Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Трушникова Алла Геннадьевна

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: 

- расширение и активизация словаря по теме занятия, обобщение представлений о школе, учебе, школьных принадлежностях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

(вид занятия:  закрепление пройденного материала)

Автор конспекта:  Трушникова А.Г.,

учитель-логопед  МБДОУ

                           «Детский сад №8 комбинированного вида»

 г. Исилькуль, Омская область

Дата проведения занятия: ________

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)

Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа.

Тема: Школа. Школьные принадлежности» (с использованием технологии пакетмод)

Интеграция образовательных областей:  «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».        

Цель: 

- расширение и активизация словаря по теме занятия, обобщение представлений о школе, учебе, школьных принадлежностях.

Задачи:

Образовательные:

-Закрепить знания о звуках, буквах и цифрах,

-Закрепить навык звукового анализа слова.

-Формировать   грамматический   строй   речи: навык образования родственных слов;

- Познакомить дошкольников с правилами поведения в школе;

Развивающие: развивать внимание, мышление, способность к умозаключениям, связную речь, продолжать развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Воспитательные: воспитывать общую культуру поведения детей через беседу и художественное слово, доброжелательное отношение к учителю и школе, умение работать в коллективе и микрогруппах, чувство самооценки.

         Оборудование и технические средства: ноутбук, презентация, мнемотаблица с родственными словами к слову «Школа», простые карандаши по количеству детей, карточки с буквами слова «ШКОЛА», пакетмод для рефлексии и возможностью последующего составления по нему рассказа «Школа», маркеры для обозначения гласных и согласных звуков,  два ранца, два пенала, два комплекта школьных принадлежностей, 3 набора букв и цифр, колокольчик.

Методические приемы: словесные приемы (художественное слово, беседа, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание-поощрение).

Наглядные приемы- показ презентации, мнемотаблицы, книжки-пакетмод.

Мотивация: общение с детьми.

Организация деятельности

I. Организационный момент. (Дети стоят) 

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня на занятии гости, пожелаем им «доброго утра»! Предлагаю вам настроиться на занятие:

- Сядет тот, чьё имя я назову тихо!

II. Актуализация   знаний и затруднение в образовательной ситуации.

- А теперь проверим, готовы ли ваши ушки к занятию, проведем «Гимнастику для ума».

Дидактическая игра «Гимнастику для ума».

-Назови последний звук в слове «карандаш»…. «Ш»;

- На какой гласный падает ударение в слове «ОКНО»…… «О»;

- Назови глухой согласный в слове «ЗВУК»…. «К»;

- Какой звук повторяется в словах : лук, лодка, лампа…. «Л»;

- Какой гласный слышится два раза в слове «ПАРТА»…. «А»;

       - Какое слово можно составить из этих букв?   ШКОЛА.

- Тема нашего занятия – школа, школьные предметы. Сегодня мы  продолжим разговор о школе и о правилах, которые в ней существуют, и попробуем стать учениками. Хотите? Тогда непременно нужно сначала узнать школьные правила!

-Ребята, сейчас я буду читать, а вы дополните их словами, когда я остановлюсь.

Словесная игра «Школьные правила»

1. Парта-это не кровать,

И на ней нельзя (Лежать).

2. Ответить хочешь-не кричи,

А только руку (Подними).

3. Учитель спросит-надо встать.

Когда он сесть позволит-(Сядь).

4. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и (Внимательным).

5.  Если друг стал отвечать,

Не спеши (Перебивать).

6. Говорите четко, внятно,

Чтобы было всё (Понятно).

-Теперь вы знаете правила  школьников, повторите их. Хотите поиграть в школу(Ответы детей)

-Тогда давайте превращаться в учеников.

1,2.3,-покружились

И в школьников превратились.

А я покружусь-

И в учителя превращусь.

-В кого вы превратились? (в школьников), и оказались уже не в логопедическом кабинете, а в …….классе? (Ответы детей)

- В каком классе выбудете учиться? (В первом)

- Значит, вы кто? … (первоклассники)

- А превратилась в учителя и буду вас сегодня учить, а вы будете учиться, значит я вас могу назвать кем? … (учениками).

- Сегодня в нашем расписании три урока. Все уроки я записала  в вашем «дневнике»(пакетмод). (Приложение 1)

- Урок русского языка, урок чтения и математика. Если вы соблюдали школьные правила, отвечали четко, внятно, полным предложением и не перебивали друга, то нарисуйте улыбку, если было трудно грустный смайлик, если ничего не получилось не довольный.

(Дети отправляются в школу, логопед звонит в колокольчик)

-Вот мы и в школе. Динь-динь-динь-звенит звонок, начинается урок!

3. Основная часть(Звенит звонок на урок)

Первый урок «Урок русского языка»

-Прозвенел опять звонок, начинается урок. Начинается первый урок-урок русского языка. Скажите   ребята, из чего состоит наша речь? (Из предложений, слов, слогов, звуков).

-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие).

-Чем буквы отличаются от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем)

  1. Звуковой анализ слова «ШКОЛА»
  2. Придумывания предложения со словом «ШКОЛА»

- Оцените свою работу на уроке- нарисуйте улыбку , если вы выполнили задание правильно, грустный смайлик, если было трудно, недовольный смайлик, если ничего не выполнили на уроке.

(Звенит звонок на перемену)

 Физминутка «Ребята»

- Если я скажу слово «ребята», вы  должны выполнить инструкцию, если же слово   «ребята», не сказала, то выполнять команду не нужно:

- ребята поднимите вверх правую руку;

-ребята, опустите правую руку;

-попрыгайте на двух ногах;

-ребята покружитесь;

- садитесь;

-ребята «садитесь».

Звучит звонок на второй урок «Урок литературного чтения»

- Послушайте рассказ и  найдите в нём слова- родственники к слову «школа».

                                     Школа.

В нашем городе  большая и  современная ШКОЛА. Совсем скоро  1 сентября она откроет свои двери для новых школьников , которыми станут  теперешние дошколята. Сейчас будущие школьники и школьницы учатся складывать свои школьные принадлежности в ранцы и рюкзаки.

- Посмотрите на карточку и, назовите слова- родственники к слову «ШКОЛА»( Приложение 2)

- Сами придумайте слова- родственники к сову «УЧИТЬ». (При затруднении использовать Приложение 3)

- Оцените свою работу на уроке- нарисуйте улыбку , если вы выполнили задание правильно, грустный смайлик, если было трудно, недовольный смайлик, если ничего не выполнили на уроке.

(Звенит звонок на перемену)

Физминутка «Вот так!»

          На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное действие.

-Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
-Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
-А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
-Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
-Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
-А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
-Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
-А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Звучит звонок на третий урок «Урок математики».

-Чем мы будем заниматься на уроке математики?

                    Первое задание (работа в микрогруппах)

-У вас на столе лежат буквы и цифры, отзделите буквы и цифры друг от друга. Расставьте цифры по порядку.

- Назовите, какая цифра стоит в начале ряда?

 - Назовите, какая цифра стоит в конце ряда?

- Какая цифра больше цифры «3»?

- Посчитайте сколько раз я хлопнула в ладоши, и покажите соответствующую цифру?

-Хлопните на один раз больше!

.: Я знаю,что вы любите решать задачи. Слушайте внимательно, хорошенько подумав, поднимите цифру и покажите свои ответы. Решать можете в уме, с помощью пальцев, счетного материала.

1.Маша сорвала в подарок маме две розы, подумала и сорвала еще одну.

Сколько роз Маша подарила маме?

Почему так получилось?

 

2.Пять щенят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает:

Сколько их теперь играет?

 

3.Шесть ежат в лесу играли,

Землянику собирали.

А один улегся спать.

Сколько их гуляет?

(ответы)

- Молодцы, задачи решили. Вот и закончился третий урок

- Оцените свою работу на уроке- нарисуйте улыбку , если вы выполнили задание правильно, грустный смайлик, если было трудно, недовольный смайлик, если ничего не выполнили на уроке.

-А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова 

«Повертелись, покружились, в детском саду очутись !».

- Ребята, в следующем году вы все пойдете в школу. Мне бы очень хотелось узнать, какими вы будете учениками.

-Давайте поиграем и представим, что мы с вами уже ученики. Итак, мы уже не дошколята, а школьники. Куда складывают свои вещи школьники? (в портфель) Вот сейчас мы узнаем, что необходимо ученику для учебы.

Игра: «Что положим в портфель»

Две девочки собирают школьные принадлежности в пенал, а два мальчики в рюкзаки.

Рефлексия:

-Все задания выполнены. Скажите где мы сегодня были? Кем были вы? Кем была я? Какие уроки были в школе? Вспомните, какие задания у вас получились? С какими было трудно справиться? Вам понравилось в школе?

– Я надеюсь, что в настоящей школе вы будете хорошо учиться, так же, как и сегодня, и будете получать за свои знания только «5» и «4». (Дети прощаются)

Приложение 1.

Приложение 2.

C:\Users\Яна\Pictures\РОДСТВ.СЛОВА\127813275_6.jpg

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема. «Дикие животные. Составление синквейна».

Конспектподгруппового логопедического занятияпо формированию лексико-грамматических категорийи развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленностиТема. «Дикие животные. Сос...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»

Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...