Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена цель, которая заключается в формировании у детей положительной мотивационной направленности к изучению истории родной страны, традициям русского народа. Обозначены коррекционно-образовательные, коррекционно-развивающие и  коррекционно-воспитательные задачи. Среди коррекционно-образовательных задач большое значение придаётся задачам по совершенствованию  грамматического  строя  речи   (образование качественных прилагательных; образование формы Р.п. ед.ч. имён существительных; образование  относительных прилагательных, согласование их с другими частями речи); совершенствованию навыка слогового анализа слов; закреплению умения подбирать родственные слова. Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие связной речи, общих речевых навыков, психических процессов, общей и мелкой моторики. В числе коррекционно-воспитательных задач особое место отводится задаче по воспитанию любви к Родине, дружеских отношений между людьми.

Определены методы и приёмы, оборудование, предварительная работа с детьми, словарная работа в рамках лексической темы.

Все задания представлены в игровой форме. Имеет место использование ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_hozyayka_osen.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной к школе группы

по формированию лексико-грамматического строя речи

на материале лексической темы  "Осень. Покров"

Тема: "Хозяйка Осень."

Цель:  

 Формировать у детей положительную мотивационную направленность к изучению истории родной страны, традициям русского народа.

Коррекционно-образовательные задачи:  

1. Расширять представление детей о родной стране, об обычаях и традициях русского народа.

2. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе.

3. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.

          4. Совершенствовать грамматический строй речи (образование качественных прилагательных; образование формы Р.п. ед.ч. имён существительных; образование относительных прилагательных, согласование их с другими частями речи).  

 5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи:  

1. Развивать связную речь.

2. Развивать  физиологическое дыхание (глубокий вдох).

3. Развивать общую  и мелкую моторику, тактильные ощущения.

4. Развивать  координацию речи и движений.

5. Развивать речевой слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

6. Развивать темп, ритм речи, чёткость дикции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.  Воспитывать любовь к Родине, дружеские отношения между людьми, желание радовать других.

   2. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность.

Методы и приемы:

Словесный: мотивация – познавательная (детям, живущим в жаркой стране рассказать об особенностях такого времени года, как осень, об обычаях и традициях русского народа); художественное слово, эвристическая беседа, рассуждения детей, методы поискового и проблемного характера, словарная работа.

Практический: работа с картинками - схемами, складывание разрезной картинки, физ. минутка, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Наглядный: рассматривание картинок, натуральных предметов, рассматривание картинок через использование мультимедийной установки.

Оборудование: картинки - схемы; комки черной бумаги; мяч, декорированный осенними листьями; картинки с перепутанными контурными изображениями овощей, фруктов; разрезная картинка "блинчик" на каждого ребёнка; картонная баночка с изображением варенья на каждого ребёнка на магните; магнитная доска; солнышко для зрительной гимнастики; пальчиковый бассейн на каждого ребёнка; маленький глиняный горшочек на каждого ребёнка; деревянные ложки; предметные картинки; мультимедийная установка.

 Предварительная работа: наблюдение за осенними признаками природы; рассматривание иллюстраций, картинок с изображением осени, покровской ярмарки, предметов быта из бересты, соломы, дерева, глины и натуральных предметов; чтение рассказов, стихов по теме.

Словарная работа:

- существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, листопад, "Покров", покрыва-ло, кров, ярмарка, базар, товар, покупки, горшок, шкатулка, гармошка, туесок, кувшин, сувенир, предпочтение, заготовки;

- прилагательные: ранний, поздний, пасмурный, грустный, гостеприимный, вкусный, ароматный, тонкий, пшеничный, соломенный, деревянный, глиняный, берестяной;

- глаголы: желтеть, падать, покрывать, накрывать, не скупиться, жадничать, угощать, делиться,  бить в ложки, покупать.

Ход.

Приветствие:

Станем рядышком, по кругу,

 Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

 Нам здороваться не лень:

 Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, нам в детский сад пришло электронное письмо от мальчиков и девочек, живущих в жаркой стране. Посмотрите на экран. (слайд1)Там всегда лето и не бывает осени, зимы, весны, как у нас. Они пишут: «У вас сейчас ... (слайд2, 3, 4, 5)

Дети: Осень.  Дует ветер.  Идёт дождь.  Холодно.  

Логопед: А вы, русский народ, русские дети радуетесь и веселитесь. Почему?»

Расскажем новым друзьям об осени и о нашем осеннем празднике?

II. Основная часть.

1. Беседа

Логопед: Сентябрь -  первый осенний месяц. На Руси его называли жовтень или жёлтый. Почему, как вы думаете?

Дети: В сентябре листья на деревьях становятся жёлтыми, трава желтеет и сохнет.  

Логопед: А ещё его называли «хмурень»: в сентябре небо начинает хмуриться, идут дожди. Нахмурьте бровки.

Логопед: Второй месяц... подскажите мне, ребята.

Дети: Октябрь.

Логопед: Листопад. Почему так называли этот месяц?

Дети: В октябре листья падают с деревьев.

Логопед: Давайте покажем, как падают листья и ложатся на землю.

Дети выполняют упражнение

Листья осенние тихо кружатся,      

Листья нам под ноги тихо ложатся.                                                                  

Опускают ладошки сверху вниз, раскачивая ими из стороны в сторону.        

Приседают, кладут ладошки на пол.  

Логопед: Ноябрь - последний месяц осени - грудень. После дождей на дорогах была грязь. Небольшой морозец превращал её в твёрдые грудки. По таким дорогам было трудно ходить и ездить. Ребята, нам придётся преодолеть путь, перешагивая через грудки замёрзшей земли (идём, перешагивая через чёрные бумажные комки к стульчикам под музыку).

2. Игра «Скажи, какая погода». (образование качественных прилагательных)

Логопед: Ребята, скажите, какая погода бывает осенью,

если тепло?             (тёплая)

если дует ветер?     (ветреная)

если солнечно?       (солнечная)

если хмуро?            (хмурая)

если сыро?              (сырая)

если ясно?               (ясная)

если идёт дождь?   (дождливая)

если пасмурно?      (пасмурная)

если на улице холодно, то погода ... (холодная)

3. «Осенняя картина» (выкладывание осенней картины на фланелеграфе).

Логопед: Ребята, я предлагаю вам создать осеннюю картину на фланелеграфе для наших новых друзей, а для этого нам нужно выполнить некоторые задания. Внимание на экран.

1. Отгадайте загадки:  (слайд 7) 

Весной веселит,                                          По небесам оравою

Летом холодит,                                           бредут мешки дырявые.

Осенью питает,                                           И бывает иногда:

Зимой согревает. (Дерево)                         из мешков течёт вода.

                                                                      Спрячемся получше

                                                                      от дырявой ... (тучи)

(дети по очереди выставляют на фланелеграфе осеннее дерево, тучи)

2. Логопед: Ребята, осенью лес какой? (слайд 8).

    Дети: Осенний.

    Логопед: Посмотрите и скажите где он находится: вверху справа? вверху слева? внизу слева? внизу справа?

    Дети: Внизу справа. (ребёнок выставляет картинку осеннего леса).

3. Логопед: Поиграем в игру «Что пропало?» (слайд 9). Посмотрите внимательно на экран, запомните, что изображено. Закройте, пожалуйста, глазки.(дети закрывают глаза, слайд 10 на экране). Что пропало?

    Дети: Лужи. (ребёнок выставляет лужи).

4. Логопед: Посмотрите и скажите, кто лишний? (слайд 11)

    Дети: Утки, потому что это птицы, а не насекомые.

    Логопед: Что происходит с некоторыми птицами  осенью?

    Дети: Птицы улетают в тёплые края. (ребёнок выставляет стаю птиц).

5. Логопед: Давайте на нашу картину добавим осенние листики. Оля, сколько листиков ты добавишь? (логопед показывает цифру 1) 

    Ребёнок: Один листик. (выставляет 1 листик).

    Логопед: Сколько листиков ещё добавим? (логопед показывает цифру 2, затем5) 

    Дети: Два листика, пять листиков. (вызванный ребёнок выставляет заданное количество листиков на фланелеграфе)

    Логопед: Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась!

4. Игра «Наоборот» (с мячом)

Логопед: Ребята, осенью погода бывает разная и всё может быть наоборот. Поиграем в игру «Наоборот».

Осень ранняя    осень поздняя

День весёлый    день грустный

День солнечный   день пасмурный

Погода холодная    погода тёплая

Ветер сильный   ветер слабый

Облако белое    туча серая

Погода сырая    погода сухая

День длинный   день короткий

5. Игра «Хорошо – плохо».

Логопед: Ребята, одни дети говорят, что осень - это хорошо, а другие утверждают, что осень - это плохо. Поиграем в игру «Хорошо – плохо».  

Дети:  Хорошо    красивая природа

Хорошо    не жарко

Хорошо    созревают фрукты, овощи

Хорошо    нет комаров  

Хорошо    много грибов

Хорошо    можно собирать каштаны, жёлуди, шишки и делать красивые поделки  

Хорошо    можно ходить по листикам и шуршать ими

6. Дыхательная гимнастика. (развитие глубокого вдоха)

Логопед: Осенние листья очень хорошо пахнут. Давайте подышим ароматом осенней природы:

Длинный глубокий вдох через нос, выдох через рот: дети вдыхают аромат осенних листьев плавно, медленно, без подъёма плеч.

Продолжение игры «Хорошо – плохо».

Логопед: Продолжаем игру, осень - это плохо

Дети:    Плохо    идут дожди

Плохо    холодно

Плохо    нельзя гулять

Плохо    грустное настроение

Плохо    можно простудиться

Плохо    нельзя играть в песочнице

Плохо    не покатаешься на велосипеде  

7. Игра «Семейка слов»

Логопед: Но мы грустить не будем, потому что осенью мы отмечаем народный весёлый праздник ....... «Покров». Поиграем в игру «Семейка слов». Какие слова живут в семейке со словом «покров»?

на кроватке красивое .....   покрывало

голову платком  .....     покрываем

стол скатертью .....     накрываем

у всех должен быть тёплый .....  кров.

8. Игра «Путаница» (развитие зрительного восприятия, образование формы Р.п. ед.ч. имён существительных)

Логопед: Молодцы, ребята. К Покрову старались убрать весь урожай. Урожай чего? Логопед показывает картинки с перепутанными контурными изображениями овощей, фруктов.                   

Дети:   Урожай овощей. Урожай фруктов.

9. Игра «Какое варенье?» (образование относительных прилагательных, согласование их с другими частями речи).

Логопед: И старались сделать заготовки на зиму. Народ наш гостеприимный, на угощения не скупится. Ребята, что означает «не скупится»?

Дети: не жадничает, готов поделиться, угостить, отдать.

Логопед:  Не красна изба углами,

                   А красна пирогами!

                   Чай горячий на столе,

                   Пышки и варенье!

Маша, какое варенье ты приготовила?  (Я приготовила сливовое варенье).

Саша, какое варенье есть у тебя? (У меня есть грушевое варенье).

Катя, каким вареньем ты угостишь? (Я угощу яблочным вареньем).

Дима, какого варенья у тебя много? (У меня много вишнёвого варенья).

А какое варенье у тебя, Соня? (У меня от простуды малиновое варенье).

Юра, какому варенью ты отдаёшь предпочтение? (Я отдаю предпочтение ежевичному варенью).

Оля, какое варенье ты любишь? (Я люблю рябиновое варенье).

Серёжа, каким вареньем ты хочешь поделиться? (Я хочу поделиться виноградным вареньем).

 Каждый ребёнок помещает свою баночку на магнитную доску

10. Физминутка.  Зрительная гимнастика.  

(Логопед предлагает детям встать со стульчиков)

Логопед: Из-за облаков выглянуло солнышко - мы с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками...

солнышко движется влево, вверх, а теперь вправо и вниз и закатилось за горизонт.  

11. Игра «Разрезные картинки». (развитие целостного восприятия, мелкой моторики рук)

Логопед: В день Покрова пекли блинцы - тонкие блины и говорили: «если испечь на Покров много блинов, то и в доме зимой будет тепло». Давайте и мы сделаем блины. Я предлагаю вам сесть за стол и собрать разрезную картинку.

Логопед: Ребята, расскажите, блинчики какие?

Дети: Блинчики вкусные, ароматные, мягкие, тонкие, пшеничные.

12. Ритмическое упражнение «Повтори за мной» с деревянными ложками. (развитие чувства ритма и слухового восприятия).

Логопед: Издавна на Покров в городах и сёлах устраивали весёлые ярмарки, где играли гармошки, били в ложки.

Наши ложки знает целый мир,
 Наши ложки русский сувенир.

                           Хохломские, псковские, тульские, загорские.
                      Вятские, смоленские, ложки деревенские.

Поиграем и мы с ложками? Повторите за мной:

                           

                          

Логопед просит всех детей повторить ритм, затем только девочек, только мальчиков.

13. Сухой бассейн (массаж пальцев рук, развитие тактильных ощущений).

Логопед: А ещё на ярмарке было много всякого товара. Покупай, что душе угодно! А что же на Руси покупали? Вы это найдёте в ведёрочках с горохом.

Дети достают из гороха горшочки.

Логопед: Что это?

Дети: Горшочек.

Логопед: Горшочки сделали из глины, значит они какие?

Дети: Глиняные.

14. Игра «Телеграф» (деление слов на слоги)

Логопед: А, вот что в эти горшочки можно было поместить, узнаете, если что-то из них достанете и развернёте.

Каждый ребёнок достаёт листик с картинкой, разворачивает его.

Логопед: Что у вас в горшочках? Будете произносить слово, телеграфируя его нашим новым друзьям.

Дети: Мёд, ка - ша,   мо - ло - ко,  сме - та - на,  тво - рог,   мас - ло.

15. Произношение скороговорки с движением. (развитие темпа и ритма речи, чёткости дикции).  

Логопед: Но не только горшочки продавали на ярмарке. Давайте отправимся туда, посмотрим сами и расскажем ребятам.

 

Еле - Еле – Елизар,                   Произносят шепотом, топают ногами медленно на месте
Едет, едет на базар.
А с базара, а с базара                 Произносят обычным голосом, топают быстро на месте
Не догонишь Елизара

16. Игра «Покупки на ярмарке» (формирование умения составлять сложноподчинённое предложение)  

Логопед: Чтобы вы хотели купить на ярмарке? Будем говорить так: «Я хочу купить берестяной туесок, чтобы насыпать сахар».

Дети: (примерные ответы)

           Я хочу купить соломенную шляпу, чтобы гулять летом на улице.

           Я хочу купить деревянную шкатулку, чтобы подарить её маме.

           Я хочу купить глиняный горшочек, чтобы налить туда молоко.

           Я хочу купить красивый платок, чтобы подарить его бабушке.

           Я хочу купить деревянную матрёшку, чтобы играть с братиком (сестричкой).

 Логопед: Ребята, мы купили очень хорошие и нужные товары.

III. Итог.

Логопед: Наш необычный рассказ подошёл к концу. Ребята, о чём мы сегодня рассказали ребятам из жаркой страны? (О том, какая бывает .... (осень), и о том, что отмечаем осенью ... (праздник Покров).

Что вам было интересно делать? Как вы думаете, нашим новым друзьям понравился наш рассказ? Давайте посмотрим на экран, они ещё что-то прислали. (слайд 13)

Я думаю, что им  будет приятно получить от нас русские сувениры. Предлагаю вам в группе сделать их из этого набора.

Логопед дарит детям набор для изготовления самоваров, матрёшек из гипса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектоткрытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшейгруппе Тема: «Осенний день с Матроскиным в Простоквашино»

Программные задачи:формировать умение употреблять существительные в единственном и множественном числе;закреплять   навык   образования   существительных...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КУКЛЯНДИЮ»

Образовательное мероприятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе направлено на решение следующих задач:ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИСовершенствов...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий «Слова - действия»

Цель:   Формирование понятия о словах, обозначающих действия предметов.Задачи:Уточнить и расширить глагольный словарь.Формировать понятие «слово-действие».Формировать умение зада...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Дом» для детей старшей группы для детей с ЗПР

I. Тема: «Составление рассказа- описания с опорой на вопросы педагога» II. Цель: закреплять навыки правильного употребления лексико-грамматических категорий языка в рамках л...