Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

    Терешина Светлана Венедиктовна

    Цель. Развитие речи детей.

    Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.

    Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, уточнение словаря по теме «Школьные принадлежности» (линейка, альбом для рисования, пенал, кисточка, букварь, ранец-рюкзак, точилка, карандаши цветные, тетрадь, ластик); совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

    Развивающие задачи: Развитие связной речи, развитие творческих познавательно-речевых способностей посредством использования технологии «синквейн».

    Воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности. Формирование готовности к школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_razvitiyu_rechi_tereshina.docx29.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Северо-Западный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 1056"

    Дошкольное отделение 3

    КОНСПЕКТ

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

    «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

    Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.

    Воспитатель:

     Терешина Светлана Венедиктовна

    МОСКВА, 2017

    Цель. Развитие речи детей.

    Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.

    Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, уточнение словаря по теме «Школьные принадлежности» (линейка, альбом для рисования, пенал, кисточка, букварь, ранец-рюкзак, точилка, карандаши цветные, тетрадь, ластик); совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

    Развивающие задачи: Развитие связной речи, развитие творческих познавательно-речевых способностей посредством использования технологии «синквейн».

    Воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности. Формирование готовности к школе.

    Оборудование: «письмо» с заданиями, 2 портфеля (школьные рюкзаки), 2 тетради, 2 азбуки, 2 пенала, 2 набора цветных карандашей, 2 ручки, 2 ластика, игрушки среднего размера для игры «Собери портфель»; иллюстрации с изображением школьных принадлежностей: линейка, альбом для рисования, пенал, кисточка, букварь, ранец-рюкзак, точилка, карандаши цветные, тетрадь, ластик; у каждого ребенка на столах наборы счетных палочек и фишка для выкладывания схем предложений, портфель с сюрпризом (книга); звуковые «домики» на каждого ребенка.

    Методы и приемы:

    - наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация);

    - словесные (объяснение, разъяснение, рассказывание); использование инновационной технологии синквейн для развития творческих познавательно-речевых способностей;

    - практические (игровые).

    Предварительная работа: Беседа о школе.

    Экскурсия в ГБОУ Школа № 1056, встреча с первоклассниками.


    Ход занятия

    1. Вводная часть.

    Воспитатель организовывает детей на ковре полукругом:

    «Придумано кем-то просто и мудро

    При встрече здороваться - «Доброе утро!

    - Доброе утро! Солнцу и птицам!

    Доброе утро, улыбчивым лицам!»

    И каждый становится доброжелательнее,

    Пусть доброе утро длится до вечера!»

     Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь друг с другом, и подарите друг другу улыбки.  А теперь все посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки. Доброе утро, дорогие дети. Сегодня утром к нам пришло письмо. Хотите посмотреть от кого оно.… На конверте написано от первоклассников школы (куда вы ходили на экскурсию) «Здравствуйте, дорогие друзья! Нам понравилось, что вы побывали у нас в гостях. У нас всё хорошо, нам очень нравится  учиться в школе,  у нас здесь  много хороших друзей. Мы стараемся учиться на «4» и «5», а ещё в школе очень важно быть добрым, внимательным, проявлять уважение ко взрослым, друг к другу, чтобы у вас было много друзей. Знаем, что вы то же скоро пойдёте в школу, вы скоро станете первоклассниками и мы приготовили для вас интересные задания. Когда вы их выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов, до встречи!».   Вот какое письмо написали вам школьники. Я знаю, что вы тоже хотите пойти в школу. А для чего дети ходят в школу? (Ответы детей). Дети в школе получают много новых и интересных знаний, которые потом пригодятся во взрослой жизни.

    2. Основная часть.

    Воспитатель: Ребята, а вы помните, что вам нужно выполнить  интересные задания? Давайте займем свои места за столами, как школьники занимают свои места за партами перед началом урока. (Дети занимают свои места)

     Попробуем выполнить правила настоящих школьников.

    Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать.

    Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно!

    Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.

    Я надеюсь, вы легко справитесь с правилами школьников.

    Итак, первое задание, нужно отгадать загадки:

     Пишет он, когда диктуют, он и чертит, и рисует

     А сегодня вечерком он раскрасит мне альбом.           (Карандаш.) 

    То я в клетку, то в линейку

    Написать по ним сумей-ка,

     Можешь и нарисовать . . .

    Что такое я? (тетрадь)

    В этой узенькой коробке

    Ты найдешь карандаши,

    Ручки, ластик   . . .

    Что угодно для души. (Пенал)

    Линию прямую ну-ка,

    Сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука, пригодится здесь . . . (Линейка)

    Вы цветным карандашом все рисуночки раскрасьте,

    Чтоб поправить их потом

    Очень пригодится  . . .  (ластик)

    Воспитатель: Верно, отгадали все загадки. Тетрадь, карандаш, пенал, линейка, ластик, точилка – как одним словом можно назвать эти предметы? (Школьные принадлежности). Назовите школьные принадлежности,  в  которых есть звук [л] , выделяя его (пенал, ластик, точилка);  в каком слове слышится звук [ль]? (линейка). На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные). Что можно сказать про звуки [л], [ль] (Согласный звук. Твердый и мягкий). Назовите гласные звуки. Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные тянутся, их можно пропеть. Согласные звуки пропеть нельзя).

    Игра «Скажи наоборот». Замени звук Л на ЛЬ и наоборот.

    Ла – ля, Ли – лы,

    Лю – лу, Лы- ли,

    Ло- лё, Лэ – ле.

    Игра «Найди домик для звука [л]» (В начале слова, в середине, в конце)

    Воспитатель: в словах «ластик», «пенал», «точилка» спрятался звук [л], на схеме нужно показать, где спрятался звук -  в начале слова, в середине, в конце? (Работа вызванного ребёнка  у доски.  Один из детей работает со словом «ластик», затем второй – со словом «пенал», и следующий – со словом «точилка»).

    Игра «Четвертый лишний». Воспитатель выставляет картинки с изображением: карандаши, ластик, точилка, пенал. Дети определяют лишний предмет, объясняют, почему?

    Упражнение «Для чего нужны?» (Совершенствование синтаксической стороны речи).

    Воспитатель: Расскажите, для чего нужны школьные принадлежности, изображенные на картинках – Букварь, Ластик,  Ручка, Карандаши цветные, Альбом. Напоминаю, что отвечать нужно полным ответом.

    - Букварь нужен для того, чтобы учиться читать.

    - Ластик нужен для того, чтобы стирать.

    - Ручка нужна для того, чтобы писать.

     - Альбом нужен для того, чтобы рисовать в нем.

    - Цветные карандаши нужны для того, чтобы рисовать в нем.

    Воспитатель: Итак, вы успешно справились с первым заданием, а в конверте ещё что-то есть (достаю карточку со слогом «МО», дети читают), интересно к чему это?  

    Для этого надо выполнить второе задание, но сначала мы немного отдохнем, проведем физкультминутку будущих первоклассников и продолжим выполнять задания:

    Дети встают рядом со столами:

    Каждым утром перед школой делаем зарядку

    (Потянуться на носках, выпрямить руки через стороны вверх)

    Очень нравится нам, делать по порядку

    (Руки развести широко в стороны и поставить на пояс)

    Весело прыгать, весело шагать,

    Руки поднимать, руки опускать,

    Приседать и вставать, приседать и вставать,

    Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

    (Движения в соответствии с текстом).

    Воспитатель: Итак, продолжим. Второе задание.

    А считать вы умеете? (На доске расположены иллюстрации школьных принадлежностей: тетрадь, линейка, учебник, ластик, альбом, краски, кисточка).

    Назовите предметы школьных принадлежностей, в которых есть 2 слога (тетрадь, ластик, альбом, краски). (Дети с воспитателем прохлопывают слова, проверяют, уточняют, сколько слогов).

    Назовите предметы школьных принадлежностей, в которых есть 3 слога (линейка, кисточка). (Так же прохлопываем, уточняем количество слогов).

    Назовите предметы школьных принадлежностей, в которых есть 1 слог. (Таких слов нет).

    Воспитатель: Отлично! Продолжаем.

    Загадка:    

                       Не куст -  а с листочками, не рубашка -  а сшита,

                            Не человек – а разговаривает…                 (Книга)

    В школе нужно владеть определёнными знаниями. Там много детей, взрослых – учителей, с ними нужно уметь общаться, находить общий язык. И общаемся мы с вами с помощью предложений, выражаем свои чувства и мысли.

    - Ребята, а из чего же состоят предложения? (Из слов).

    Воспитатель: Я хочу предложить вам интересную игру с красивым названием «Синквэйн», мы с вами уже играли в нее. Напомню, «синквейн» - это необычное стихотворение из пяти строк, в нем нет рифмы.

     Первая строка – это слово-предмет.

    Вторая строка – это  слова – определения (какой предмет?)

    Третья строка – это  слова- действия (что делает предмет?)

    Четвертая строка – это предложение, фраза (как мы относимся к слову-предмету, чем интересно для нас слово – предмет)

    Пятая строка – слово-ассоциация (как слово-предмет можно назвать по-другому?)

    Сочиняем синквейн для слов «книга», «альбом»,  «кисточка»

    1. Книга.
    2. Сказочная, научная. (взрослая, детская)
    3. Учит, обучает, открывает.
    4. В книгах  много интересного.
    5. Знания. (история, энциклопедия и т.п.)

    Воспитатель уточняет, сколько слов получилось в предложении. Дети на местах из счетных палочек и фишки выкладывают схему предложения. (Воспитатель проверяет, уточняет).

    1. Альбом.
    2. Белый, бумажный.
    3. Открывать. Листать. Переворачивать.
    4. В альбоме можно рисовать.
    5. Блокнот. (Бумага).

    1.Кисточка.

    2.Толстая, тонкая (Широкая, узкая)

    3.Рисует, красит, мажет.

    4.Кисточкой можно рисовать.

    5.Рисунок. (Творчество)

    Воспитатель уточняет, сколько слов получилось в предложении. Дети выкладывают схему из счетных палочек и фишки на столах. (Воспитатель проверяет, уточняет).

    Воспитатель: Молодцы, справились с непростым, но интересным заданием.  (Достаю из конверта карточку со слогом «ЛОД», дети читают), что же значат эти слоги? Мы свами обязательно узнаем, выполнив третье задание. 

    Игра «Собери портфель».

    Воспитатель: Какие же школьные принадлежности необходимо взять в школу?  (Ответы детей).

    Я хочу предложить вам игру «Собери портфель», нужно из предложенных предметов положить в портфель только те, которые действительно пригодятся в школе. Участвует двое игроков, остальные «болельщики». Итак, напоминаю, нужно не только быстро собрать портфель, но и правильно.

    (Двое игроков подходят к отдельно стоящему столу, на котором 2 портфеля (школьные рюкзаки), возле каждого портфеля лежат: азбука, тетрадь, ручка, пенал, цветные карандаши, игрушки. По сигналу воспитателя игроки начинают собирать школьные принадлежности. По окончании, проверяем с детьми, что положили в портфель игроки с четким проговариванием предметов).

    Воспитатель: Отлично справились с заданием.

    И еще одна игра, последняя. (На усмотрение педагога, исходя из длительности занятия по времени) «Доскажи словечко»

    Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

    Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте)

    За день мы устали очень, скажем всем …(спокойной ночи)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день)

    Когда нас бранят за шалости, мы говорим…(извините, пожалуйста)

    Друга встретил я в обед и сказал ему…(привет)

    Если же вечером встреча, скажем ему…(добрый вечер)

    Если девочка больна, хрипло кашляет она

    И пять раз чихает снова, скажем ей мы…(будь здорова)

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы…(спасибо)

    И во  Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).

    В конверте осталась карточка (воспитатель достаёт, показывает, дети читают) «ЦЫ» У нас есть три слога, попробуем составить из них слово.

    Дети составляют слово «МОЛОДЦЫ», читают его.

    Воспитатель: Какие вы молодцы!  Правильно выполнили все задания. Ребята, а вы не забыли, что для вас первоклассники приготовили сюрприз? Давайте  поищем его все вместе. Я нашла портфель, наверное, это приготовленный ребятами сюрприз, но почему он один? Нас ведь много, посмотрим, что тут есть… (Достаю книгу) А вот и сюрприз! Здесь ещё записка от наших школьников: «Молодцы! Вы отлично справились со всеми заданиями и заслужили эти подарки. Ждём вас в школе»

     Рефлексия.
    Воспитатель: Все задания выполнены. Вы хорошо со всем справились.

    - Скажите, какие задания вам понравились? Назовите.

    - Были ли такие задания, которые вызывали трудности? Назовите какие?

    - Были ли задания, которые не понравились? Почему?

    Дифференцированная оценка детям воспитателем.

    - Спасибо вам большое.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») Тема: «Сказочный цветик»

    Конспект непосредственно – образовательной  деятельностив подготовительной к школе группе(образовательная область «Безопасность»)Тема: «Сказочный цветик»...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

    Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Образовательная область "Познавательное развитие" Тема: "Математический КВН"

    Обучающие задачи :- учить анализировать, сравнивать ,обобщать , доказывать , делать выводы;- повторить порядковый и количественный счёт предметов в пределах 20;- закрепить умение решать логические зад...

    Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) Воспитатель Сахарова Кристина Анатольевна. ГБДОУ детский сад №1 Тема: «Много

    Непосредственно- образовательная деятельностьв подготовительной к школе группеОбразовательная область«Познавательное развитие»(развитие математических представлений)Воспитатель Сахарова Кр...