Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект
подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
подгруппового логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
и развитию связной речи
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Автор: Емельянова Е.В.,
учитель-логопед МАДОУ
«Детский сад №6»
Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».
Цель: Развитие связной речи через составление синквейнов.
Коррекционно-образовательные задачи:
- учить составлять синквейн, опираясь на заданную схему по индивидуальным картинкам;
- активизировать словарь по теме «Дикие животные»;
- закреплять в речи категорию творительного падежа существительных;
- упражнять в образование глаголов от звукоподражаний;
- упражнять в подборе слов-признаков, слов-действий;
- формировать навык построения предложений.
Коррекционно-развивающие задачи:
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать воображение, раскрепощение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.
Оборудование: игрушки и предметные картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь; мяч; схема составления синквейна.
I. Организационный момент.
Игра «Кто кем будет?» (Игра с мячом)
Логопед. Кем будет лисенок?
Кем будет зайчонок?
Кем будет волчонок?
Кем будет медвежонок?
Кем будет ежонок?
Кем будет бельчонок?
Кем будет кабаненок?
Кем будет мышонок?
II. Постановка цели.
Логопед. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить? Почему этих животных называют дикими?
III. Подбор слов-признаков.
1. Отгадывание загадок.
2. Игра «Подбери признаки»
Выставлены картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь.
Логопед загадывает загадку. Дети отгадывают. Эту картинку логопед берёт в руки и объясняет правила игры. Я назову слово-признак о лисе, передам картинку тому, кто повторит моё слово и добавит своё слово-признак.
Загадки о диких животных.
- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (лиса)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (заяц)
- Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех… (волк)
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берёт.
Грозно может зареветь
Косолапый зверь…. (медведь)
- Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
- У него нос пятачком,
Хвостик маленький – крючком.
Он любитель желудей,
Корешков, грибов и змей.
С двумя грозными клыками,
С мощной шеей и ногами
В ямы прячется в буран…
Кто, скажите, он? (Кабан)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Под полом таится,
Кошки боится. (мышь)
Слова-признаки.
заяц (какой?) – трусливый, глазастый, длинноухий и т.д.
волк (какой?) – зубастый, голодный, серый и т.д.
медведь (какой?) – большой, неуклюжий, бурый и т.д.
лиса (какая?) – рыжая, хитрая, пушистая и т.д.
еж (какой?) – колючий, маленький, пугливый и т.д.
белка (какая?) – шустрая, умная, ловкая, быстрая и т.д.
кабан (какой?) – лесной, хитрый, сильный и т.д.
мышь (какая?) – серая, маленькая, юркая и т.д.
IV. Физминутка.
Психогимнастика.
V. Образование глаголов от звукоподражаний.
Игра «Кто как голос подаёт?» (Игра с мячом)
заяц (что делает?) - лопочет
волк (что делает?) – воет
медведь (что делает?) – ревет
лиса (что делает?) – тявкает
еж (что делает?) – фыркает
белка (что делает?) – цокает
кабан (что делает?) – хрюкает
мышь (что делает?) – пищит
VI. Подбор слов-действий.
Игра «Что делает?»
На доске картинки: заяц, волк, медведь, лиса, еж, белка, кабан, мышь.
Логопед. Ребята, как животные голос подают, вы знаете.
А что ещё делают дикие животные?
Что делает заяц? прыгает, прячется, грызет и т.д.
Что делает волк? рычит, воет, охотится и т.д.
Что делает медведь? спит, переваливается, косолапит, охотится и т.д.
Что делает лиса? выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает и т.д.
Что делает еж? бегает, нюхает, топает, фыркает и т.д.
Что делает белка? резвится, скачет, грызет прыгает и т.д.
Что делает мышь? грызет, прячется, бегает, пищит и т.д.
Что делает кабан? спит, лежит, ест, хрюкает и т.д.
VII. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.
(На доске: схема составления синквейна)
Логопед. Ребята, чтобы наши животные не обиделись, можно в четвёртой строчке, составить предложение, чем вы их угостите?
Заяц.
Трусливый, длинноухий
Прыгает, прячется, грызет
Живет в диком лесу
Я пожалею зайку
Волк.
Зубастый, голодный
Рычит, воет, охотится
Волка ноги кормят.
Страшный дикий зверь
Медведь.
Неуклюжий, бурый
Спит, переваливается, косолапит
Зимой спит в берлоге
Дикое животное
Лиса.
Рыжая, хитрая
Выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает
Лиса-всему свету краса
Обманщица
Еж.
Колючий, пугливый
Нюхает, топает, фыркает
Сворачивается в клубок
Дикое животное
Белка.
Умная, ловкая
Резвится, скачет, грызет .
Белка готовит к зиме запасы грибов и шишек
Проворный зверек
Мышь.
Маленькая, юркая
Грызет, прячется, пищит
Очень боится кошек
Хитрый зверек
Кабан.
Лесной, хитрый
Спит, ест, хрюкает
У кабана есть клыки
Дикое животное
VIII. Итог.
Логопед. Ребята, вы молодцы! Посмотрите, какие животные довольные.
Теперь скажите, о каких животных вы рассказывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по развитию фонематического восприятия и формированию лексико-грамматических категорий «В стране добрых дел» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Конспект даст возможность грамотно построить работу по развитию и формированию лексико - грамматических категорий...
Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"
Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...
Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...
Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи старший возраст.
Лексическаятема Формирование словаря и грамматического строя Связная речь...
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Дикие животные нашего края зимой»
Самоанализнепосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленностидля детей с ТНР по теме «Дикие животные нашего края зимой...
План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Основные задачи:Коррекционно-образовательные:Обогащение словарного запаса по...