Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Иванова Людмила Александровна

 

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития по теме: « Дикие животные и их детеныши».

Цель:

- активизация, закрепление лексического материала, обогащение словарного запаса;

-развивать умение дифференцировать понятия домашние и дикие животные;

-закрепление навык согласования числительных с существительными; образование и употребление в речи притяжательных прилагательных;

-обучение детей составлять загадки - описания с опорой на схемы-модели по плану логопеда;

- развитие мелкой и общей моторики;

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иванова Людмила Александровна

Конспект подгруппового фронтального занятия по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с задержкой психического развития

Тема: « Дикие животные и их детеныши».

Цель:

- активизация, закрепление лексического материала, обогащение словарного запаса;

-развивать умение дифференцировать понятия домашние и дикие животные;

-закрепление навык согласования числительных с существительными; образование и употребление в речи притяжательных прилагательных;

-обучение детей составлять загадки - описания с опорой на схемы-модели по плану логопеда;

- развитие мелкой и общей моторики;

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование: мультимедиа презентация: «Дикие животные и их детеныши; шапочки-маски с изображением детенышей диких и домашних животных (зайчонок, лисенок, волчонок, медвежонок, ежонок, бельчонок, теленок);  10 шишек, корзинка, 2 искусственные ели, березы, грибочки, СD-диск с записью песенки Г.Вихаревой «Золотые листики»; предметные картинки с изображением диких животных(лиса, заяц, медведь, волк, еж, белка).

Ход занятия.

В зале имитация осеннего леса: лиственные деревья: береза, осина, клен, дуб; 2 ели, грибы; под одной елью рассыпанные шишки, установлен экран для просмотра мультимедиа презентации.

 

- Ребята, сегодня мы отправимся в лес.

Слайд 2.

По тропинке мы идем,

(Дети идут змейкой друг за другом.)

В осенний лес густой попадем.

Ой, медведь следы оставил...

Мы на правильном пути.

-   На полянку вышли мы.

(Дети подходят к экрану.)

Пальчиковая гимнастика « Звери».

Заяц, волк, лиса, медведь и колючий ежик.

(Дети поочерёдно загибают пальцев на обеих руках, начиная с большого пальца.)

Все живут они в лесу,

(Разжимают и сжимают кулачки.)

Знают все свою семью.

(Разводят руками перед собой.)

Слайд 3

-Вот мы и в лесу.

Кто живёт в лесу? (Дикие животные и их детёныши.) 

Игра «Сосчитай шишки» -  согласование числительных с существительным.

-  Ой, посмотрите, под елкой лежат шишки! Наверное, белка обронила. Давайте их соберем в корзинку и посчитаем. (Дети считают шишки.)

-Одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек, … десять шишек.

-  Есть у каждого семья - папа, мама и я. У зверей тоже есть семья. И что бы увидеть эту семью, нам поможет превращенье:

Были вы ребятами, станете зверятами. (Дети одевают маски зверей).

- Валя ты кто?

- Я лисенок. (Дети называют детенышей животных)

Игра «Кто живёт в твоей семье?» - составление короткого описательного рассказа, закрепление умения образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные.

- Посмотрите, вы узнал? (Слайд 4)

- Лисенок, расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В лисьей семье живут лис, лисица и лисята».)

Слайд 5.

-Волчок, расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В волчьей семье живут волк,   волчица и волчата».)

Слайд 6.

Медвежонок, расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В медвежьей семье живут медведь, медведица и медвежата».)

Слайд 7.

-Зайчонок, расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В заячьей семье живут заяц, зайчиха и зайчата».)

 

Слайд 8.

-Ёжик, расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В семье ежей живут ёж, ежиха и ежата».)

Слайд 9.

-Бельчонок, ну а теперь ты расскажи о своей семье. (Ребенок подходит к экрану и рассказывает: «В беличьей семье живут белки и бельчата».)

Подвижная игра «Осенние листочки». Координация речи с движением, развитие общей моторики.

Звучит песенка Г.Вихаревой «Золотые листики».

-Зверятки, посмотрите как красиво в осеннем лесу.

Листья осенние тихо кружатся,

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся,

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками вправо, влево.

Будто опять закружиться хотят.

Поднимаются, кружатся.

Игра «Кто лишний на полянке?» - дифференциация домашних и диких животных.

Слад 10

- Звери, посмотрите, кто вышел на лесную полянку?

Далее игра проводится между детьми-зверятами.

-Становитесь в круг зверята.

-Вы глаза свои закройте. (Одному из детей одевается шапочка-маска теленка.) 

-А теперь глаза откройте… Все смотрят и молчат, а Елизару отвечать.

-Кто же лишний на полянку к нам забрался? (Теленок.) 

-Почему, теленок лишний? (Потому что, он детеныш домашнего животного коровы.)

Игра «Чей хвост?» - практическое употребление притяжательных прилагательных.

-Посмотрите, ребята.

Слайд 11

Дикие животные перепутали хвосты. Давайте им поможем?

Дети по очереди отыскивают и называют хвосты животных. Логопед  с помощью компьютерной мыши выделяет нужный хвост.

-У медведя - медвежий хвост. И т.д.

 -А теперь друзья – зверята, вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь (дети снимают шапочки-маски).

-Вы опять мои ребята.

Слайд 12

По извилистой дорожке,

Отправляемся домой.

(Дети идут змейкой друг за другом.)

Дети садятся на стульчики перед экраном.

Ребята, теперь мы знаем, кто такие дикие животные. Мы знаем про них много загадок. Но эти загадки придумали поэты. А давайте и мы с вами   придумаем   загадки про животных. А помогут вам картинки-подсказки.

Слайд 13.

План.

1.  Домашнее это или дикое животное?

2.  Какие у него есть части тела?

3.  Как называется его дом?

4.  Как называются детеныши этого животного?

5.   Чем питается животное?

6.  Кто это?

Игра « Загадки» - составление загадок описаний с опорой на схемы-модели по плану логопеда.

Логопед раздает картинки с дикими животными (волка, зайца, лисы, ежа, медведя, белки). Предварительно обговаривается, что свою картинку ребенок не показывает другим детям. Первую загадку загадывает логопед. Затем дети

придумывают загадки-описания по схемам-моделям.

Итог, оценка деятельности детей.

- Какие вы молодцы! Интересные загадки придумали. А   чья   загадка   вам   понравилась   больше   других?   (Дети анализируют загадки друг друга).

Слайд 14

-Ой, посмотрите! Кто же это?

(Детям раздается угощение оставленное белочкой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"

Домашнее задание для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: "Зимующие птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....

Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...