидактическое упражнение «Вид из окна».                                          

 Ребята, посмотрите на рисунок. Узнаете? Это ваше окно. Нарисуйте вид из своего окна - маленькую частичку родного края, которую вы уже хорошо знаете, и, я надеюсь, очень любите.

11. Итог занятия.                                                                                                 

Ребята, именно вы - наследники нашей прекрасной кубанской земли: ее
истории, ее культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками
старших поколений. Вам, наследникам, бережно сохранять щедрые нивы и
луга, звонкие казачьи песни, память об истории земли нашей и ее
защитниках. Вам приумножать богатства родного края и замечательные
традиции наших земляков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...