Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Макарова Елена Владимировна

В данной публикации представлен конспект НОД по развитию связной речи детей старшей логопедической группы по теме "Посуда. Составление описательног рассказа".

Конспект публикуется с презениацией.

Данная публикация будет интересна учителям-логопеедам, воспитателям логопедических и обычных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»

Учитель-логопед Макарова Е.В.

Цель: Развитие связной речи, через обучение составлению описательного рассказа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.

Закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда».

Развивать связную речь, учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить склонять существительные в родительном падеже (нет носика), упражнять в согласовании прилагательного с существительным (красная чашка), образовании прилагательных от существительных (чай – чайная, фарфор - фарфоровая), в употреблении антонимов (большой - маленький), образовании уменьшительной формы существительных (тарелка – тарелочка).

Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис.

Развивать координацию речи с движением,

Развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование:

письмо от Федоры, конверт;

разрезные картинки по теме «Посуда»: синяя тарелка, красная чашка, желтая чашка, голубой стакан, оранжевый чайник, фиолетовая кастрюля; конверты для разрезных картинок;

плоскостные изображения предметов: чайник, чашка с блюдцем, сахарница, тарелка, супница, нож и вилка, кастрюля, сковорода, ковш;

коврограф, пары картинок – предметов посуды «Большой – маленький» (на «липучках»);

Слайд: верхняя часть - «Детали посуды», нижняя часть - иллюстрация предметов посуды с отбитыми частями;

импровизированный магазин с расставленной на прилавках посудой: металлический чайник, фарфоровая чашка, металлическая сковорода, стеклянный стакан, пластмассовый поднос, деревянная ложка, металлическая кастрюля.

слайд: «Схема для составления описательного рассказа»:

  • Что это?
  • Какого цвета?
  • Какого размера?
  • Части предмета (из каких частей состоит?)
  • Из какого материала сделана?
  • Какая по назначению? (к какой группе относится?);

слайды-схемы: «Цвет», «Размер», «Материал», «Назначение»;

фартук и головной убор продавца;

мультимедиа установка, компьютер;

музыкальное сопровождение: фон для проведения коммуникативной игры, пальчиковой гимнастики, физминутки, «Звуки ярмарки», муз. фон, сопровождающий появление Федоры.

Предварительная работа:
Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин.

Рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях из которых она состоит.

Разучивание коммуникативной игры «Здравствуй, друг!», физминутки «Посуда», пальчиковой гимнастики «Помощники».

Просмотр мультфильма, чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

Беседа о мастерах, изготавливающих посуду, рассматривание иллюстраций мастерских, в которых изготовляют посуду.

Ход занятия:

I. Организационно-игровой момент:

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».

(с фоновым музыкальным сопровождением)

Зашагали ножки

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки.

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг!

Здравствуй, здравствуй,

Посмотри вокруг!

Здравствуй, здравствуй,

Мне ты улыбнись!

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись!

Дети врассыпную маршируют по залу, к концу куплета встают в пары.

Взявшись за руки, выполняют «пружинку».

Пожимают друг другу руки.

Делают «пружинку», взявшись за руки.

Разводят руки в стороны.

Делают «пружинку».

Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Делают пружинку.

Кланяются друг другу.

Логопед обращает внимание детей на лежащие на полу «осколки». Поверх разрезных картинок лежит конверт. Логопед вскрывает конверт, читает детям письмо от Федоры с просьбой помочь вернуть посуду. (Слайд 2)

Письмо: «Здравствуйте, дети! Вам пишет бабушка Федора. От меня убежала посуда. Я слышала, что мою посуду видели на ярмарке. Дети, помогите мне найти и вернуть посуду! Вы попадете на ярмарку, если соберете разбитую посуду и правильно назовете какого она цвета».

Игра «Разбитая посуда» 

На полу перед детьми лежат «осколки посуды»

(Слайд 3 «Часть схемы-описания, обозначающая цвет предмета»)

Каждый ребенок называет предмет посуды, получившийся из разрезной картинки, называет какого цвета этот предмет.

Сообщение темы занятия:

Л о г о п е д. Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда) Сегодня мы будем говорить о посуде.

II. Основная часть:

Играет веселая музыка, шум ярмарки.

Л о г о п е д. Дети мы очутились с вами на ярмарке. А где на ярмарке мы можем найти посуду? (в посудной лавке, в магазине посуды, в посудном отделе).

Посмотрите перед нами посудная лавка.

1. Упражнение «Ветрина посудного магазина»

Логопед подводит детей к наборному полотну -  плоскостному изображению витрины. На верхней полке витрины с помощью магнитов закреплены плоскостные изображения чайной посуды (чайник, чашка с блюдцем, сахарница), на средне – соловой (тарелка, супница, нож и вилка), на нижней – кухонной (кастрюля, сковорода, ковш).
Л о г о п е д. Мы в отделе, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке?

Для чего нужна эта посуда? (Эта посуда нужна, для того чтобы пить чай)

Как ее называют? (Эту посуду называют чайная посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

Где и когда используют эту посуду? (Этой посудой пользуются за столом во время обеда)

Как ее называют? (Эту посуду называют столовая посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

Где и для чего нужна эта посуда? (Эта посуда нужна на кухне, в ней готовят пищу)

Как ее называют? (Эту посуду называют кухонная посуда)

Повторите это название. (Повторим вместе это название)

А теперь повтори еще раз, как называется посуда на каждой полке.

(Слайд 4 - часть схемы-описания, обозначающая назначение посуды)

2. Упражнение «Из чего – какой?» 

(Слайд 5 «Схема-описание, обозначающая материал, из которого сделана посуда»)

Л о г о п е д. Давайте, обратим внимание на материалы, из которых сделана посуда.

Чайная и столовая посуда сделана из фарфора. Как ее называют? (фарфоровая)

А кухонная посуда сделана из металла. Как ее называют? (металлическая)

Как можно назвать посуду, сделанную из дерева (например, ложка, скалка и т.д.)?

Как можно назвать посуду, сделанную из стекла (например, стакан, графин и т.д.)?

Как можно назвать посуду, сделанную из пластмассы (тарелка, поднос и т.д.)?

Под музыкальное сопровождение в зал вбегает Федора.

Ф е д о р а. Здравствуйте, дети!

Л о г о п е д. Дети, вы узнали кто это? (Это Бабушка Федора)

Ф е д о р а. Я услышала, как хорошо вы говорили о посуде, и поспешила к вам. Я давно ищу посуду на ярмарке, но и в этой лавке нет моей посуды.

Мне нужна была посуда!

С чем уйду теперь отсюда?

Гостей хотела пригласить –

Не во что и чай налить.

Л о г о п е д. Не расстраивайся Федора. Мы с детьми тебе поможем, если ты обещаешь относится к посуде хорошо, содержать ее в чистоте и порядке.

Ф е д о р а. Конечно, обещаю. А вы знаете, как посуда выглядит?

3. Физминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца –

Только стукни – разобьются.

Вот чайные ложки –

«Голова» на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос,

Он посуду нам принес.

И.п. – о.с.: выпятить живот, руки на пояс.

Присесть, держа руки на поясе, пятки вместе, носки врозь.

Подтянуться, подняв руки вверх.

И.п. – о.с.: стоя на одной ноге.

И.п.: руками «нарисовать» в воздухе большой круг.

Вытянуть руки вперед, как будто держат поднос.

Ф е д о р а. У меня была разная посуда: большая и маленькая. Только я не знала, как ее расставить.

Л о г о п е д. Дети, давайте научим Федору находить похожую посуду, и ласково называть ее.

4. Упражнение «Большой – маленький»

Федора предлагает взять детям по одной карточке и найти ей пару среди карточек, лежащих на столе, разместить обе карточки на коврографе, назвать размер предмета посуды, назвать ласково.

Логопед обращает внимание детей на слайд-схему «Размер» (Слайд 6)

5. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

Удар кулачками друг о друга.

 Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца.

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца.

Удар кулачками друг о друга.

6. Упражнение «Какой части посуды не хватает»

Логопед обращает внимание детей на слайд: схемы-описания «Части посуды» + иллюстрация предметов посуды с отбитыми частями. (Слайд 7) 

Л о г о п е д. Бабушка Федора посуду не жалела, не мыла, била и посуда убежала от нее. Посмотрите на посуду. Расскажите, какие предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (от Федоры убежал чайник. Чайник без носика. И т.д.)

Ф е д о р а.

Я не буду, я не буду, посуду обижать!

И лишь ласково я буду называть!

7. Игра «Магазин посуды»

Логопед подводит детей к «Магазину посуды». На полотне отображение слайда – схемы для составления описательного рассказа. (Слайд 8)

Л о г о п е д. Смотрите ребята, куда мы пришли. Это магазин. А продавцом в этом магазине буду я.

Логопед надевает фартук и головной убор продавца.

Л о г о п е д.

Проходите, проходите!

Магазин вы посетите.

Все здесь для себя найдете

И пустыми не уйдете!

Проходите поскорее,

Всем здесь будет веселее!

Чтобы получить понравившийся предмет, нужно составить про него рассказ. А поможет вам схема-подсказка. Начинать рассказ нужно так: Я хочу рассказать о … (чайнике).

Ф е д о р а. А можно я первая попробую! Ведь мне очень нужна посуда!

Федора дает образец составления рассказа с опорой на схему: «Я хочу рассказать о чайнике. Он красный, большой. У чайника есть крышка, носик, ручка. Чайник сделан из металла, он – металлический. Чайник - это кухонная посуда в нем кипятят воду.

III. Рефлексия занятия:

Логопед спрашивает детей, о чем говорили, что делали, что понравилось; хвалит детей.

Логопед предлагает детям подарить Федоре посуду «купленную» в магазине. (Слайд 9)

Федора благодарит детей, приглашает их на чаепитие, уводит детей в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам.

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР.Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам....

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей логопедической группе

Данный конспект будет полезен учителям-логопедам для проведения занятия по развитию связной речи....

Презентация к конспекту НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе Тема: «Посуда. Составление описательного рассказа»

В данной публикации представлена презентация к конспекту НОД по развитию связной речи детей старшей логопедической группы по теме "Посуда. Составление описательног рассказа".Презениация публикуется с ...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема: «Осень»

Цели: Уточнение представлений об осени и ее приметах.Расширение и активизация словаря по теме.Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (упо...

Конспект ООД по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Составление рассказа о зиме по картине, созданной детьми»

Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»...

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...