Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

(вид занятия:  закрепление пройденного материала)

Автор конспекта:  Трушникова А.Г.,

учитель-логопед  МБДОУ

                           «Детский сад №8 комбинированного вида»

 г. Исилькуль, Омская область

Тема: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)

Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы 

Задачи: 

Коррекционно-образовательные

-Обобщить знания детей о разных видах транспорта, его функциях 

-Развивать связную речь: учить составлять описательные рассказы о транспорте по опорной схеме и вопросам;

-Закрепить навык использования предложно-падежных конструкций в предложениях;

-Совершенствовать навык составления сложноподчиненного предложения с союзом «потому что»);

-Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными;

 -Учить отвечать на вопросы полными предложениями;

-Учить образовывать новые слова с помощью приставок: по-, до-, в-, с-, об-, пере-;  родственных слов

Коррекционно-развивающие:
-Развивать зрительное и слуховое внимание; логическое мышление; пространственную ориентацию; мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки активности, чувства коллективизма;  умение слушать друг друга
Материал и оборудование:
ноутбук, презентация, карточка-схема описательного рассказа, лестница успеха по количеству детей, карточка продавца-консультанта для каждого ребёнка, игровое поле для игры «Путешествие машины», игрушечные машины, карточки для игры в парах «Подбери дорожные знаки».
Предварительная работа: рассматривание демонстрационного материала по теме, чтение стихов, загадок о транспорте, наблюдение за транспортом на прогулке, просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» https://yandex.ru/video/preview/17557296362656688326 

Ход занятия

  1. Вводная часть. 

          Организационный момент. 

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

- Предлагаю вам настроиться на занятие.

Игра «Слушай внимательно»
– Ребята, у вас внимательные ушки? Послушайте мои хитрые вопросы.
Машина «дружит» с автобусом или глобусом?
Самолет «дружит» с ракетой или газетой?
Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?
Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?
Поезд «дружит» с ракетой или котлетой?

II. Основная часть.

-  Скажите, вы догадались,  о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о транспорте. Тема нашего занятия – транспорт.

-Ребята, у меня для вас очень ответственное задание . Я решила купить себе автомобиль. А как его выбрать не знаю, вы мне поможете (ответы детей)

-А где же покупают автомобили? (ответы детей)

-Да,  в автосалоне.

- В магазине людям помогают продавцы – консультанты. Я сегодня покупатель, а вы продавцы – консультанты.  

- Чтобы стать хорошим продавцом – консультантом, вам нужно рассказать о транспортном средстве покупателю, отвечать на вопросы покупателя полным предложением, четко проговаривать слова, правильно строить фразы и внимательно слушать собеседника.

- Перед каждым из вас лежит лестница успеха, если вы справились с заданием сами, то ставите себя на верхнюю ступень, если вам помогали, то на среднюю, ну а если не справились с заданием, то на нижнюю.

- Вы готовы поработать продавцами-консультантами?

 - Как вы думаете, на чем же мы можем добраться до автосалона? Посмотрите на экран. Назовите одним словом то, что вы здесь видите (транспорт). 

– Какой бывает транспорт?

Дидактическая игра «Какой транспорт едет влево?» 

-Чтобы доехать до автосалона нам нужно выбрать транспорт, который едет вправо.

– Назовите его (автобус, бульдозер, грузовик, бетономешалка, пожарная машина).

Сколько машин получилось, сосчитаем (одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин).

–  В какую сторону едет остальной транспорт. 

– На каком транспортном средстве мы доедем до автосалона? (ответ детей)

–  Почему я не могу воспользоваться другими транспортными средствами?

–  Почему мне не подойдет пожарная машина? (ответ ребенка).

–  Почему мне не подойдет грузовик? (ответ ребенка).

–  Почему мне не подойдет бетономешалка? (Ответ ребенка).
      Выбрали транспортное средство, пора отправляться. Проходим и присаживаемся в автобус. (
садятся за столы)

 - Ребята, у вас получилось справиться  с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.

Дидактическая игра «Путешествие автобуса»

Упражнение на развитие межполушарного взаимодействия

- Перед вами схема – пути нашего движения.

-  Какие препятствия вы видите на нашем пути? (яма, речка, мост) 

- Поставьте свои автобусы на начало движения. Теперь мы кто? (водители) Слушайте внимательно мои команды. Готовы?  Поехали!

Усвоение глагола «ехать» с разными приставками

Игра “Ехали-ехали”.

- Я читаю стишок, вы будете выполнять действия вместе со мной, вам нужно будет продолжить стишок, если я остановлюсь. 

- Ехали мы, ехали, до ямы …. (доехали), в яму … (заехали)  из ямы (выехали)

и дальше … (поехали).

- Ехали мы, ехали, до речки … (доехали), мост … (переехали) и дальше … (поехали).

- Ехали, мы ехали, до автосалона … (доехали), на стоянку… (заехали), вот и … (приехали). 

-  Вот мы и приехали в автосалон. Посмотрите, какое разнообразие в выставочном зале автомобилей. 

 - Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.

Дидактическая игра «Один – много» 

- На витрине одна пожарная машина, а в магазине много пожарных машин

(Бетономешалка , полицейская машина, тяжелый самосвал, колхозный трактор) 

– А теперь самый ответственный момент, нужно подобрать мне автомобиль. Заходите в автосалон, располагайтесь в зале на стульях.

– Кто первый расскажет мне об автомобиле?

-Сейчас ты будешь продавцом-консультантом. Выбери автомобиль и расскажи о нем. 

– Пожалуйста, представься. Рассказывая об автомобиле, назови цвет и величину, из каких частей он состоит и для чего мне понадобится, куда я на нем могу отправиться. И поможет тебе схема – подсказка. 

Описательные рассказы детей.

- Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха.

Физкультминутка

Подвижная игра «Море, небо, дорога, рельсы». 

 Показ сигналов – обозначений (море, небо, дорога, рельсы )

– Море. Дети изображают корабль (руки вытягивают вперед, образуют треугольник вершиной вперед, покачиваются, как на волнах); 

– Небо. Изображают самолет («летают» в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга);

 – Дорога. Изображают езду на машине (изображают руль в руках)

– Рельсы. Встают друг за другом, изображая вагоны поезда

Слушаем еще наших консультантов.

-Молодцы! Мне очень понравились все автомобили. Я решила выбрать… а какую, вы догадаетесь сами.

 

Упражнение «На исключение лишнего». 

-Мой автомобиль не большой и не маленький, не желтый и не красный, с закрытым верхом. Догадались? Правильно. Молодцы!

 

Дидактическая игра  «Расставь знаки»( в парах на знание дорожных знаков)

– Скажите, а обратно на чем мы можем вернуться в город? (на автобусе,)

- Конечно,  только вот как найти остановку в большом городе?

- По смотрите у вас на столах картинки и дорожные знаки. Вместе расставьте дорожные знаки и объясните их значение.

- Нам пора возвращаться обратно в детский сад, занимайте свои места в автобусе . Наш автобус  отходит от остановки  и начинает набирать скорость

- Чтоб дорога не была скучной, отгадайте загадку:
        Шагаешь – впереди бежит,
        Оглянешься – домой бежит    (Дорога)

Игра «Семейка слов»
– Давайте, образуем слова похожие на слово «дорога».

-Как можно назвать дорогу, если она не одна? (дороги)

-Как можно назвать маленькую дорогу? (Дорожка.)
 Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька).
–  Как называют растение, которое растет рядом с дорогой? Подорожник.
– А как называют знаки на дороге? Дорожные.
–  Как назвать кафе, стоящее у дороги? Придорожное.
 Отлично! Вы подобрали много слов из одной семейки.

- Давайте их вместе назовём: дорога, дороги, дорожка, дороженька, подорожник, дорожные, придорожное.

- Ребята, вы справились с заданием, поставьте себя на лестницу успеха

Вот мы вернулись в детский сад.
III. Рефлексия

– Что вам сегодня больше всего запомнилось? Куда сегодня ездили? Зачем?

 - Кем вы сегодня были?

- Как вы считаете, у вас получилось рассказать покупателю о автомобиле полными предложениями?

- Как вы считаете, вы справились с заданиями?

-Спасибо вам, что вы помогли мне с выбором автомобиля. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»

Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...