Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zaklyuchitelnogo_zanyatiya_po_teme.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью»
Шорина Тамара Викторовна,
учитель-логопед
МАДОУ дс№ 5 «Морячок»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;
- расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;
- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях;
- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;
Коррекционно-развивающие цели:
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;
- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;
- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,
- воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: Мльтимедийный проектор, презентация Powr point « Деревья осенью» конверт с письмом, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев, ковер, мяч, магнитофон, CDзапись П.И. Чайковский «Времена года» (осень-октябрь) альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: За дверью слышится чей-то плач..
Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет! (Выходит за дверь, и заносит игршку ёжика с конвертом. Ёжик просит помощи в прочтении письма, чтобы отправится к своим лесным дрзьям.)Логопед читает письмо , а там загадка..
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая туча в окошко глядит.
Логопед:О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Логопед: Правильно.
II. Основная часть.
1. Активизация и актуализация словаря по теме.
Логопед: (Слайд картинки: осень в сопровождении звкозаписи Чайковский « Времена года» Осень-октябрь прекрасное время года). Это письмо нам прислала осень. Осень – прекрасное время года. А вы любите осень?
Дети отвечают.
Логопед: А почему вы любите осень?
Дети отвечают .
Логопед: Вспомните, что происходит с деревьями осенью?
Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.
Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?
Дети: Это листопад.(Слайд листопад)
Логопед: В конверте лежат опавшие листья. Давайте рассмотрим их и подумаем, с какого дерева упал лист?
Дети называют: Этот лист упал с берёзы. Этот лист упал с клёна. Этот лист упал с рябины. Этот лист упал с дуба. Этот лист упал с осины.
Логопед При назывании ребёнком дерева на экране появляется слайд с изображением этого дерева.
2. Образование относительных прилагательных.
Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.
Под каждым деревом поместим подходящий лист.
Дети называют, определяют место листьям.(на зкране)
3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (На экране появляется слайд- символ слова-предмета – карточку со знаком вопроса). Назовите их.
Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.
Логопед: А теперь поиграем в мяч.
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
Ну-ка, мяч передавай
И слова-предметы называй.
Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать осенние слова..
Дети называют: листопад, тман ,дождь, хмрое небо, зонт,ветер и т. п.
Логопед: Посмотрите на наши картинки. Каких листьев больше всего было в осеннем конверте?.
Дети: Больше всего было дубовых листьев.
Логопед: Каждый из вас возьмёт по дубовому листочку и пойдёт за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на дуб. (слайд осеннего дубового леса без листьев)
Дети выполняют.
4. Называние слов-художников.
Логопед: Посмотрите на этот дуб. Осенний ветер сдул листочки. Давайте прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря какой дуб. Каждый листочек – это слово-художник. (На экране появляется символ слова-признака – карточки с изображением конфеты и лимона «какой,какая»).
Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный, жёлтый.
5. Называние слов-действий.
Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.
Дети: На дубе вырастают жёлуди.
Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди.( На экране появляется карточка –символ- Ладонь)Что обозначает этот символ?(что делает?) Будем называть слова, говоря, что делает дуб. .
Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.
Логопед: Посмотрите, какой красивый дуб у нас получился. (Слайд осеннего дба) Теперь отдохнём и поиграем.
Физкультминутка «Дуб зелёный»
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.Дети выполняют.
Логопед: Посмотрите, на экране размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На экране размещены: карточки. В первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий,). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.
Дети: Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника.
Дети: Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия.
Дети:Растёт,желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети: Я люблю осенний дуб.
Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети: Дерево.
8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.
Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Раскрасьте дбовые листочки
Дети выполняют.
Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились
III. Подведение итогов.
Отметить работу некоторых ребят, что вам запомнилось, что нового вы узнали?
А в какой лес вы хотели бы попасть?
Логопед:
Дети: Очень понравились.
Логопед: Давайте пожелаем дубу и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия для детей с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи тема: рассказ М. М. Зощенко «Великие путешественники»
Приложение к презентации открытого занятия, посвящённого Всероссийскому открытому уроку чтения...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."
В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Определена ц...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Доходы и расходы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19719174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1971...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
Цели: расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;развитие речи детей с ОНР &helli...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием метода наглядного моделирования в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Обувь.
Развитие связной речи – одна из задач, стоящих перед учителем-логопедом в системе коррекции речи детей....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»
Коррекционно-образовательные задачи: 1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»
Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....