План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Парфёнова Юлия Викторовна

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Обувь».

Формирование умения составлять описательный рассказ по схеме.

 Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

 Развитие слухового внимания.

 Развитие представлений о словах-омонимах.

 Развитие пространственной ориентации.

 Развитие внимания, восприятия, воображения.

 Развитие мелкой моторики.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у  детей умение работать самостоятельно.

Воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatiee_po_teme_obuv.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи дошкольников с ОНР на тему «Обувь»

Тема: «Обувь»

Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Основные задачи:

Коррекционно-образовательные:

Обогащение словарного запаса по лексической теме «Обувь».

Формирование умения составлять описательный рассказ по схеме.

 Упражнять в образовании относительных прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; образовании существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

 Развитие слухового внимания.

 Развитие представлений о словах-омонимах.

 Развитие пространственной ориентации.

 Развитие внимания, восприятия, воображения.

 Развитие мелкой моторики.

 Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать у  детей умение работать самостоятельно.

Воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль речи.

Оборудование: предметные картинки (тапочки, ботинки, кеды, туфли, босоножки, кроссовки, сапоги зимние, сапоги весенние, шлепки, сланцы, раздаточный материал: две картинки с изображением обуви, разрезанные на пять частей; картинки с контуром обуви; картинка с изображением полки с обувью.

 Лексико-грамматический материал:

  • Игра «Повтори не ошибись».
  • Игра «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».
  • Игра «Назови детали обуви».
  • Игра с мячом «Магазин».
  • Развитие мелкой моторики.
  • Игра «Большой - маленький».
  • Согласование существительных с числительными.
  • Развитие внимания, восприятия, воображения.
  • Игра «Что пропало? ».
  • Развитие пространственной ориентации.
  • Отгадай по описанию.

Ход занятия:

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

 -Здравствуйте, ребята! Давайте изобразим на лице радость, для этого улыбаемся, глазки светятся. Молодцы! Зарядились положительной энергией!

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ (СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ)

 -Мы сегодня будем говорить об обуви. Перечислите обувь, которую вы знаете.  (дети перечисляют)

 Затем логопед показывает ту обувь, которую дети не назвали.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

Игра «Повтори не ошибись».

 Логопед говорит ряд слов, а дети по одному повторяют.

 Тапки- ботинки- босоножки

 Сапоги- ботинки- туфли

 Кеды- ботинки- сапоги

 Шлепки- туфли- кроссовки

 Валенки- туфли- босоножки

 Сандалии- шлепки- босоножки

Игра «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».

 Логопед задает вопросы. Дети отвечают и показывают указкой соответствующую картинку.

 -Во что вы обулись дома, перед тем как идти в сад? (туфли, сандалии, кроссовки) (картинки на доске)

 -Во что вы переобулись, придя в детский сад? (в тапки, туфли, в кроссовки) (картинки) 

 -Ребята, а сапоги, валенки, теплые ботинки мы в какое время года носим?   (ответ: «Зимой»)

 -Значит, эта обувь какая? (ответ: «Зимняя обувь»)

 -В какое время года можно носить сандалии, сланцы?   (ответ: «Летом»)

 -Значит она какая?   («Летняя обувь»)

 -В какое время года можно носить туфли?  (ответ: «Весной»)

 -Значит, эта обувь какая?  (ответ: «Весенняя обувь») 

 -Посмотрите, ребята, эту обувь носят на улице. (логопед показывает ботинки, сапоги) Значит, это какая обувь?  (ответ: «Эта уличная обувь»)

 -А тапочки где носят?  (ответ: «дома»)

 -Значит, эта обувь какая?  (ответ: «домашняя обувь»)

 -А обувь, которую носят мужчины, как называют?  (ответ: «Мужская обувь»)

 -А обувь, которую носят женщины?  (ответ: «женская обувь»)

 -А вы какую обувь носите?   (ответ: «детскую обувь»)

 -Молодцы! А из каких материалов изготавливают обувь?   (ответ: «из резины, из кожи»)

 - Ребята, обувь из кожи как называется?   (ответ: «Кожаная обувь»)

 -А из резины?  (ответ: «Резиновая обувь»)

 

Игра «Назови детали обуви»

 Дети по цепочке быстро перечисляют детали обуви, не повторяются.   (подошва, пятка, носок, язычок, шнурок, молния, липучка) Если дети что-то не перечислили, то логопед сам показывает и называет эту деталь.

 -Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово?

 (ответ: «обозначает одежду»)

 -А «язычок» тоже имеет два значения.

 (дети отвечают)

 -Какое еще слово забыли?

 (ответ: «Молния»)

 -Правильно, ребята!

Игра с мячом «Магазин»

 -Сейчас мы оказались в магазине, где много обуви.

 Логопед говорит словосочетание, бросает мяч ребенку, тот должен сказать то же самое словосочетание со словом «много» и вернуть мяч.

 Красные туфли - много красных туфель.

 Черные сапоги, детские кроссовки, зеленые сандалии, мужские кеды, модельные туфли, спортивная обувь.

 Развитие мелкой моторики.

 Логопед раздает по две картинки, разрезанные на пять частей. Дети собирают ее. Получается разная обувь.

Игра «Большой - маленький» 

 -Чем отличается мужская и женская обувь от детской?   (отвечают: «Размером»)

 -Сейчас я буду называть большую обувь, а вы маленькую:

 сапоги- сандалии-

 туфли- кроссовки-

 ботинки- тапки-

 -Молодцы!

 

Согласование существительных с числительными.

 -Как мы посчитаем вот эту обувь? (на доске пять пар обуви) сколько здесь ее?  (дети считают) (Если дети затрудняются, то логопед помогает)

 Логопед объясняет, что обувь считают парами. А пара это сколько?

  (дети отвечают)

 -Правильно, это две.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

 Логопед выводит детей на ковер.

 Топаем мы по дорожке- топ, топ, топ, топ,

 выше ноги поднимаем- топ, топ, топ, топ,

 мы топаем ногами- топ, топ, топ,

 мы хлопаем руками- хлоп, хлоп, хлоп,

 Качаем головой.

 Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

 Мы руки подаем и ходим так кругом.

 ОСНОВНОЙ ЭТАП

Развитие внимания, восприятия, воображения.

 -Ребята, посмотрите на эти картинки (логопед показывает контуры обуви- бесцветные картинки.) Нужно разгадать, где какая обувь (логопед по одной картинке показывает, дети отгадывают)

Игра «Что пропало? »

 На доске пять картинок (туфли, тапки, сапоги, ботинки, сандалии)

-  Все закрывают глаза, а я одну картинку убираю, а вы должны отгадать какую картинку убрала.

Затем логопед выставляет шесть картинок. Упражнение повторяется 5-6 раз. 

Развитие пространственной ориентации.

 Логопед показывает картинку с изображением шкафа с тремя полками, на которых размещена обувь. Логопед спрашивает : «где находятся тапочки? »  (ответ: «тапочки находятся на второй полке, между сапогами и туфлями»)

Отгадай по описанию.

Выходит ребенок, описывает одну из обуви, не называя обуви.

Остальные ребята должны угадать ее.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ)

- Ребята, о чем сегодня говорили?

- Какие упражнения мы выполняли?  (дети отвечают)

Рефлексия

- А сейчас я предлагаю заполнить наш магазин обуви.

На доске нарисованы полки с обувью:

- красного цвета

- зеленого цвета

- желтого цвета.

Возьмите башмачок определенного цвета и расположите на полке, согласно своему настроению:

- если выбираете башмачок красного цвета, значит, вам сегодня было трудности и не понравилось на занятии;

- если зеленого цвета, то было многое интересно, но все же возникали трудности;

- желтого цвета, если все очень понравилось, и было совсем не трудно.

Дети располагают на полочке башмачок и объясняют свой выбор

- До свидания, ребята! Все молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Тема занятия: Составление описательного рассказа на тему: «Осень» с опорой на схему.     Цель занятия: Совершенствование навыка составления описательного рассказа с опорой  на...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

Конспект фронтального занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи...

Алгоритм проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР

В статье описана методика проведения занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дошкольников с ОНР. Дана структура занятия, сформированы требования к занятию,...