Тексты авторских рассказов для пересказа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Сажаева Надежда Константиновна

Данная подборка охватывает небольшие авторские тексты по различным лексическим темам и предназначается для пересказов детьми групп компенсирующей направленности. Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям старших и подготовительных групп, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_rasskazov_dlya_pereskaza.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кто как одет?

     Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свёклу и разную петрушку.

     Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё, у капусты, семьдесят одёжек, она холода не боится!

                                                                                                                        Э. Шим

Вопросы:

  1. Когда убирают овощи?
  2. Какие овощи убрали с огородов?
  3. Что осталось в огороде?
  4. У капусты семьдесят одёжек. Почему так говорят? (Ребёнок должен вспомнить загадку о капусте.)

Где растёт ягода

     Кислая клюква растёт на болоте. Собирать её можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растёт клюква, может ходить по ней и не видеть её. Черника растёт – её видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растёт кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас клюква невидима сверху.

Вопросы:

  1. Как растёт клюква?
  2. Какие ещё ягоды растут в лесу?
  3. Как они растут?
  4. Какая ягода невидима сверху?

   

Лес осенью

     Летом лес был зелёный. Теперь берёзки и клёны жёлтые. Осины красные. Между ними ёлочки зеленеют.

     Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.

     Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

                                                                            По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Какого цвета лес был летом?
  3. Какого цвета стали берёзки и клёны осенью?
  4. Какого цвета стали осины осенью?
  5. Какие деревья не изменили своего цвета?
  6. Как кружатся листья в воздухе?

Осень

     На дворе дождь, ветер, холодно.

     Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «Смотрите, какой листочек красивый!».

     Подбежали ребята. А сильный ветер налетел. Листок сорвал и унёс.

                                                                                                        По Н.Калининой

Вопросы:

  1. Какая погода была на дворе?
  2. Что увидел Саша из окна?
  3. Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

Полянка в лесу

     Берёзки последнее своё золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море. А полянка в лесу – как остров.

     На этом острове стоят тесно несколько ёлок, под ними я сел отдохнуть.

     У этих ёлок, оказывается, вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и ещё много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.

                                                                                                                М.Пришвин

Вопросы:

  1. С чем сравнивает Пришвин лес и отдельную полянку в лесу?
  2. Кто обитает на верхушках ёлок?
  3. Чем питаются белки и клесты?
  4. Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?
  5. О каком времени года говорит Пришвин?
  6. Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе?

Ежиная семейка

     В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.

     - Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё маленькие.

     - Я только поглажу ежат, - ответила Аня.

     На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Вопросы:

  1. Где жила семья ежей?
  2. Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
  3. Кто нашёл ежат?
  4. Что случилось на следующий день?

     Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.

                                                                                                  И.Соколов-Микитов

Вопросы:

  1. Каким бывает лес поздней осенью? А зимой?
  2. Какого цвета зимняя шубка у зайца беляка?
  3. Почему зайцы обрадовались снегу?
  4. Почему осенью зайцам белякам плохо в лесу?

Как белочка зимует

     Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода – белка скорей к своему гнезду спешит. Гнездо у белки как у птицы устроено: из веточек, из сучьев. Да как сделано ловко – большое, круглое, а сбоку лазейка. Внутри гнездо мягкой сухой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

                                                                                       Г.Скребицкий и В.Чаплина

Вопросы:

  1. Как устроено гнездо у белки?
  2. Чем гнездо выстлано внутри?

Улетают журавли

     В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние тёплые страны.

     Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

     До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной!

                                                                                                  И.Соколов-Микитов

Вопросы:

  1. Куда и когда улетают журавли?
  2. Когда журавли прилетают обратно?
  3. Где летят журавли?

Снегирь

     Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.

                                                                                                       По Ю.Дмитриеву

Вопросы:

  1. Как выглядят снегири?
  2. Когда появляются снегири в наших местах?
  3. Каких ещё зимующих птиц ты знаешь?

Первый снег

     Наконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.

     Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.

     Скоро проснулись тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на лесную поляну.

     Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

     Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся – да и в снег отдыхать. Хорошо там!

Вопросы:

  1. Какое время года наступило?
  2. О каких птицах говорится в рассказе?
  3. Что сделали тетерева, когда проснулись?
  4. А тебе какой лес больше нравится – зимний или осенний?

Хорошо, когда много снега

     Хорошо, когда много снега: можно бабу лепить, можно крепость строить и в снежки играть, можно с горок кататься и на лыжах ходить…

     А вот машинам и трамваям, когда много снега, - плохо.

     Если снег не уберут, то не привезут машины ни хлеба, ни молока, ни угля, ни бензина, ни ёлку к Новому году! Даже доктор в «скорой помощи» не сможет приехать.

     Чтобы такого не случилось, в снегопад выезжают специальные машины. Они убирают снег и посыпают улицу песком, чтобы не скользко было.

                                                                                                                     В.Бундин

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Кому хорошо, когда много снега? Почему?
  3. Почему плохо машинам и трамваям, когда много снега?
  4. Какие машины убирают снег и посыпают улицы песком? Видели ли вы их на улице?

День всё больше

     Солнышко всё выше поднимается на небе и сильнее греет. К вечеру подмерзает, и с крыш свисают длинные сосульки. Солнышко пригреет, сосульки падают.

     Дни всё длиннее и длиннее. Ночь всего длиннее в начале зимы. А потом каждый день солнце отнимает у неё минутки. Встаёт немного раньше, садится немного позже.

                                                                                                                   Н.Сладков

Вопросы:

  1. Что ты узнал из рассказа про солнышко?
  2. Почему ночи становятся короче?

Весна в лесу

     С утра уже выглянуло солнышко. Оно выплыло из-за верхушек деревьев золотисто-розоватое и осветило весь лес тёплым весенним светом.

     А зима никак ещё не уступала. Всю землю по-прежнему укрывал белый холодный снег, и по-прежнему на концах елей висели сосульки. Но вот они засверкали особенно ярко, и с кончика каждой из них упала на снег первая тёплая капля.

     Весеннее утро в лесу. Синица звонко запела. Забарабанил о сухое дерево клювом дятел. А на старой ели весна, казалось, уже в полном разгаре; пять подросших птенцов робко перелетели с ветки на ветку. Это были закалённые малыши. Они родились у клестов в суровую зимнюю стужу, а теперь первыми встречают приход весны.

                                                                            По Т.Скребицкому и В.Чаплиной

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Как ведут себя птицы весенним утром?
  3. О каких птицах говорится в рассказе?
  4. Как называют клестов, синиц? (Зимующие птицы.)

Женский день

     Таня проснулась рано-рано и взглянула на календарь. На календаре стояло красное число: 8 марта.

     Таня вынула из ящика с игрушками свои подарки – две хорошенькие чашечки – и побежала смотреть, не проснулась ли бабушка. Бабушка уже проснулась; она пекла вкусный пирог. Таня перемыла всю посуду, подмела пол, постелила на стол чистую скатерть… И поставила свои чашечки…

     В передней зазвонил телефон и разбудил маму. Она лежала и слушала, как Таня с кем-то говорила по телефону.

     - Тише, тише… - говорила Таня. – Не разбудите маму… У нас сегодня тройной праздник! Мамин, бабушкин и мой! Мы все тут женщины, кроме папы! И сегодня наш Женский день.

                                                                                                                      В.Осеева

Вопросы:

  1. Какие подарки приготовила Таня маме и бабушке?
  2. Что пекла бабушка к празднику?
  3. Как помогала бабушке Таня?
  4. Как Таня относилась к маме? Почему ты так думаешь?

Подснежники

     По опушкам лесов, на солнечных полянах ранней весной расцветают подснежники. Снег ещё не растаял в глубоких оврагах. А под деревьями цветут, белым и голубым ковром расстилаются цветы. Это подснежники – первые весенние цветы нашего леса.

                                                                                        По И.Соколову-Микитову

Вопросы:

  1. Что ты узнал из рассказа о подснежниках: когда они расцветают? Где растут? Какого они бывают цвета?
  2. Какие ещё весенние цветы ты знаешь?

Прощай, зима!

     Три недели подряд совсем тепло. Дети в сопровождении Марии Ивановны, весело переговариваясь, пошли по знакомой улице через весь городок. Вот уже и последние домики, а дальше крутой косогор, и за ним река.

     Когда ребята взбежали на пригорок, то все даже присмирели от изумления. Внизу перед ними была река, но совсем не такая, как летом, - тихая, спокойная. Теперь даже воды почти не было видно. Всю поверхность реки покрывала сплошная масса плывущего льда.

                                                                                                             Г.Скребицкий

В лесу

     Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки мощным потоком поднимаются вверх по стволу и веткам. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

                                                                                                     По Г.Скребицкому

Вопросы:

  1. О каком времени года говорится в рассказе?
  2. Почему начинают оживать деревья?
  3. Как двигается сок по деревьям?

Лиса

     Лисы – очень заботливые родители. Они вместе воспитывают малышей. Папа охраняет нору и приносит добычу для своего семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет детёнышей. Лисята играют возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лисица переносит малышей в более безопасное место.

     Когда детёнышам исполняется полтора месяца, лиса начинает учить их охоте. Сначала мама показывает им, как ловить кузнечиков. Лисята пытаются ей подражать. Если научатся летом ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

                                                                                                       По Т.Шорыгиной

Вопросы:

  1. Какие родители у лисят?
  2. Что делает папа лисят?
  3. Что делает мама лисят?
  4. Как поступает лиса, если её нору найдёт человек?
  5. Когда лисят начинают учить охоте?
  6. Кто является первой добычей лисят?

Жаркий час

     В полях тает, а в лесу снег ещё лежит плотными подушками на земле и на ветках деревьев. Тонкие стволики пригнулись к земле, примёрзли и ждут освобождения.

     Наконец пришёл жаркий час, снег незаметно подтаивает, и вот в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой, прикрытый её широкими ветвями, спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может же сама собой шевельнуться…

     Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула.

                                                                                                        По М.Пришвину

Вопросы:

  1. Какое время года описывается в рассказе?
  2. Почему стали качаться и шевелиться ветки?
  3. Зайца называют трусливым. Как об этом говорится в рассказе?

Весенние заботы

     Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду – окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.

                                                                                                       По Т.Шорыгиной

Вопросы:

  1. Что делают люди в огороде?
  2. Что делают люди в саду?
  3. Для чего они всё это делают?

Весенний сев

     Подошла весна. Снег с полей сошёл. Земля начала подсыхать. Бригада трактористов перешла жить в поле. Они привезли вагончик, построили кухню, столовую, поставили бочки с горючим.

     С утра трактористы начали пахать землю. Поле ожило, загудело. С каждым часом росли полосы чёрной вспаханной земли. Трактористы будут работать до позднего вечера.

                                                                                                           По А.Мусатову

Солнце

     Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мёртвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

     Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

     Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней всё засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

     Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звёзд, которые гораздо больше Солнца.

                                                                                                                          М.Бул

Вопросы:

  1. Что такое Солнце?
  2. Что даёт Солнце людям?
  3. Что стало бы с Землёй, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

Почему Солнце всходит и заходит?

     Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем. Россия, один раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день. А другой раз – на тёмной. И у нас наступает ночь.

                                                                                                                          М.Бул

Вопросы:

  1. Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?
  2. Что происходит на самом деле?

Искусственные спутники

     Со времени запуска в космос первого искусственного спутника в 1957 году за пределы нашей планеты было отправлено множество спутников.

     Ракета выводит спутники на орбиту, и они продолжают самостоятельно вращаться вокруг Земли. Одни из них предназначены для приёма телепередач, другие устанавливают телефонную связь с любой точкой планеты.

     Есть спутники, которые фотографируют и передают на Землю снимки облаков, бурь, гроз. Они нужны для составления прогнозов погоды. А есть спутники, которые помогают людям исследовать космос, раскрывать его новые тайны.

                                                                                           По Р.Скейчелу и М.Булу

Вопросы:

  1. Когда люди запустили в космос первый искусственный спутник?
  2. Как спутники выводят на орбиту?
  3. Какую пользу приносят людям спутники?

Космические станции

     В будущем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему соседу – Марсу – продлится более года. На космических станциях можно будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

     Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят исследования космоса.

                                                                                                                  По М.Булу

Вопросы:

  1. Для чего нужны космические станции?
  2. Что сегодня делают на космических станциях?

Ивовый пир

     Зацвела ива. Пальцем тронешь – пожелтеет палец. Понюхаешь – мёд! Спешат гости на пир!

     Шмель прилетел: неуклюжий, толстый, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался.

     Прибежали муравьи: быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки.

     Комарики прилетели: ножки горсточкой, крылья мельтешат. Жуки какие-то копошатся. Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

     Все гудят и торопятся: зазеленеет ива – пиру конец.

                                                                                                           По Н.Сладкову

Вопросы:

  1. Почему к иве спешат в гости все насекомые?
  2. Почему насекомые так торопятся?

Майский жук

     Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладёт яички в землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года на четвёртый они превращаются в майских жуков.

                                                                                                       По К.Ушинскому

Вопросы:

  1. Опасен ли майский жук для людей?
  2. А для растений?
  3. Как появляется на свет майский жук?

Скворцы и скворчата

     Прилетев домой, скворцы садятся на ветки возле скворечников и радостно, звонко поют. Целую неделю скворец распевает песни. А когда из дальних стран прилетает скворчиха, дружная пара вместе устраивает гнездо.

     Скоро в гнезде появляются зеленовато-голубые яички, а из них – скворчата. Когда они подрастут, в укромном уголке леса, где много корма, откроется скворчиная школа. Взрослые скворцы научат малышей выкапывать из земли червей, спасаться от холодной росы и дождя, выбирать место для ночёвки, узнавать сигнал опасности.

                                                                                                       По Т.Шорыгиной

Вопросы:

  1. Что делают скворцы, вернувшись на родину?
  2. Чему учат в скворчиной школе?

Кукушка

     Весной в лесу кипит работа – все птицы строят гнёзда. И только кукушка этого не делает. Она внимательно следит, где птицы устраивают себе жилища. И как только птичка отлетит от гнезда – тут же подкладывает в чужой дом яичко, а хозяйское уносит в клюве и выбрасывает.

     Новорожденный кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов. Он подползает под птенца, вскидывает его на спину и несёт к краю, а там сбрасывает вниз. У кукушат для этого есть специальная ямка на спинке.

     Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые могут есть мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.

                                                                                                       По Т.Шорыгиной

Вопросы:

  1. Как кукушка обходится без гнезда?
  2. Какую пользу приносят кукушки?

Мёд

     Привлекаемая ароматом цветка, пчела зачерпывает капельку нектара. Нектар – это сладкий сок некоторых растений. В древние времена нектар называли душой цветков. Пчела заполняет им свой медовый зобик и начинает перерабатывать нектар в мёд. Возвратившись в улей, пчела-сборщица передаёт свою капельку нектара пчеле-приёмщице, которая продолжает перерабатывать нектар, а потом складывает его в ячейку сотов.

     В сотах мёд дозревает. Когда он созревает, пчёлы закрывают ячейки маленькими восковыми крышечками. Увидев это, люди понимают: «Мёд готов!».

                                                                                                           По И.Вальперу

Вопросы:

  1. Что такое нектар?
  2. Из чего и как пчёлы делают мёд?
  3. Где зреет мёд?
  4. Как люди узнают, что мёд готов?

Слоны

     Слоны – очень крупные животные высотой до трёх метров. Самое удивительное у слона – это хобот. Это – сросшиеся нос и верхняя губа. Хоботом он собирает пищу, пьёт и защищается от врагов. Хоботом слон может поднять с земли огромное бревно и даже маленькую спичку. Между собой слоны тоже общаются хоботом. Матери трогают им лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить температуру.

     Слоны живут семьями. Семью возглавляет старая слониха. Матери заботятся о детях до 10-15 лет.

     Питаются слоны травой, ветками, корнями и плодами. В день слон съедает до 200 килограммов пищи и выпивает до 10 ведёр воды.

     Слоны – умные животные. У них отличная память. И добро, и зло, причинённое им, они помнят всю жизнь.

                                                                                                                  Т.Нуждина

Вопросы:

  1. Зачем слону хобот?
  2. Как живут слоны?
  3. Чем слоны питаются?
  4. Какая у слонов память?

Спор в огороде

     Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

     - Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

     - Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

     - Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

     - Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

     - Чтобы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде никого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

     Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».

Вопросы:

1. Кто спорил в огороде?

2. Какая морковка?

3. Какой огурчик?

4. Какой лучок?

5. Какие помидорчики?

6. Какой укропчик?

7. Что приготовили из овощей?

Грибники

     Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из-под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.

     Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы:

1. Куда пошли Петя и Вася?

2. Где стоял маслёнок?

3. Где росли моховики?

4. Откуда виднелись жёлтые лисички?

5. Где нашли подберёзовик?

6. Откуда выглядывал подосиновик?

7. Рядом с чем нашли боровики?

Жадная принцесса

     В одном далёком королевстве жила-была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого-нибудь понравившуюся вещь и тут же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!». а Король не мог своей любимой дочке отказывать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.

     Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь!», - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: "Моя добыча! Моя! Моя!». Еле-еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.

     С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы:

1. Где жила Принцесса?

2. Что кричала она, когда ей нравилась какая-нибудь вещь?

3. Кому Король не мог отказать?

4. Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

5. У кого слуги отобрали коня?

6. Куда поскакал конь?

7. Откуда вылез медведь?

8. Куда вернулась Принцесса?

Мишин сон

     Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошёл в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолёт», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.

     Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.

     Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы:

1. Во что Миша любил играть?

2. Откуда он достал кубики?

3. Где взял машину?

4. Куда он загрузил кубики?

5. Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?

6. Куда он бросил самолёт?

7. Что приснилось Мише?

8. Чего больше не было у него?

9. Почему ему стало грустно?

10. Когда он проснулся, что он понял?

Чаепитие

     Маша и Юля были сёстрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили дружно, почти никогда не ссорились и всегда всё делали вместе.

     Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы:

1. Как звали сестёр?

2. Кто из них была старшая?

3. Что Маша предложила Юле?

4. В чём девочки заварили чай?

5. Куда положили сахар?

6. Куда выложили сухари?

7. Во что положили конфеты?

8. Во что Маша наливала чай себе и сестре?

9. С чем девочки пили чай?

Снеговик

     Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы:

1. Кого слепили дети?

2. Из чего слепили Снеговика?

3. Чем замело дороги?

4. Почему пришёл Снеговик?

5. Кого встретил он в соседнем дворе?

6. О чём беседовали Снеговики?

7. Кого утром будут лепить дети?

Хвастливый кот

     В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!». И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры – в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.

     Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы:

1. Где жил хвастливый кот?

2. Как его звали?

3. Как хвастался кот?

4. Где прятались куры?

5. Где прятались свиньи?

6. Где прятались коровы?

7. Где прятались лошади?

8. Где прятались кролики?

9. Кто напугал хвастливого кота?

Как звери в прятки играли

     Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из-под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из-за куста он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из-под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из-за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы:

1. Кто играл в прятки?

2. Кто водил?

3. Откуда виднелся лисий хвост?

4. Что торчало из-под ёлки?

5. Откуда волк увидел заячьи уши?

6. Что увидел из-за куста?

7. Что блестело в дупле?

8. Откуда торчали ежиные иголки?

9. Что торчало из-под корней?

10. Откуда была видна медвежья лапа?

11. Что было видно из-за кустиков?

Весна

     Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче. А птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдёт совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернутся из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы:

1. Какие дни стали весной?

2. Как светит солнце?

3. Как поют птицы?

4. Где тает снег?

5. Где распускаются подснежники?

6. На чём набухают почки?

7. Что стали вить грачи?

8. Кто сменит белые шубки на серые?

9. Откуда вылезут медведи?

10. Откуда вернутся перелётные птицы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР среднего дошкольного возраста "В гостях у сказки"

В конспекте представлены игровые приемы закрепления знаний, полученных детьми на  логопедических занятиях....

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с ДЦП (средний дошкольный возраст) «Поможем божьей коровке»

Конспект интегрированного занятия по театрально-игровой и изобразительной деятельности для детей с ДЦП(средний дошкольный возраст)...

Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...

Тематические планы описательных рассказов для пересказа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данная подборка планов-схем описательных рассказов охватывает разные лексические темы и предназначена для пересказа детьми старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности....

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тнр старшего дошкольного возраста "Проделки Снежной королевы"

Цель: Обобщение и расширение представлений о зимующих птицахОбразовательные задачи: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти, уточнить знания детей о последовательности ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТРН старшего возраста «Путешествие в царство Грамоты»

laquo;Путешествие   в царство Грамоты»Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств   языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.Коррекци...