Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем животном, употребление притяжательных прилагательных, употребление существительных в различных падежах, развитие слухового внимания детей, зрительного внимания, общей и мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovaya_nod_domashnie_zhivotnye.docx33.28 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповая НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема: «Составление описательного рассказа о домашнем животном»

Цель: систематизировать представления детей о домашних животных, месте их обитания.

Задачи:

  1. Образовательные: учить составлять описательный рассказ по плану, образовывать притяжательные прилагательные, составлять предложения с предлогом с, употреблять творительный и предложный падежи, совершенствовать навык слогового анализа слов.  
  2. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание, логическое мышление, диалогическую речь; совершенствовать навык голосоподачи, координировать речь с движением; развивать тонкую моторику пальцев рук, подражательность и творческое воображение.
  3. Воспитательные: воспитывать у детей любовь к домашним животным, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • для детей:

- изображения животных;

- разрезанные на отдельные части изображения животных;

  • для логопеда:

- иллюстрация «Скотный двор»;

- мягкая игрушка;

- картины-схемы для составления описательного рассказа.

Предварительная работа: беседа о домашних животных и рассмотрение иллюстраций скотного двора, занятие по формированию лексико-грамматических средств языка на тему «Домашние животные».

Ход НОД:

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около… и т.д.

2. Введение в тему

- Ребята, по дороге в детский сад я увидела бездомную, одинокую, грустную кошку. Что значит бездомная?

- Давайте мы поможем кошке найти ее дом и семью. Для этого мы попадем на скотный двор.

3. Игра «Чей? Чья? Чьи?»

Логопед показывает на иллюстрацию скотного двора:

- Это скотный двор. Животные спрятались по своим домам. Посмотрите внимательно, кто спрятался на скотном дворе? (На скотном дворе спряталась корова.) Как ты догадался? (Я вижу коровьи копыта.)

Словарный материал: козьи рога, поросячий нос, лошадиная грива, овечий нос, собачьи уши.

4. Игра «Кто в домике?»

- Животные на скотном дворе спрятались каждый в своем доме, который построил им человек. Где живет корова? (Корова живет в коровнике.)

Словарный материал: свинья живет в свинарнике, овца живет в хлеву, лошадь живет в конюшне, коза живет в сарае, собака живет в будке.

5. Игра «Кто с кем живет?»

- С кем живет в коровнике корова? (В коровнике корова живет с быком и телятами.)

Словарный материал: в свинарнике свинья живет с хряком и поросятами, в хлеву овца живет с бараном и ягнятами, в конюшне лошадь живет с конем и жеребятами, в хлеве коза живет с козлом и козлятами, в будке собака живет с псом и щенятами.

6. Д/и «Кто чем питается и какую пользу приносит?»

- Ребята, кто ухаживает за животными, кто их кормит? (Человек) А какую пользу домашние животные приносят человеку? Посмотрим на схему и подумаем, чем питается корова, и какую пользу она приносит человеку? (Корова питается сеном и травой, а человеку дает молоко.)

Словарный материал: овца питается травой и дает шерсть; лошадь питается овсом и перевозит грузы; коза питается травой, а дает молоко и шерсть; собака питается костями и охраняет человека.

7. Динамическая пауза «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

Мы рычали                

И мычали,        

По-собачьи лаяли.        

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.      

А она сказала строго:

- Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:    

- Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы,

Мы собаки и коровы.    

А она в ответ:

- Да что вы!        

Ладно, если вы коровы,

Я тогда – пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду.          

Идут по кругу, взявшись за руки.

Рычат.

Мычат.

Лают.

Продолжают идти по кругу.

Останавливаются.

Отрицательно качают головами.

Загибают пальцы на левой руке.

Загибают пальцы на правой руке.

Дети идут по кругу друг за другом.

8. Д/и «Сложи животное»

- Возьмите справа сверху конверты и раскройте их. Что там? Сейчас мы поиграем. Игра называется «Сложи животное». Сложите целое животное, назовите его.

В конверте разрезанные на части изображения животных (ноги, туловище, голова, хвост).

- Какое животное ты сложил? Раздели название животного на слоги.

Словарный материал: КО-ЗА – В этом слове 2 слога. КО-РО-ВА – В этом слове 3 слога. КОШ-КА – В этом слове 2 слога. ЛО-ШАДЬ – В этом слове 2 слога. ОВ-ЦА – В этом слове 2 слога. СО-БА-КА – В этом слове 3 слога.

- Расскажите о частях тела животного.

9. Составление описательного рассказа по плану

- Ребята, мы много узнали о домашних животных? Сейчас вы составите рассказы о том животном, которое вы сложили. Рассказ составим по плану:

  - Кто это?

  - Где живет?

  - С кем живет?

  - Чем питается и какую пользу приносит человеку?

  - Строение животного

Пример: Корова – это домашнее животное. Она живет в коровнике с быком и телятами. Корова питается сеном и травой, а дает молоко. У коровы есть голова, туловище, рога, лапы, копыта, длинный хвост, большие уши.

10. Итог НОД

- О ком мы сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости?

- Чем мы сегодня занимались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме: « Дикие животные и их дет...

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Весна».

Целью данного занятия является систематизация знаний и представлений детей о весне, как о времени года, и совершенствование связной речи детей. Занятие построено в виде путешествия, в ходе которого, д...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешествие капельки!»

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного логопедического занятия совместно с воспитателем, целью которого явялется систематизация знаний и представлений детей о круговороте воды в природе...