Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Емельянова Елена Владимировна

Конспект

подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

 в старшей группе компенсирующей направленности

Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

подгруппового логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

 в старшей группе компенсирующей направленности

Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

                                                          Автор: Емельянова Е.В.,

                                                        учитель-логопед  МАДОУ

                                                        «Детский сад №6»

Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов.

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;

- активизировать словарь по теме «Дикие животные»;

- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;

- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;

- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;

- формировать навык построения предложений.

Коррекционно-развивающие задачи:

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать воображение, раскрепощение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: игрушки и предметные картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь; мяч; схема составления синквейна.

I. Организационный момент.

Игра «Кто кем будет?»  (Игра  с мячом)

Логопед. Кем будет лисенок?

Кем будет зайчонок?

Кем будет волчонок?

Кем будет медвежонок?

Кем будет ежонок?

Кем будет бельчонок?

Кем будет кабаненок?

Кем будет мышонок?

II. Постановка цели.

Логопед. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? Почему этих животных называют дикими?

III. Подбор слов-признаков.

1. Отгадывание загадок.

2. Игра «Подбери признаки»

Выставлены картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь.

Логопед загадывает загадку. Дети отгадывают. Эту картинку логопед берёт в руки и объясняет правила игры. Я назову слово-признак о лисе, передам картинку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак.

Загадки о диких животных.

  • Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    Как зовут её?  (лиса)

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.   (заяц)

  • Серый, страшный и зубастый
    Произвел переполох.
    Все зверята разбежались.
    Напугал зверят тех…    (волк)

Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь….     (медведь)

  • Сердитый недотрога
    Живёт в глуши лесной.
    Иголок очень много,
    А нитки не одной.      (ёж)

Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?   (белка)

  • У него нос пятачком,

Хвостик маленький – крючком.

Он любитель желудей,

Корешков, грибов и змей.

С двумя грозными клыками,

С мощной шеей и ногами

В ямы прячется в буран…

Кто, скажите, он?     (Кабан)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Под полом таится,
Кошки боится.     (мышь)

Слова-признаки.

заяц (какой?) –   трусливый,  глазастый, длинноухий и т.д.

волк (какой?) – зубастый, голодный, серый и т.д.

медведь (какой?) – большой, неуклюжий, бурый и т.д.

лиса (какая?) – рыжая, хитрая, пушистая и т.д.

еж (какой?) – колючий, маленький, пугливый и т.д.

белка (какая?) –  шустрая,  умная, ловкая,  быстрая и т.д. 

кабан (какой?) – лесной,  хитрый, сильный и т.д.

мышь (какая?) – серая, маленькая, юркая и т.д.

 IV. Физминутка.

Психогимнастика.

V. Образование глаголов от звукоподражаний.

Игра «Кто как голос подаёт?»     (Игра  с мячом)

заяц (что делает?) - лопочет

волк (что делает?) – воет

медведь (что делает?) – ревет

лиса (что делает?) – тявкает

еж (что делает?) – фыркает

белка (что делает?) – цокает

кабан (что делает?) – хрюкает

мышь (что делает?) – пищит

 VI. Подбор слов-действий.

Игра «Что делает?»

На доске картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь.

Логопед. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.

А что ещё  делают дикие животные?

Что делает заяц?  прыгает, прячется, грызет и т.д.

Что делает волк?  рычит,  воет, охотится и т.д.

Что делает медведь? спит, переваливается, косолапит, охотится и т.д.

Что делает лиса? выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает и т.д.

Что делает еж? бегает, нюхает, топает, фыркает и т.д.

Что делает белка? резвится,  скачет, грызет прыгает и т.д.

Что делает  мышь? грызет, прячется, бегает, пищит и т.д.

Что делает кабан? спит, лежит, ест, хрюкает и т.д.

VII. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

(На доске: схема составления синквейна)

Логопед. Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?

Заяц.

Трусливый,   длинноухий 

Прыгает, прячется, грызет

Живет в диком лесу

Я пожалею зайку

Волк.

Зубастый, голодный

Рычит,  воет, охотится

Волка ноги кормят.

Страшный дикий зверь

Медведь.

Неуклюжий, бурый

Спит, переваливается, косолапит

Зимой спит  в берлоге

Дикое животное

Лиса.

Рыжая, хитрая

Выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает

Лиса-всему свету краса

Обманщица

Еж.

Колючий,  пугливый

Нюхает, топает, фыркает

Сворачивается в клубок

Дикое животное

Белка.  

Умная, ловкая

Резвится,  скачет, грызет .

Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек

Проворный зверек

Мышь.

Маленькая, юркая

Грызет, прячется,  пищит

Очень боится кошек

Хитрый зверек

Кабан.

Лесной,  хитрый

Спит, ест, хрюкает

У кабана есть клыки

Дикое животное

VIII. Итог.

Логопед. Ребята, вы молодцы!  Посмотрите, какие животные довольные.

Теперь скажите, о каких животных вы рассказывали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...

Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Дикие животные нашего края зимой»

Самоанализнепосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленностидля детей с ТНР по теме «Дикие животные нашего края зимой...

План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Основные задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащение словарного запаса по...