Подгрупповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гавура Евгения Андреевна

Тема занятия:  «Словообразование. Животные жарких стран»

Цель занятия: образование названия детенышей  при помощи суффиксов       - ОНОК -, -ЁНОК-

Задачи:

  • обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия  детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;
  • развивающие: развивать  слуховое  восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать  общую и мелкую  моторику, развивать связную речь;
  • воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;
  • коррекционные: преодолевать речевой негативизм.

Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zharkih_stran.docx575.91 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие по

формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

логопед: Гавура Евгения Андреевна

Тема занятия:  «Словообразование. Животные жарких стран»

Цель занятия: образование названия детенышей  при помощи суффиксов       - ОНОК -, -ЁНОК-

Задачи:

  • обучающие: расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Животные жарких стран»; учить образовывать названия  детенышей животных жарких стран; закреплять знание графических схем предлогов «в», «на», «под», учить употреблять предлоги «в», «на», «под» в речи; учить отвечать полной фразой;
  • развивающие: развивать  слуховое  восприятие, зрительный гнозис, логическое мышление, развивать  общую и мелкую  моторику, развивать связную речь;
  • воспитательные: формировать навык сотрудничества, взаимодействия; воспитывать любознательность, эмоциональность;
  • коррекционные: преодолевать речевой негативизм.

Оборудование: изображения животных жарких стран и их детенышей, аудиозапись голосов животных, схемы предлогов: «в», «на», «под», разрезные картинки детенышей животных.

Ход занятия

Этапы

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Огр.

момент

1

Здравствуйте, ребята. Вижу вы в хорошем настроении. Сядем правильно: спина касается спинки стула, ноги дорожкой, руки – на ногах.

Дети садятся удобно.

Повто-рение изучен-ного

3

Ребята,  я приготовила для вас сюрприз.  Сейчас я включу запись. Послушайте звуки и попробуйте угадать, кто их издаёт.

Логопед включает запись звуков  обезьяны, тигра и слона.

Логопед открывает на доске изображения названных животных.

 

обезьяна.jpg    тигр.png     слон.jpg

Ребята, о чем мы будем сегодня говорить?

Где живут эти животные?

Правильно. Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Сейчас я загадаю вам загадки, попробуйте их отгадать.

По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит... (крокодил).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог).

Он высокий и пятнистый, с длинной-длинной шеей, и питается он листьями – листьями деревьев (жираф). Логопед открывает изображения животных: крокодил, носорог,  жираф.

        крокодил (2).jpg носорог2.png жираф.jpg

         

Каких животных жарких стран вы еще знаете?

Молодцы. Логопед выставляет изображения, названных животных.

      бегемот.jpg        лев.jpg

Дети называют животных, издающих звуки.

О животных.

В жарких странах.

Дети отгадывают загадки.

Бегемот.

Лев.

Предъяв-

ление

нового

материа-ла

5

Ребята, у животных, как и людей, есть дети.

Посмотрите, кто изображен на картинке? Логопед предъявляет изображение слона со слоненком.

слоны.jpg

Слон – большой, а  рядом с ним детеныш? Как его называют?

Детеныш слона называется слоненок. Повторим вместе, слоненок.

Ребята, помогите мне, подскажите, как называются детеныши у  животных жарких стран. Мы уже знаем, что детеныш слона – слоненок.

Упражнение «Назови детеныша»

«    Это кто?  показ картинок животных и их детенышей.

         лев.jpg      львенок.jpg

У льва детеныш  как называется?

Данис, повтори, пожалуйста.

Молодец.

Это …

У тигра …

       тигр.png           тигренок.jpg

Давид, повтори, пожалуйста.

Хорошо.

Это …

У верблюда …    Верблюжонок.

         верблюд.jpg         верблюженок 2.png

Скажем вместе. Верблюжонок. Логопед стимулирует к ответу молчащих детей.

Это …

У кенгуру детеныш называется …

            kangaroo_PNG5.png    кенгуренок 2.jpg

Кенгуренок. Повторим все вместе.

Смотрим дальше. Это …

У неё детеныш называется …

Нет, ребята. Детеныш черепахи – черепашонок. Повторим вместе, черепашонок.

    черепаха.jpg     черепашонок.jpg

Напомните мне, как мы назовем всех  этих малышей (показ детенышей) одним словом.

Ребята, сейчас проверим, как вы запомнили названия детенышей животных жарких стран.

Игра «Путаница»

Я буду называть детеныша и его родителя, а вы мне будете помогать: говорить верно я сказала или ошиблась?  Готовы? Верблюжонок – это детеныш зебры.

А чей же тогда?

Скажите полной фразой.

Ладно. Черепашонок – детеныш кенгуру.

Как нет? А чей же тогда? Кристина ответит полной фразой.

А у кенгуру, тогда как детеныш называется?

Хорошо. Слоненок  – детеныш верблюда.

Помогите, мне, я запуталась. Слоненок, чей детеныш? Вася, ответь полной фразой.

Хорошо, Вася.

Ребята, вы помогли мне разобраться с названиями детенышей животных.

Слон.

Слоник.

Слоненок.

Лев.

Львенок.

Львенок.

Тигр.

Тигренок.

Тигренок.

Верблюд.

Дети затрудняются с ответом.

Верблюжонок.

Кенгуру.

Дети затрудняются с ответом.

Кенгуренок.

Черепаха.

Черепашка.

Черепашонок.

Это детеныши.

Нет.

Верблюда.

Верблюжонок – детеныш верблюда.

Нет.

Черепашонок – детеныш черепахи.

Кенгуренок.

Нет.

Слоненок – детеныш слона.

Динами-ческая

пауза

1

Предлагаю пойти на палас и немного размяться. Сейчас мы постараемся изобразить  еще одно животное жарких стран.

Физминутка. «Мартышки»

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем!

Молодцы, присаживайтесь на стулья.

Дети выполняют все то, о чем говорится в стихотворении.

Закрепле-ние

изучен-ного

5

Ребята, пока мы делали разминку, животные разбежались. Найти их нам помогут маленькие словечки. Давайте их назовем. Логопед показывает схемы предлогов –В-, -ПОД-, -НА-

предлог в.jpg  предлог под.jpg  предлог на.jpg

Посмотрите внимательно. Мы узнаем, где спрятался бегемот, если вы правильно назовете картинки.  Показ трех изображений: бегемот, в, вода.

               бегемот.jpgпредлог в.jpgвода.png       

Логопед показывает картинку с правильным ответом.

бегемот в реке.jpg

Хорошо. Кто еще убежал? Обезьяна, на, ветка (дерево).

обезьяна.jpgпредлог на.jpgветка.png

Логопед показывает картинку с правильным ответом.

обезьяна на ветке.jpg

Молодцы. Смотрим дальше. Слоны, под, зонт.

два слона.jpgпредлог под.jpgзонт.jpg

Логопед показывает картинку с правильным ответом.

слоны под зонтом.jpg

Где же тигр? Тигр, на, скала.

тигр.pngпредлог на.jpgскала.png

Логопед показывает картинку с правильным ответом.

тигр на скале.jpg

Где зебра? Зебра, в, трава.

зебра.jpgпредлог в.jpgтрава.png

Логопед показывает картинку с правильным ответом.

зебра в траве.jpg

Ребята, взрослых животных мы нашли. А детеныши  тоже пропали.

Игра «Собери картинку» (картинки: слоненок, тигренок, кенгуренок, львенок). Ребята, соберите разрезные картинки. Мы посмотрим, какого детеныша вы отыскали.

Давид, у тебя кто получился?

Слон это взрослое животное, а мы собираем детенышей. Кто у тебя?

Денис, помоги нам. Как называется детеныш слона?

Давид, кто у тебя? Скажи полной фразой.

Ева, кто у тебя?

Вася, кто у тебя?

Ваня, а у тебя?

Ребята, помогите Ване. Как называется детеныш кенгуру?

Замечательно, ребята!

В.

Под.

На.

Бегемот в воде.

Обезьяна   на ветке.

Слоны  под зонтом.

Тигр на камне.

Зебра в траве.

Дети собирают картинки.

Слон.

Слоник.

Слоненок.

У меня слоненок.

У меня тигренок.

У меня львенок.

Ребенок молчит.

Кенгуренок.

Итог

занятия

2

Ребята, все малыши любят играть в прятки. Поиграем с ними?

Игра «Кто спрятался»

Посмотрите на детенышей внимательно. Сейчас вы закроете глаза, а кто-то из детенышей спрячется. Вам надо будет назвать, кто спрятался. Логопед помещает на доске кенгуренка, слоненка, тигренка, львенка. Затем прячет одного детёныша.

 кенгуренок 2.jpgслоненок.jpg тигренок.jpg  львенок.jpg

Ребята, мы с вами отыскали всех детенышей.

О каких животных мы говорили?

Что нового вы узнали?

Чему мы сегодня учились? Обращение к картинкам.

Как называют детеныша слона?

Как называют детеныша кенгуру?

Кто это?

А это?

Как мы назовем их, одним словом?

Молодцы, ребята. Наше занятие окончено, отдыхайте.

Дети называют, того, кто спрятался.

Спрятался тигренок и т.д.

Мы говорили

о животных жарких стран.

У животных есть детеныши.

Мы учились называть детенышей.

Слоненок.

Кенгуренок.

Тигренок.

Львенок.

Детеныши.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе "Буми в гостях у ребят"

Занятие для детей 6-7 лет с ОНР. На данном занятии в игровой форме  дети закрепляют умение образовыватьотносительные прилагательные и учатся использовать их в связной речи...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...