Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_dlya_roditeley_oktyabr.docx6.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают умение логично и последовательно связывать отдельные предложения между собой для построения связного высказывания.

Пятилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания предметов, составлять рассказ по картине, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности.

Кроме того, дети могут пересказывать содержание небольших художественных произведений, могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем.  Поэтому как можно чаще разговаривайте с ребенком, задавайие ему вопросы и отвечайте на них. В повседневном общении с ребенком взрослые могут ненавязчиво, без принуждения многому его научить.

Игры на описание разных предметов, находящихся в доме, на улице, оказываются прекрасным средством обогащения словаря детей.

В играх «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» и других (их можно придумать самим вместе с ребенком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (например, небо синее, голубое, темно-синее).

Взрослые наравне с ребенком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа («Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым» и т.д.)

Проведение такого рода игр-загадок не потребует дополнительного времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, вечером на кухне во время приготовления ужина, одевания, раздевания.

Как правило, дети очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Как бы вы ни устали, как бы ни были заняты, найдите время ответить на все вопросы малыша.

Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребенком. Во время прогулки по парку или лесу можно сравнить сосну и ель, сосну и березу (чем они похожи и чем отличаются, как их назвать одним словом).

Прогуливаясь с ребенком по лесу, предложите ему несколько загадок, например: «Зимой и летом одним цветом». Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.

Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки и при случае используйте их в разговоре с ребенком. Учите детей отгадывать ваши загадки и сочинять свои.

Художественная проза и поэзия воспитывают в ребенке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Отложите все дела и почитайте ребенку. Читать надо неторопливо,  четко, выразительно.

После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребенка, о чем читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций.

Обучение рассказыванию художественного произведения лучше всего начинать с пересказа по вопросам:  «Кого встретил колобок? Какую песенку спел?» и т.д.

Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец

Непросто передать словами даже небольшой текст. Поэтому не ждите моментальных успехов. Нужно не один раз поупражнять ребенка в разных приемах пересказа, прежде чем он сам справится с заданием.

Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам.

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк,  в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т.д.

Если ребенок начнет фантазировать, не останавливайте его. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - имвоспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребенок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно.

Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребенку, если он затрудняется в выражении мысли.

Таким образом, для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

  • Занимайтесь с ребенком ежедневно.
  • Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте  ребенку непонятные слова, которые встречаются в тексте,
  • Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи. Если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребенка.
  • И, конечно, разговаривая с ребенком, не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой, внятной, правильной и спокойной.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Эффективные методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Работу по развитию связной речи у детей с нарушением зрения необходимо проводить во всех видах деятельности....

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»...

Консультация для родителей Тема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»

познакомить родителей с понятием «связная речь», с основными задачами развития связной речи в домашних условиях....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы»

В процессе ознакомления с окружающим дети получают систематизированные знания о причинно — следственных, временных, пространственных зависимостях, учатся извлекать информацию из наблюдений и экс...