Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий «Слова - действия»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Бызова Екатерина Николаевна

Цель:   Формирование понятия о словах, обозначающих действия предметов.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить глагольный словарь.
  2. Формировать понятие «слово-действие».
  3. Формировать умение задавать вопросы к словам-действиям.
  4. Формировать умение отвечать на поставленный вопрос, одним словом.
  5. Образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных.
  6. Уточнить понятия об эмоциях.
  7. Формировать навыки диалогической речи.
  8. Развивать внимание, память, мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_slova-deystviya.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по развитию лексико-грамматических категорий

 «Слова - действия»

                                                                            Подготовила:

                                                                            учитель-логопед

                                                                            1-й квалификационной категории

                                                                            Бызова Е. Н.

Основная общеобразовательная программа ДОУ:

«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема: (в соответствии с комплексно-тематическим планированием)

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических категорий.

Тема НОД: «Слова - действия»

Цель:   Формирование понятия о словах, обозначающих действия предметов.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить глагольный словарь.
  2. Формировать понятие «слово-действие».
  3. Формировать умение задавать вопросы к словам-действиям.
  4. Формировать умение отвечать на поставленный вопрос, одним словом.
  5. Образовывать глаголы единственного и множественного числа настоящего времени от существительных.
  6. Уточнить понятия об эмоциях.
  7. Формировать навыки диалогической речи.
  8. Развивать внимание, память, мышление.

Виды деятельности: коммуникативная, обучающая.

Формы организации: подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности:

Обучающие ситуации, игры, обсуждение, ситуативный разговор.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, карточки-символы слов-действий, мяч, юла и другие игрушки, магнитная доска.

Предварительная работа: структурированные занятия по лексике-грамматике.

ХОД НОД

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Организационный  этап

- Сядет на место тот, кто назовет слово, обозначающее предмет.

Коррекционно-развивающий этап

Упражнение «Подумай и ответь» (повторение).

– Что нас окружает?

– Что мы произносим, когда называем предмет?

– Какие бывают предметы?

Упражнение «Что делает».

Рассказать детям, что окружающие нас предметы могут совершать разные действия.

Логопед катит мяч и спрашивает:

- Что делает? Дети должны назвать только действие – катится. Крутит юлу и спрашивает:

- Что делает?

Затем логопед предлагает вызванному ребенку выполнить какое-нибудь действие (топать, прыгать, хлопать, петь и т.д.), а остальным детям  - называть это действие.

Вывод: каждый предмет может совершать действие. Когда называем действие, мы произносим слово.

Сообщить детям, что слова-действия обозначаются стрелочкой ➔.

Упражнение «Скажи, сколько».

Раздать детям карточки со стрелочкой. Логопед называет 1 (2, 3) действие, а дети должны сосчитать, сколько слов сказал логопед, и выложить на столе столько же карточек со стрелочкой (горизонтально в ряд).

Упражнение «Смотри внимательно, выполняй старательно».

Выставить на доску 1 (2, 3, 4) карточку-символ слова-действия (в ряд) и дать задание детям назвать столько же слов-действий.

Физкультминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Упражнение «Что делает? Что делают?».

Сообщить детям, что про каждое действие можно спросить.

- Послушайте, как я буду спрашивать про действия одного предмета, и отвечайте одним словом:

- Самолет. Что делает?

- Лягушка. Что делает?

И т.д.

- Как я спрашивала про действие одного предмета? Про действие одного предмета я спрашивала: «Что делает?»

- Послушайте, как я буду спрашивать про действия нескольких предметов, и отвечайте одним словом:

- Дети. Что делают?

- Машины. Что делают?

И т.д.

- Как я спрашивала про действия нескольких предметов? Про действия нескольких предметов я спрашивала: «Что делают?»

Игра «Вопрос – ответ»

Упражнение «Подбери слово-действие».

Рассмотреть картинки и предложить детям показать, где нарисована у человека грусть, радость, злость и т.д. Подобрать слова-действия к картинкам, на которых изображены различные человеческие эмоции.

- Что делает человек, если он испытывает:

Грусть -

Радость -

Тоску -

Обиду -

Злость

- Что делают люди, если они испытывают:

Грусть -

Радость -

Тоску -

Обиду -

Злость

Упражнение «Образуй слова-действия».

Логопед называет слово-предмет, ребенок – слово-действие (сначала в единственном, а затем во множественном числе):

Плач –

Плавание –

Бег –

Прыжки –

Работа –

Отдых –

Танец –

Смех –

Занятие –

 Итоговый этап.

Прочитать детям стихотворение:

Люди работают и отдыхают,

Учат и лечат, танцуют, стирают,

Могут шить, вышивать и вязать.

Множество действий можем назвать.

С. Шаховская

- Мы познакомились со словами-действиями и научились спрашивать про действия предметов.

- Кубик, машина, кукла, мяч, стул, шкаф. и т.д.

 – Живые – неживые.

- Как мы спрашиваем про живые (неживые) предметы?

- Произнесите два слова, которые обозначают живое (неживое).

 

– Крутится. И т.д.

Дети считают количество слов- действий и выкладывают соответствующее количество карточек со стрелкой.

- Бегает, прыгает.

- Поет, хлопает, спит.

Выбранный водящий должен назвать действие, которое совершают остальные играющие по предварительной договоренности.

Игру повторить 3-4 раза.

- Летает.

- Прыгает…

-  Дети поют.

-  Машины едут

- Что делают?

Дети делятся на пары. У всех картинки с изображением какого-либо предмета. Каждый ребенок в паре спрашивает про действие предмета, изображенного на картинке товарища, а тот отвечает на заданный вопрос.

- Грустит.

- Радуется.

- Тоскует.

- Обижается.

- Злится.

- Грустят.

- Радуются.

- Тоскуют.

- Обижаются.

- Злятся.

плачет (плачут);

плавает (плавают);

бегает (бегают);

прыгает (прыгают);
работает (работают);

отдыхает (отдыхают);

танцует (танцуют);

смеется (смеются);

занимается (занимаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Развитие речи

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в комбинированной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР по развитию лексико-грамматических категорий.

Тема "Спорт" актуальна, занятие поможет вам не только отработать грамматические конструкции в речи, но и привить ребятам любовь к спорту и спортивным играм....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с ОВЗ (нарушение речи) «Деление слов на слоги»

Основная общеобразовательная программа ДОУ:«Детство», авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема: (в соответствии с к...