Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Коррекционно - образовательные цели:

Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные и
согласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать
имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;
умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже
и т.д.

Расширять активный словарь детей по лексической теме «Зима».

Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос логопеда, составлять
предложения по предложенной теме.

Продолжать развивать умение координировать речь с движением, крупную моторику.
Коррекционно - развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического
восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе

Скачать:


Предварительный просмотр:


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-

грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей

логопедической группе по теме «Зима»

Автор: учитель-логопед Пецевич Наталья Сергеевна

г. Санкт- Петербург

2013г

Коррекционно - образовательные цели:

Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные и
согласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.

Продолжать развивать грамматический строй речи: закреплять умение образовывать
имена существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов;
умение правильно согласовывать все части речи в предложении в роде, числе, падеже
и т.д.

Расширять активный словарь детей по лексической теме «Зима».

Закреплять умение давать развёрнутый ответ на вопрос логопеда, составлять
предложения по предложенной теме.

Продолжать развивать умение координировать речь с движением, крупную моторику.
Коррекционно - развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического
восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,
самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки по теме «Зима», мяч, магнитофон,
подарки.

Ход занятия

Дети входят под музыку        

Л - Здравствуйте дорогие ребята. Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня к нам
пришло. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются, садятся на свои места)

1. Л - Ребята, о каком времени года загадка?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Д -Загадка о зиме.

Л - Правильно о зиме. Зима красивое время года, все переливается, искрится. С неба падают неповторимые белые снежинки. По утрам мороз на нашем окне рисует сказочные узоры. Давайте и мы с вами сегодня попробуем нарисовать сказочную, волшебную картину. Волшебную картину рисовать трудно. Но я думаю вы справитесь с такой задачей. Справитесь? (Дети отвечают).

Л- Какие приметы зимы вы знаете?

Д- Зимой идет снег. Солнце светит, но не греет. На земле лежат сугробы. (Л. Выставляет вырубные картинки: снежинки, маленькое солнышко, «сугробы».)

Д - Люди одевают тёплую одежду (Л. Выставляет вырубные картинки: шубу, шапку, варежки, валенки

Л - Какие зимние месяцы вы знаете? Д- Декабрь, январь, февраль.

  1. «Поймай слово».

Л -Сейчас я проверю внимательные ли вы ребята. Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши если услышите слово относящееся к зиме:

Бабочка, сугроб, лыжи, шуба, муравей, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.

Л -Молодцы, внимательно меня слушали, справились с заданием!

  1. Л        -Скажите пожалуйста, какое из слов самое длинное: Снег, санки, сосульки (дети называют)

Л - Давайте проверим (дети хлопают на каждый слог, считая их) Лёд, снеговик, лыжи (дети называют, проверяют)

  1. Л -Послушайте ещё загадку.

Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем, Нос приделали, и вмиг Получился...

(Дети дополняют предложение-Снеговик.)

Л - Какие зимние забавы, игры вам нравятся? Что любите делать зимой? (Дети называют Л. Выставляет вырубные картинки: санки, лыжи, коньки, снежки.,)

  1. (        Л. Выставляет двух снеговиков)

Л - Посмотрите у нас есть два снеговика, они разного размера. Один снеговичок маленький, а другой снеговик - обычного размера. Давайте сыграем в мяч. Я буду называть что есть у снеговика и кидать вам мяч, а вы в ответ назовете такую же часть маленького снеговичка и перекинете мне мяч обратно. Вот например у обычного
снеговика нос, а у маленького — носик.

(Рот- Ротик, шарф- шарфик, глаза-глазки, сапоги- сапожки, шляпа- шляпка, пуговицы-
пуговки, рукавицы- рукавички.)

6. Л -Молодцы, и с этим заданием справились.

Давайте теперь отдохнём. (Речь с движением.)

Дело было в декабре,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!

(Л. Выставляет: волка, зайчат, воробьёв)

Л -Как животные готовятся к зиме?

Д- Животные делают запасы, впадают в спячку, меняют шубу.
Л - Какие птицы к нам прилетают?

Д - К нам прилетают: синицы, снегири. (Л. Выставляет картинки)
6.

Л - Скажите пожалуйста, какой праздник бывает зимой?
Д- Зимой мы празднуем Новый год.

Л - Правильно, в каждом доме, в каждой квартире ставят ёлку и украшают её. (Л.
Выставляет ёлки) Ой, а наши то ёлки не наряжены. Давайте украсим ёлки
волшебными шарами. Только сделать это нужно правильно. Чтобы выполнить
следующее моё задание мы с вами должны вспомнить. Чем буквы отличаются от
звуков? (Дети отвечают).

Л - Как называются звуки, которые произносятся с голосом и при произнесении
которых воздух выходит через рот и не встречает преграды?

Д - Такие звуки называются гласные.

Л - Правильно, звуки же при произнесении которых воздух встречает преграду
называются...? (Дети дополняют предложение)

Л - Перед вами две ёлки, на ёлке с красной звездой все шары должны быть с Дети по очереди подходят к фланелеграфу, называет что изображено, определяет
первый звук, дают его характеристику, вешают шар на ёлку.

  • Сейчас проверим. Если вы правильно выполнили задание произойдёт волшебство и
    все шары на одной ёлке будут красного цвета, а на другой синего. (Л. Переворачивает
    шары. Все шары д.б. одного цвета, соответствующего звезде).
  • Молодцы справились с заданием.
  1. - Посмотрите, у нас получилась настоящая картина. По которой мы можем
    рассказать о зиме. (Каждый ребёнок говорит одно предложение.)
  2. Стук в дверь, входит Зима

3- Здравствуйте дети! Я зимушка- Зима. (Дети здороваются).

3-Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки, слышала и видела, как вы хорошо
выполняли задания. Слышала, как красиво обо мне, о Зиме говорили, вижу какую
зимнюю картину нарисовали. Я решила вас отблагодарить за ваше старание, подарить
вам подарки. (Зима дарит подарки, дети благодарят).

3 - Загостилась я у вас, а дел у меня еще много. До свидания ребята. (Зима уходит).

Л- Молодцы ребята, все очень старались, со всеми заданиями справились, Зиму
порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).


картинками названия, которых начинаются с гласного звука, а на ёлке с синей звездой
должны быть шары, названия которых начинаются с согласного звука. Чтобы
случилось волшебство мы с вами не должны ошибиться. (Л. Раздаёт вырубные шары)

Зайчата бросились вперед И прыгнули на елку. Они прижали ушки, Повисли, как игрушки. Десять маленьких зайчат Висят на елке и молчат. Висят они на ёлке Перехитрили волка. Дело было в декабре, — Подумал волк, что на горе Украшенная елка.

Дети по очереди подходят к фланелеграфу, называет что изображено, определяет
первый звук, дают его характеристику, вешают шар на ёлку.

Сейчас проверим. Если вы правильно выполнили задание произойдёт волшебство и
все шары на одной ёлке будут красного цвета, а на другой синего. (Л. Переворачивает
шары. Все шары д.б. одного цвета, соответствующего звезде).

Молодцы справились с заданием.

- Посмотрите, у нас получилась настоящая картина. По которой мы можем
рассказать о зиме. (Каждый ребёнок говорит одно предложение.)

Стук в дверь, входит Зима

3- Здравствуйте дети! Я зимушка- Зима. (Дети здороваются).

3-Я здесь кругом летала, заглядывала в окошки, слышала и видела, как вы хорошо
выполняли задания. Слышала, как красиво обо мне, о Зиме говорили, вижу какую
зимнюю картину нарисовали. Я решила вас отблагодарить за ваше старание, подарить
вам подарки. (Зима дарит подарки, дети благодарят).

3 - Загостилась я у вас, а дел у меня еще много. До свидания ребята. (Зима уходит).

Л- Молодцы ребята, все очень старались, со всеми заданиями справились, Зиму
порадовали. Давайте попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются и уходят).