Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Зарубина Наталья Анатольевна

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dikie_zhivotnye.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

для детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста

« Дикие животные»

Коррекционно-образовательные задачи: 

- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (туловище, лапы, голова. Хищники, травоядные, всеядные, детеныши, жилище -дупло, логово, нора, берлога); обогащение активного словаря относительными прилагательными;

- Формирование грамматического строя речи (обучение согласованию слов в  роде, числе, падеже; обучение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; совершенствовать навык согласования существительных с  числительными);

Коррекционно-развивающие задачи: 

-Развитие связной речи, умение составлять рассказы-описания по схемам-моделям;

-Развитие длительного плавного выдоха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением;

-Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-вызвать эмоциональный отклик и чувство прекрасного;

-воспитывать уважительное отношение друг к другу и  бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, магнитные предметные и сюжетные картинки с животными, их жилищами; «волшебный мешочек», карточки с изображением  животных;  панно «Лесная поляна»; схемы-модели; корзина с грецкими орехами; сундучок, книги о животных В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, проектор, презентация «Осенний лес»; макеты деревьев, разноцветные листья деревьев на ковре; «следы животных» (на каждом — номер задания), письмо; ароматизированные «еловые» веточки; дидактические игры: «Чей детеныш?», «Это чье, чьи, чья?», «Кто где живет?» и др.

Предварительная работа

Наблюдение за осенними изменениями в природе. Рассматривание листьев деревьев, формирование умения различать листья деревья по характерным особенностям. Рассматривание следов диких животных, формирование умения различать следы животных по характерным признакам. Разучивание упражнения «Сидит белка на тележке», игры – имитации «Дикие животные».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Вы согласны? (ответ детей) Тогда закрываем глаза, говорим : «1,2, покружились и в лесу мы очутились!»

2.        Основная часть.

- Вот мы и в лесу! (слайд с осенним лесом) Как здесь красиво! А скажите, какое сейчас время года? ( осень) Значит мы с вами в каком лесу? (осеннем) Давайте опишем словами осенний лес! Какой осенний лес?

Игра с листком [Активизация словаря .Обогащение лексики прилагательными] (дети передают листок и описывают ,называя признаки: красивый, разноцветный,  золотой и др.)

Логопед:  Ах, как  пахнет в осеннем лесу! Давайте почувствуем аромат!

( веточка ели, пропитанная маслом пихты на каждого ребенка). Вдыхаем носиком, выдыхаем , произнося протяжно «Ах»! (упр.повторяется 3 раза)

Упражнение «Разноцветные листочки». [Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными.]

Логопед: Смотрите, сколько здесь опавших листьев! Посмотрите, какие  они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

1-й ребёнок. Это оранжевый лист клёна.

Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

2-й ребёнок. А у меня жёлтый лист берёзы.

Логопед. Верно. Это жёлтый берёзовый листок.

3-й ребёнок. Я взяла красный лист осины.

Логопед. Это красный осиновый листок.

4-й ребёнок. Мне достался коричневый лист дуба.

      Логопед.  Коричневый дубовый листок. И т.д

Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед:  Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в

 воздухе. Начнётся листопад. Давайте повторим это красивое слово «листопад»! (дети повторяют) Положите на ладошку листья деревьев, полюбуйтесь на них, а теперь подуйте , чтобы устроить листопад! (дети дуют на листики). Упражнение выполняется три раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щёки и не поднимали плечи. Замечательно!

Логопед: Ребята, смотрите, тут какое-то письмо! Прочтем?

«Дорогие ребята! Мы, звери, приготовили для вас сюрприз — сундучок с кладом. Чтобы отыскать клад, вам надо пройти испытания, выполнить задания на волшебных следах. За каждое правильно выполненное задание вы получите подсказку, где отыскать клад. Желаем удачи! Лесные жители.»

Беседа по вопросам.

—   Кто такие лесные жители? (ответы детей)

—   Почему животных называют дикими? (ответы детей)

—   Назовите диких животных. (ответы детей)

—   Где живут дикие животные? (ответы детей)

Логопед: Хотите отыскать клад? Готовы к выполнению заданий? Тогда приступаем!

 (На магнитной доске — «следы животных» с номерами заданий.)

Ищем  птичий след с заданием № 1.

1 задание: «Это чье, чья, чьи?» .

Дети получают картинки с частями тела животных.

Примерный ответ: Это лисий хвост, это медвежьи уши, это ежиные колючки.

Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!

2 задание: Следы медведя  «Где моя мама?» («Чей детеныш?») .

На магнитной доске висит панно «Лесная поляна» с изображением диких животных. Рядом находятся картинки их детенышей.

Логопед: Животные гуляли на полянке, и детеныши потерялись. Помогите им. Вот лосенок, его мама — лосиха… (и т. д.)

Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!

3 задание: следы волка «Назови всю семью» (сюжетные картинки выбирают дети).

Логопед: Детеныши нашли своих мам и пап. Давайте назовем всю семью.

Приметный ответ. Это лисья семья. Папа — лис, мама — лисица, детеныш — лисенок.

Логопед: Давайте посчитаем детенышей, чтобы они  больше не терялись  

Игра « Один, три, пять»:

Примерный ответ: Один зайчонок, три зайчонка, пять зайчат…

Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!

4 задание: следы зайца  «Домики лесных жителей» («Кто где живёт?») .

Логопед: У всех зверей есть свой дом в лесу. Помогите животным найти свое жилище. Кто где живет?

На магнитной доске картины жилищ: берлога, нора, дупло, логово…. Дети прикрепляют к жилищу сюжетные картинки с семьей животных.

Примерный ответ. Это лисья семья, они живут в норе; это бобриная семья, они живут в хатке…

Логопед: А чем же они питаются дикие животные ? (Игра «Кто что ест?»)

Примерный ответ: медведь ест мед, малину, рыбу – он всеядный.

Волк ест мясо – он хищник.

Логопед: Справились с заданием? Получите подсказку!

5 задание: следы белки. Физкультминутка

Пальчиковая игра с грецкими орехами (у каждого ребенка в ладонях два ореха для перекатывания).

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Заиньке усатому,

Мишке косолапому,

Серому волчонку,

Колючему ежонку.

Игра – Имитация « Дикие животные»

По - лосиному красиво                                Руки — «рога» — над головой.

Ходит лось в лесу густом.                           Шаги с высоким подниманием ног.

По - мышиному пугливо                              Бег на месте мелкими шагами.

Семенит мышонок в дом.

И по - заячьи зайчишка                                 Прыжки вправо-влево.

Все спешит запутать след.

По - медвежьи ходит мишка,                        Руки в стороны. Ходьба

Косолап он с детских лет.                           наступая на внешнюю сторону стоп.

6 задание: следы лося «Расскажи о животном»  [Развитие связной речи.]

Дети достают из «волшебного мешочка»  картинки с изображением животных и

 составляют рассказы-описания по схемам-моделям, не называя животное. Другие дети должны отгадать кто это.

Примерный ответ. Это крупное животное. У него большое туловище и голова. На голове маленькие уши, нос, глаза, рот с острыми зубами. У него широкие 4 лапы, короткий хвост. Все туловище покрыто густой коричневой шерстью. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Питается всем: ягодами, корешками, медом, рыбой — он всеядный. Кто Это?

Логопед: Ребята, вот мы и выполнили все задания лесных жителей. Получили все подсказки. Теперь пора узнать, где спрятан сюрприз (дети составляют из разрезных картинок целую и узнают, где находится приз).

3. Итог занятия.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с осенним лесом и поблагодарим лесных жителей за подарок. (дети прощаются)

- Но чтобы вернуться , нам надо произнести:  «1,2, покружились и в саду мы очутились!»

Логопед: Ну вот, мы  снова в детском саду. Вам понравилась наша прогулка? Расскажите, чем занимались, какие задания было интересно выполнять, что показалось трудным, а с чем вы справились без труда.

Дети рассказывают о том, что они делали. Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙпо формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речив подготовительной к школе группе...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе...

Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

Тема занятия:  «Словообразование. Животные жарких стран»Цель занятия: образование названия детенышей  при помощи суффиксов       - ОНОК -, -ЁНОК-Зад...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...