Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Низамова Эльмира Рустямовна

Цели:

  1. Уточнение представлений об осени и ее приметах.
  2. Расширение и активизация словаря по теме.
  3. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
  4. Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
  5. Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
  6. Развитие графо-моторных навыков.
  7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Осень»

Цели:

  1. Уточнение представлений об осени и ее приметах.
  2. Расширение и активизация словаря по теме.
  3. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
  4. Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
  5. Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
  6. Развитие графо-моторных навыков.
  7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.

Логопед. О каком времени года я рассказа?

- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?

- Сегодня мы будем говорить про осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

II. Основная часть.

1. Игра «Листочки».

Логопед. Я собрала красивый букет из осенних листьев!

Давайте назовем каждый листок.

Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)

Логопед. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:

Березовый листок упал с ...

Кленовый упал с ...

Каштановый упал с ...

Рябиновый упал с ...

  1. Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что?) — ... (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что?) —... (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что?) — ... (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что?) — ... (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что?) — ... (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

  1. Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая?) — ... (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т.д.)

  1. Игра «Закончи предложение».

На смену лету пришла ...

С деревьев опадают ...

Часто моросит ...

Птицы собираются в стаи и ...

Зверям некогда резвиться, они ...

Скоро наступит ...

  1. Физкультминутка.

Туча небо кроет, Солнце не блестит,

Взмахи руками над головой.

Ветер в поле воет,

Изображают рупор.

Дождик моросит.

Взмахи руками перед собой.

Воды зашумели

Быстрого ручья,

Топают ногами на месте.

Птички улетели

В теплые края.

А. Плещеев

Изображают  улетающих птичек.

  1. Игра смячом «Подбери слово».

Логопед. Я буду называть слово-действие, а вы подберите подходящее слово-предмет. Помните, что мы говорим про осень!

        Моросит … улетают ...

        Опадают … припасают ….

        Собирают … созревают ...

        Желтеют …

А теперь наоборот я называю слово-предмет, а вы слово-действие.

        Листочки ... белка ....

        Птицы ... дождик ...

Тучи ...

  1. Игра «Один - много».

Логопед. Я буду называть один предмет, а вы - много.

Например: желтый лист - желтые листья.

Зеленая травинка -

Красный листочек -

Коричневая шишка -

Высокий клен -

Толстый дуб -

Темная туча –

  1. Игра «Раскрась».

Работа с раздаточным материалом.

Логопед раздает каждому ребенку картинки-загадки с наложенным изображением кленовых листьев.

Логопед. Какие листья вы видит на картинке?

Посчитайте, сколько их.

Послушайте внимательно задание: девочки раскрашивают маленькие кленовые листочки, мальчики - большие.

III. Итог занятия.

Логопед. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Давайте вспомним и назовем все осенние признаки, о которых мы сегодня говорили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»

В данной публикации представлен конспект НОД по развитию связной речи детей старшей логопедической группы по теме "Посуда. Составление описательног рассказа".Конспект публикуется с презениацией.Данная...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема: «Одежда»

Конспект открытого занятия по формированиюлексико-грамматических средств языка иразвитию связной речи в подготовительной логопедической группе.Тема: «Одежда»...