Главные вкладки

    Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Дудкина Татьяна Викторовна

    Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 46 «Кот в сапогах»

    Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни

    Тема «К нам весна шагает…».

    Дудкина Татьяна Викторовна

                                                                    учитель-логопед

    высшей категории

    Нижневартовск 2016

    Тема «К нам весна шагает…».

    Дети вместе с педагогом обобщают представление о весне и типичных весенних явлениях в природе. В процессе расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.

    Коррекционно-образовательные цели:

    • Обобщение представлений о весне и весенних явлениях в природе.
    • Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Весна».

    Задачи:

    • Упражнять в подборе синонимов и антонимов, признаков и действий  к предметам.
    • Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.
    • Закреплять разные способы словообразования (прилагательные и существительные – с помощью уменьшительных суффиксов, приставочных глаголов) и употребления предложно-падежных конструкций.
    • Развивать интонационную и эмоциональную  выразительность.
    • Развивать художественные и творческие способности.        

     Коррекционно-развивающие цели:

    • Развитие связной речи, фонематических процессов, речевого слуха, сухового внимания и пмяти, мышления, творческого воображения, тонкой моторики.

    Коррекционно-воспитательные цели: 

    • Воспитание эмоционального отклика на изображение на картине, инициативности, самостоятельности.

    Материал и оборудование:

    • Весенние пейзажи;
    • Мяч; картинки природных явлений;
    • Солнце с лучиками;
    • Скворечник и скворец;
    • Презентация по теме;
    • Фишки для звукового анализа

    Предварительная работа:  Беседы о весне, наблюдения во время прогулки, рассматривание картин, заучивание стихов о весне.

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Логопед: К нам в гости пришли  ваши родители. Они хотят посмотреть на вас, как вы подросли и как много узнали. Подарим улыбки и каждый из вас поприветствует гостей,  как хочет. – Прислушайтесь!

     Кто это так тихо прошагал за окном?

     Кто пришёл так тихо-тихо?

     И никто из вас не слышал, как листок из почки вышел,

     И услышать не могли вы, как зеленые травинки,

     Сняв зелёные ботинки, тихо вышли из земли.

     И подснежник тихо вышел. И повсюду тишина.

     Это значит, это значит  тише всех пришла… (весна).   (СЛАЙД 2)

     – Вы конечно узнали, это весна. Назовите самые первые признаки весны в природе. (Выставляются картинки). На улице пасмурно, а так хочется чтобы солнышко всегда с нами было. Где же оно? Пойдемте  его искать.  Какая самая главная примета весны? От нее зависят все остальные приметы.   (СЛАЙД 3)

    Дети: Солнце.

    1. Основная часть
    1. Игра «Подбери признаки и действия к предмету»

    Логопед:  Кто же это?      (СЛАЙД  4)

    Дети: Улитка.

    Логопед:  Здравствуй, улитка! Мы ищем солнышко. Помоги нам его найти.

    Улитка:  Здравствуйте, дети! Я по земле ползаю, в небо не смотрю. Солнышко не встречала, но оно обронило лучик. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Придумайте, как можно больше слов-признаков и действий про весенние явления. Небо какое? (СЛАЙД  5)

    Дети:  Голубое, высокое, чистое.

    Улитка:  Солнце какое? Чтоделает? (СЛАЙД  6)

    Дети:  Весеннее, яркое, теплое. Светит, пригревает, ласкает.

    Улитка: Снег какой? Чтоделает?

    Дети: Темный, рыхлый, грязный. Темнеет, оседает, тает.

    Улитка:  Ручьи какие? Что делают? (звук)

    Дети: Быстрые, прозрачные, звонкие. Бегут, звенят, журчат.

    Улитка:  Ветер какой? Чтоделает? (звук)

    Дети: Свежий, весенний, теплый. Дует, ласкает, освежает.

    Улитка: Цветы какие? Что делают?

    Дети: Первые, нежные, тонкие, красивые. Появляются, расцветают, пахнут, радуют.

    Улитка:  Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД  7)

    2. Игра  с мячом «Назови ласково»

    Логопед:  Продолжаем искать весеннее солнышко. Угадайте, что за рыжий мячик прыгает по веткам и щелкает орехи?

    Дети: Белочка. (СЛАЙД 8)

    Логопед: Как вы догадались?

    Дети: С приходом весны она поменяет зимнюю шубку серую на новую рыжую и др.

    Логопед:  Спросим у белочки про солнышко. Здравствуй, белочка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

    Белочка:  Здравствуйте, дети! Я прыгаю с ветки на ветку, но солнышко не встречала. Я его вам отдам, если поиграете со мной. Порадуйте меня весенними, ласковыми словами о весне, тогда и скажу. Как ласково можно назвать теплое солнце? Быстрый ручей? Рыхлый снег? Легкий ветер? Тонкий лед? Нежный цветок? Молодая трава? (СЛАЙД 9)

    Дети играют в кругу с мячом: Тепленькое солнышко, быстренький  ручеёк, рыхленький снежок, легонький ветерок.

    3. Физминутка «Заботливое солнышко».  (СЛАЙД 10)

    Солнце с неба посылает лучик, лучик, лучик.

    (Дети ритмично скрещивают руки над головой.)

    И им смело разгоняет тучи, тучи, тучи.

    (Плавно покачивают руки вверху.)

    Летом нежно согревает щечки, щечки, щечки.

    (Ритмично потирают щеки.) 

    А весной на носик ставит точки-точки-точки.

    Золотят веснушки деток.

    (Ритмично постукивают пальцем по носу.) 

    Очень нравится им это!

    Белочка:  Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 11)

    4. Игра «Скажи наоборот»

    Логопед: Продолжаем искать весеннее солнышко. Это кто на пеньке сидит? Отгадайте загадку. Шубка — иголки. Свернётся он — колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это?  

    Дети: Ёж . (СЛАЙД 12)

    Логопед:  Спросим у ежика про солнышко. Здравствуй, ежик! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

     Ежик: Здравствуйте, дети! Я спал всю зиму и проснулся весной, но солнышко на земле мне не встречалось. Как-то бежал по лесным проталинкам, мимо ручейков и нашел весенний лучик. Я его вам отдам, если поиграете.

    Логопед: Вставайте в кружок поиграем в игру «Скажи — наоборот» (игра с мячом). (СЛАЙД 13)

    Ежик: Зимой небо пасмурное, а весной…                Дети: — Ясное.

    Ежик: Зимой солнце стоит низко, а весной…                Дети: — Высоко.

    Ежик: Зимой воздух холодный, а весной…                Дети: – Теплый.

    Ежик: Зимой день короткий, а весной…                        Дети: – Длинный.

    Ежик: Молодцы! Вот вам лучик. (СЛАЙД 14)

    5. Игра «Выдели первый и последний звук в слове, обозначь нужной фишкой»

    Логопед: Лучиков много, а солнышко не нашли. Что же нам делать? Продолжим искать солнышко.

    Логопед:  А этот герой, подмочил шкуру, проснулся и вылез из берлоги. Кто это? А почему проснулся недовольный? Покажем, какие чувства мишка испытал: как медведь проснулся,  испугался, разозлился, вылез из берлоги, удивился, обрадовался, что пришла весна.  (СЛАЙД 15)

    Логопед: Здравствуй, мишка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

    Медведь: Поиграйте со мной со словами и звуками. Выделите  первый и последний звук в слове,  обозначьте  нужной фишкой. Повторите эти слова и назовите самое длинное, короткое.  (СЛАЙД 16)

    Слова: проталина, ветер,  лужа, весна, лист.

    Медведь:  Молодцы! Вот вам лучик.  (СЛАЙД 17)

    Логопед: Давайте с лучиком немножко поиграем, повторяйте за мной.

    6.Координация речи с движением «Строители»

    Мы без дела не сидим, домик птичкам мастерим.

    Мы построим птичкам дом. Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

    Молоток наш верный друг. Вот готов для птичек дом.

    Это кто пожил за морем, а  теперь летит над полем

    В деревянный свой дворец? Это — черненький скворец!  . (СЛАЙД 18)

    Логопед:  И к нам прилетел гость скворец-скворушка. Здравствуй, скворушка! Мы ищем солнышко. Подскажи, где нам его найти?

    Скворец: Здравствуйте, дети! Подскажу, если ответите на вопросы. Скажите, как называется домик скворца? (Показать скворечник).

    Дети:  Скворечник.

    Логопед:  Молодцы!

    7. Игра «Где сидит скворец?»

    Логопед: Посмотрите,  что делает, где сидит скворец? (СЛАЙД 19)

    Логопед ставит на стол скворечник и совершает манипуляции с игрушкой. Дети их комментируют.

    Дети: Скворец вылетел из скворечника. Скворец облетел вокруг скворечника.  Скворец взлетел на крышу скворечника.  Скворец слетел с крыши скворечника и улетел и т.д.  Скворец: Вот вам весенний лучик. Солнышко где-то рядом. Расскажите стихотворение о весне по картинкам, солнышко вас обязательно услышит.  (СЛАЙД 20)

    8.Заучивание стихотворения по картинкам

    Логопед: Давайте расскажем стихотворение о весне по картинкам и пригласим наших гостей поиграть с нами.  (СЛАЙД 21, 22)

    Вот и пришла к нам весна, после зимы наступила она.

    Солнышко светит и греет, снег на земле чернеет.

    А на речке тает лед, а  на речке - ледоход.

    Ручейки проворно бегут,  одуванчики с травкой растут.

    На деревьях набухают почки,  из них вылезают листочки.

    Насекомые выползают, птицы с юга прилетают.

    Логопед: Какие весенние признаки вы запомнили? Ответьте полным предложением.

    Дети: Весной тает снег и лед. Весной журчат веселые ручейки и т.д.

    9. Игра «4-й лишний»

    Логопед: Вот и солнышко нашли!  Солнышко хочет с нами поиграть  в игру «4-й лишний»:

    • Март, весна, апрель, май;
    • Солнце, ручьи, листопад,ледоход.

    Дети выделяют лишнее и объясняют свой выбор.

    1. Итог и окончание занятия.

    Логопед: Молодцы! Все трудности преодолели, все задания выполнили.Пора возвращаться в группу. Что особенно понравилось на занятии? Солнышко благодарит вас и дарит раскраски.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста №2 на 2015 – 2016 учебный год

    Настоящая программа рассчитана на один год работы с детьми, является приложением к адаптированной  образовательной программе МАДОУ ДС № 46 «Кот в сапогах». Рабочая программа педагога дошколь...

    Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст).

    Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с «Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», Филичева Т.Е., Г.В. Чиркина, 2005г., является ком...

    Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

    Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

    Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

    Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

    Перспективное планирование работы в группе  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

    Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 5-6 лет

    В условиях модернизации образования на основании инструктивного письма от 02.06.1998 года № 89/34 – 16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педаг...

    Рабочая учебная программа группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-7 лет

    Содержание Программы включает совокупность образовательных областей и  ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого...