Главные вкладки

    Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
    консультация на тему

    Смирнова Ирина Алексеевна

    Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл smirnova_i.a._.docx22.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    Гимназия № 1637 (структурное подразделение дошкольного образования №2)

    111401, Москва, ул. Металлургов, д.16                                    тел.(495)304-08-72

    e-mail: gou724@newmail.ru                                                             (495)304-03-00

                                                                           

                                     Смирнова И.А., учитель-дефектолог (тифлопедагог)

    Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

    На современном этапе развития общества специалисты отмечают, что увеличивается число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения (как врожденные, так и приобретенные) и речи.

    Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, поэтому необходимо создать соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально использовать наглядные пособия; применять специальные методы (наглядный, практический, словесный) обучения и проводить коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; обучение вести индивидуально, учитывая психофизические особенности детей.

    У детей с нарушением зрения речевые дефекты являются системными нарушениями различного уровня, и встречаются чаще, чем у зрячих детей.

    Становление речи у зрячих и лиц с дефектами зрения осуществляется принципиально одинаково. Но патология зрения у детей влияет на взаимодействия  анализаторов, перестраивает их, и при формировании речи включается иная система связей, чем  у зрячих.

    Появление и становление речи приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для развития устных и письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

    Ребёнок с дефектом зрения в речевом развитии проходит те же этапы, что и нормально видящий, но у него отчетливо прослеживается количественное преобладание словарного запаса по отношению к предметным образам. Можно констатировать, что развитие речи данной категории детей имеет свои особенности, а именно: изменяется темп развития; нарушается словарно-семантическая сторона речи; появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания; речь   детей с нарушением зрения выполняет, прежде всего, компенсаторную функцию, которая обеспечивает сферу чувственного познания.

    «Вербализм» объясняется недостаточностью практического опыта у детей с нарушением зрения и отсутствием за словом конкретных представлений, поскольку они знакомы со многими объектами внешнего мира лишь заочно.

    Нарушение в восприятие предметных образов действительности провоцирует сложность удерживания в речевой памяти развёрнутых высказываний и правильного грамматического конструирования.

    В связи с тем, что пополнение лексического запаса слов, происходит  в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, входит в его сознание через все пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, работу необходимо  проводить комплексно, активизируя  сохранных анализаторов.  Нужно тщательно  изучить офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида  и сложности зрительной патологии подбирается демонстрационный материал и способы его подачи.  Создавать специальные условия, при которых процесс усвоения материала происходил бы одновременно с «исследованием» предметов.

    При планировании коррекционных занятий обязательно нужно учитывать нарушение остроты зрения, характер зрения, патологию рефракции, функциональные нарушения зрения и поле зрения детей. При планировании, проведении и анализе работы необходима тесная связь между логопедом, тифлопедагогом, воспитателем и родителями.

    Организация коррекции речевых недостатков осуществляется  по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей, имеющих зрительные нарушения: организация превентивных мероприятий; ранняя диагностика и коррекция нарушений; комплексная коррекция;  активное включение в работу различных анализаторов.

    Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико-грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедлено, сам процесс недостаточно осмыслен.

    Задачей логопеда, тифлопедагога, воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря. Для достижения этой цели лучше использовать рассматривание и обследование реальных предметов, моделей, фотографий, натуралистических картинок (лучше соблюдать данную последовательность в подаче материала). Дети с нарушением зрения с большим трудом овладевают пространственными отношениями. Следовательно, они не могут правильно отразить их в речи, педагогу необходимо обогатить опыт детей, используя практическую деятельность детей: обследование и сравнение предметов, ориентировка в микро и макро пространстве (на себе, от себя, на моделях, в реальном мире, на плоскости) с переносом опыта в речь.

    Для детей с нарушением зрения  необходимо использовать такие методы, как: наблюдение за объектами ближайшего окружения; целевые прогулки; осмотр помещений; рассматривание и обследование предметов; рассматривание картин; игры-занятия с образной куклой; дидактические игры с игрушками; хороводные игры; сюжетно-ролевые игры на бытовые темы; чтение художественной литературы.

    В работе с детьми необходимо расширять круг наблюдаемых объектов; увеличить набор предметов и материалов, и их признаков; использовать поисковые вопросы, вопросы-размышления; знакомить с новыми словами в определенном контексте, создавая проблемные речевые ситуации. 

    Для закрепления и активизации словаря используются разнообразные приемы работы:  рассматривание игрушек; рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием; дидактические игры и лексические упражнения;  словесные игры; отгадывание готовых загадок и объяснение отгадок; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду, отгадывание загадок-присказок;  составление рассказов  детьми.

    Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности: непосредственное общение с детьми в течение всего дня, во время всех режимных моментов – умывания, одевания, приёма пищи,  игровой деятельности, совместной деятельности, на прогулках, на занятиях по различным образовательным областям, в творческой художественной деятельности. Организация в группе театрализованного уголка, игр–драматизаций,  дидактических и речевых игр – это будет способствовать активизации словаря детей, совершенствования речевого общения друг с другом, произвольно и осознанно пользоваться монологической и диалогической речью в различных видах деятельности.

    Методы и приёмы работы в разных видах деятельности:

    - Работа над пониманием и употреблением речевых конструкций проводится в соответствии с программой.

    - При планировании учитываются индивидуальные особенности развития ребёнка.

    - Большое внимание уделяется подбору наглядности.

    - Главное место в работе отводится игре.

    Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, можно разделить на группы:

    • игры, направленные на понимание предлогов и определение пространственного расположения предметов;
    • игры на использование пространственных ориентиров в словосочетаниях и предложениях;
    • игры, направленные на активное использование предлогов в предложно-падежных конструкциях в самостоятельной деятельности.

    Развитие речевого общения детей с нарушением зрения, как и у зрячих детей, опирается на развитие фонематического восприятия. Для подкрепления образа звука используются возможности других анализаторов: тактильное ощущение мягких и твёрдых звуков, подкрепление понятий о глухости и звонкости с помощью разно звучащих погремушек, пропевание гласных звуков под музыку, соотнесение слухового образа звука с движением тела.

    При исправлении нарушений звукопроизношения необходимо учитывать, что у детей с нарушением зрения затруднено восприятие артикуляции как зрительно, так и на слух, поэтому  необходимо включить тактильную чувствительность: модели различных положений языка при артикуляции тех или иных звуков, которые можно рассмотреть и потрогать; схематические, но объёмные изображения положения губ при артикуляции.

    Материал для закрепления поставленных звуков подбирается с учётом зрительных нагрузок, уровнем речевого и общего развития детей. С целью закрепления правильного звукопроизношения следует проводить драматизации, инсценировки с игрушками, сюжетно-ролевые игры.

    Необходимо помнить, что дети с нарушением зрения быстрее утомляются, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Поэтому организуя работу, основной целью является сохранение работоспособности ребенка, имеющего зрительную патологи, и предупреждение переутомления. Своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

    Литература:

    1. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология.- 1998.- N 5.
    2. Плаксина Л. И., Григорян Л.А. Содержание медико- педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения: [С косоглазием и амблиопией] / И-нт коррекционной педагогики РАО.- М: ГороД, 1998.
    3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подгот. к обучению детей с особыми пробл. в развитии.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.- 303 с.- Библиогр.
    4. Методика развития речи / под редакцией  Федоренко Л.П.,  Фомичевой Г.А., Лопарева В.К.;
    5. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении/сост.: Л.И. Плаксина, Л.Ю. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1978 г.
    6. Плаксина Л.И. Развитие зрительнго восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе обучения математике: [Дидакт. материал для мат. Заданий слабовидящим детям подготовит. К шк. группы дет. сада].- Калуга: Адель, 1998.
    7. Корнилова И.Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология.- 1998.- N 6.
    8. Фомичева Л.В. Факторы выбора средств коррекционно-педагогического процесса в современном ДОУ для детей с нарушением зрения // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Материалы Всерос. юбил. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию каф. тифлопедагогики Санкт-Петербург, 3-5 нояб., 1999.- СПб., 1999.
    9. Якунина И.Н. Сенсомоторные факторы совершенствования коррекционно-педагогической работы с незрячими дошкольниками // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И.Герцена.- М., 1997.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация проекта по теме: «Здоровьесберегающий метод развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением». Учитель-логопед Чайкина Т.В Москва 2013 год

    Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства.  Эти до...

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

    В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

    Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

    Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связыва...

    Современные данные о проблеме изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

    Связная речь представляет собой развернутую фразу на определенную тему, которая раскрывается логично, точно, лексически  грамматически правильно. Поэтому в реализации связного высказывания тесней...

    Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и общим недоразвитием речи

    Особенности содержания занятия, выбор приемов и способов развития связной монологической речи  должны определяться степенью речевого недоразвития, зрительного нарушения, возрастными психолого-пед...