Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Деревья - наши друзья» в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

«Деревья - наши друзья»

в группе компенсирующей направленности

для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Цель: Расширить и уточнить знания детей о деревьях, выделять их     характерные и отличительные признаки.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить знания детей об осени, ее признаках. Уточнить знания о строении дерева (ствол, корни, ветки, листья). Закреплять знания названий деревьев и их плодов (береза, дуб, рябина, тополь, ель, сосна). Формировать понятие «лиственные, хвойные деревья».

- совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными).

- развивать связную речь детей, диалогическое общение с педагогом.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: Экскурсия по территории детского сада; рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске;             сбор листьев и плодов для гербария; дидактические игры  «Угадай дерево по описанию», «Назови, от какого дерева листья»,  «Какого дерева не стало», «Четвертый лишний», «Выложи строение дерева».

Оборудование: предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна);  их листьями и плодами (желуди, еловые и сосновые шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена);  мнемотаблицы «Октябрь», «1,2,3,4,5 будем листья собирать» .

Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулок;  счетные палочки.

ХОД ОД

Организационный момент.

Кинезиологическое  упражнение «Солнце»

-сегодня по дороге в детский сад, я нашла кленовые листья. Какие  они красивые. На нем послание для вас.

Дефектолог: Ребята, отгадайте загадку.

                        «Стали дни короче,

                          Длинней стали ночи

                          Урожай собирают.

                          Когда это бывает?»      (Осенью)

Дефектолог: А какое сейчас время года?   (Осень)

Работа с календарем, дети отмечают на календаре –осень.

Мнемотаблица «Октябрь»

-назовите осенние месяцы. Вспомним стихотворение про октябрь.

Дети садятся за столы.

Дефектолог: Осень прислала нам картинки осенних деревьев. Давайте посмотрим и узнаем,  какие деревья растут в ее осеннем лесу.  Осень хочет узнать, что вы знаете про деревья.

Работа с картиной –дерева.

-что это? дерево. Давайте, вспомним из каких частей состоит дерево. Если в правильно называете часть дерева, то слово подсказка откроется.

У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья, плоды

Работа с серией картинок дерева, проговаривание частей.

-зачем нужны деревья?

Дефектолог: Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные, поэтому нельзя ломать деревья. Осенью люди сажают молодые деревья. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья.

-давайте , вспомним какие мы знаем деревья.

Рассматривание деревьев на доске.

Работа с раздаточным материалом. Игра «Подбери листья к дереву»

-на столах у вас лежат картинки деревьев, вам нужно подобрать листья и плоды  к дереву.

Это лист с рябины –рябиновый лист

Лист с березы- березовый лист

 Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

Игра «Лиственные или хвойные»

(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

Пальчиковая игра «1, 2, 3, 4, 5 будем листья собирать» по мнемотаблице

-А теперь Осень хочет узнать, какие вы внимательные. Она приготовила для вас очень сложное задание.

Игра «Кто внимательный»

Дефектолог: Разложите плоды так, чтобы шишка оказалась между желудем и листочком (Дети выполняют)

Какой плод оказался справа от шишки?

А какой плод слева?

Молодцы! Какие у меня все внимательные.

Осень любит и играть, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листья дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

                                                                    Н. Нищева

Дефектолог: Осень любит свои деревья. Давайте назовем их ласково.

Дефектолог: Еще для нас Осень приготовила задание – продолжи ряд

Упражнение «Помоги белочке добраться до дупла»

Физминутка «Осень, осень приходи»

 (Игра «Чего не стало?»

(Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)

 Дефектолог: Ребята, давайте порадуем осень. Выложим для нее елочки из счетных палочек.

 Игра «Выложи по схеме елочку из счетных палочек»

(У каждого ребенка на столе лежит схема с изображением елочки. Дети самостоятельно выкладывают).

Дефектолог: Молодцы!

Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?  (Лиственные и хвойные)

Какую пользу приносят деревья?  (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные)

Если вам задания понравились, положите желуди в коробочку, если было сложно положите лист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...

Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет (Образовательная область «Познавательное развитие») на тему: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой т

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Филимоновский Детский сад»Перспективное планирование работы с детьми 6– 7 лет   (Образовательная область...

Конспект НОД по образовательной области «Физическое развитие» "Прыг-скок команда" с использованием степ платформ детей старшего дошкольного возраста

Конспект НОД  по образовательной области «Физическое развитие»  "Прыг-скок команда" с использованием степ платформ детей старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Животные жарких стран»

Цель: формирование обобщенных представлений о животных жарких стран путем использования нестандартного мышления, как формы игровой технологии. Задачи:Образовательные:1. Закрепить представлен...

Конспект Проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну математики» (для детей старшего дошкольного возраста)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СОШ №10, дошкольное отделение Семицветик»...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: «Путешествие на ферму» группа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет

Цель: Закрепить понятия количества: один - много, размера: большой - маленький, длины: широкий - узкий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Счёт до трёх.Задачи:Воспитательные:Воспитыват...