Практикум для воспитателей ДОУ.«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
консультация по развитию речи

Практикум для воспитателей ДОУ " Круги Луллия как игровая технология развития речи дошкольников "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_vospitateley_dou_dokument_microsoft_office_word.docx190.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга», с. Мамонтово

 28122353                             

    Практикум для  воспитателей ДОУ

«Применение игровой технологии «Круги Луллия» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»

Подготовила и провела: учитель-логопед   Хватик Татьяна Михайловна

                                                        2020г.

Цель: познакомить воспитателей с Кругами Луллия, как нетрадиционной технологией речевого развития, являющейся одной из составляющих ТРИЗ; передать опыт использования кругов Луллия в решении задач речевого развития старших дошкольников.

                                         Актуальность

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников с ОНР и ФФН. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

 Уважаемые коллеги, я хочу представить вашему вниманию игровую технологию, которая называется «Круги Луллия».

Простота конструкции позволила мне применить ее в детском саду. «Круги Луллия» можно использовать в разных образовательных областях:  познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Это средство многофункционального характера и делает процесс обучения не только интересным, но и увлекательным. Данная игровая технология отвечает требованиям ФГОС.

Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

Я использую «Круги Луллия»  не только для коррекции речи, но и для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Для того чтобы дети свободно могли приступить к игре, в кабинете организована развивающая среда, оснащенная специальным оборудованием и разнообразными материалами.

Дидактическое пособие состоит из деревянного основания и 2-ух кругов, которыми служат грампластинки или деревянные круги разных размеров, свободно вращающиеся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия я сделала чуть меньше диаметра 2-х пластинок для удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов, которые разделены на сегменты с картинками. Для детей старшего дошкольного возраста я сделала круги с восемью сегментами. Для младших детей нужно использовать круги с четырьмя или шестью сегментами.

Организованная в русле игровых технологий работа отвечает интересам детей, способствует развитию их интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников.

Итак, я приглашаю Вас поиграть  и желающих пройти за стол.

1 игра.  « Что из чего сделано? 

Цель: расширять словарный запас, активизировать в речи относительные прилагательные.

Ход игры.  В работе 2 круга. Для вас я выбрала один круг – различные  материалы, из которых изготовлены предметы (с обозначениями мы с детьми заранее познакомились, а вы их можете посмотреть в таблице), второй круг – разные предметы (посуды, мебели, игрушек). Вы должны соотнести изображения на 1-м и 2-м круге и назвать, из чего сделан предмет.

2 игра.  «Где спрятался звук?»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:

р

корова, горка

р

топорпомидор

р

радуга, ракета.

3 игра.   «Сочиняй-ка»

Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.

Ход игры:

На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.

   Сегодня я предложила вам применение данной технологии в своей практике, связанной развитием речи дошкольников. Как вы думаете, где еще можно использовать эту технологию? …( Развитие речи, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, в познавательном развитии детей, продуктивных видах деятельности). Данная технология превращает обучение в игру, что очень нравится детям.

   Если Вас заинтересовало это многофункциональное пособие, Вы можете использовать его в различных видах деятельности дошкольников. Практическая значимость Кругов Луллия очевидна и заслуживает внимание всех педагогов.

Предлагаю Вашему вниманию свою систему игровых упражнений для индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий с использованием кругов «Луллия», которые помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем педагогам ДОУ.

    Картинки по запросу круги Луллия в работе логопеда        КОМПЛЕКС  ИГР

          ДЛЯ  ИНДИВИДУАЛЬНЫХ  И

ПОДГРУППОВЫХ  ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ    ЗАНЯТИЙ

С    ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КРУГОВ    ЛУЛЛИЯ

C:\Users\User\Pictures\images (23).jpg

          Игры, совершенствующие навык развития

                   артикуляционной     моторики.                            

Игра «Зарядка для язычка»

Цель: совершенствование артикуляционных способностей.

Ход игры:

На одном круге картинки с изображением артикуляционного упражнения, второй круг с картинками соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка). Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению.

   

C:\Users\User\Pictures\images (33).jpg

Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамоте.

Игра «Парочки»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры: 

Логопед раскладывает картинки – паронимы на обоих кругах. Предлагает детям объединить картинки, сходные по звучанию. 

(например: мишка – миска, рожки – ложки, рейка – лейка, козы - косы и т. д.)

Игра «Придумай предложение - 1»

Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

Ход игры:

1 вариант. На кругах предметные картинки с автоматизируемым звуком. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

(например: мышка, машина (Мышка спряталась под машину. Мышка едет в машине. На машине нарисована мышка.)

Игра «Придумай предложение - 2»

Цель: дифференциация поставленных звуков, формирование синтаксических конструкций.

Ход игры:

На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков. Логопед просит придумать предложение с получившейся парой слов.

(например: санки – шкаф (Санки стоят в шкафу. Санки положили на шкаф. Верхняя часть санок и шкаф – деревянные.)

Игра «Символ звука»

Цель: развитие фонематического анализа.

Ход игры: 

Логопед распределяет на одном круге символы звуков, на другом – предметные картинки. Предлагает детям объединить символ звука с объектом, в названии которого есть данный звук. (например: символ звука [с] – кастрюля и т. д.)

Игра «Сложи слог»

Цель: развитие фонематических процессов.

Ход игры: 

Логопед раскладывает на одном круге буквы обозначающие согласные звуки, на другом гласные. Ребенок собирает названный логопедом слог или читает получившийся слог и придумывает слово с этим слогом, сочетанием букв. (например: Б, А – БАнан, соБАка; П, А – ПАлка, ЛлоПАта, ПАста.)

Игра «Раздели слово на слоги»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры: 

Логопед выкладывает на одном круге слоговые схемы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Предлагает детям объединить схемы с объектом, в названии которого такое же количество слогов.

2 вариант. Логопед предлагает объяснить, как можно объединить схему со случайно выпавшим словом, т. е. изменить слово так, чтобы оно стало состоять из заданного количества слогов. 

(например:две точки – СТОЛ – СТОЛЫ, три точки – СТОЛ – СТОЛИКИ - СТОЛОВЫЙ)

Игра «Слогопары»

Цель: развитие слогового анализа и синтеза слов.

Ход игры: 

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки и предлагает объединить объекты с одинаковым количеством слогов.

(например: кит, лук)

Игра «Образуй словечко»

Цель: совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.

Ход игры:

На одном круге печатный слог и на втором круге печатный слог. Логопед просит сложить названное слово или прочитать получившееся.

(например: МА, ПА – МАП; ЛО, ТА – ЛОТА;

КА, ША – КАША; РО, ЗА – РОЗА)

Игра «Первый звук»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа слов.

Ход игры: 

Логопед выкладывает на двух кругах предметные картинки, которые начинаются на твёрдые согласные звуки. Предлагает объединить картинки с одинаковыми первыми звуками. (например: бант-барабан)

Игра «Букварик»

Цель: развитие звукового анализа слов и связи звука с буквой.

Ход игры: 

Логопед выкладывает на одном круге буквы, на другом предметные картинки.

1 вариант. Логопед предлагает объединить объект с буквой, обозначающей первый звук в его названии. (например: Т- телефон)

2 вариант. Логопед спрашивает, как будет называться объект, если его первой буквой будет случайно выпавшая буква. (например: П – орех = Порех)

Игра «Первые два звука»

Цель: совершенствование звукового анализа.

Ход игры:

На одном круге звуковые схемы начала слова из двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

кр. син. - ананас

син. кр. - капуста

зел. кр. - чайник

Игра «Последние звуки»

Цель: совершенствование звукового анализа.

Ход игры:

На одном круге звуковые схемы конца слова из одного-двух звуков, на другом - предметные картинки. Логопед просит объединить картинки с подходящими схемами.

син. кр. – лампа

син. – лук

син. син. – зонт

Игра «Звукарик»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры: 

Логопед выставляет на одном круге синие, зелёные, красные фишки, на другом объекты, названия которых начинаются на гласный, твердый и мягкий согласный. Предлагает объединить картинки с символами первых звуков. (например: красный кружок – облако, синий кружок – тапочки, зелёный кружок – мёд и т. д.)

Игра «Последний звук»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры: 

Логопед выкладывает на обоих кругах предметные картинки и предлагает объединить картинки с одинаковыми последними звуками. (например: апельсин – чемодан)

Игра «Парочки по твердости – мягкости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает предметные картинки, начинающиеся на твердые согласные звуки, на другом, предметные картинки, начинающиеся на парные мягкие согласные звуки. Затем просит объединить картинки с парными по твердости – мягкости первыми звуками. (например: лев - лопата)

Игра «Парочки по звонкости – глухости»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры: 

Логопед предлагает объединить картинки с парными по звонкости – глухости первыми звуками (зонт – слон)

Игра «Подбери слово к звуковой схеме»

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге логопед выкладывает звуковые схемы слов, на другом предметные картинки. И предлагает объединить объекты с подходящими схемами. (например: зеленый, красный, синий – лес; синий, красный, синий, красный, синий – банан)

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: развитие фонематического слуха и звукового анализа слова.

Ход игры:

На одном круге схемы расположения заданных звуков в слове, на другом - предметные картинки. Логопед просит подобрать слово к схеме. Например:

р

корова, горка

р

топорпомидор

р

радуга, ракета

Игра «Какая буква написана неправильно?»

Цель: закрепление букв.

Ход игры:

На одном круге правильно написанные буквы, на втором круге неправильно написанные буквы. Логопед просит показать, какая буква написана неправильно.

Игра «Допиши букву»

Цель: закрепление букв.

Ход игры:

На одном круге написаны буквы, на втором круге эти же буквы с недописанными элементами. Логопед просит к недописанной букве подобрать правильную букву.

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: обучение грамоте.

Ход игры:

На одном круге слова с пропущенной буквой, на втором – буквы. Дети подбирают букву к слову.

C:\Users\User\Pictures\images (28).jpg

Игры на формирование лексико-грамматических категорий и обогащение словаря. 

Игра «Наоборот» 

Цель: расширение словаря антонимов.

Ход игры: 

Логопед выставляет на двух кругах картинки, противоположные по значению. Просит детей подобрать пару объектов противоположных по значению. (например: здоровый – больной, тепло – холодно и т. д.)

Игра «Путешествие птиц»

Цель: формирование синтаксических конструкций.

Задачи:

- образование глаголов с приставками В, ВЫ, НА, ВЫ, ПРИ, С, У, ПО, ПОД, ОТ, ПЕРЕ, ЗА, ДО;

- закрепление предложно – падежных конструкций.

Ход игры: 

Логопед распределяет на первом круге птиц, на втором – деревья и схемы предлогов. И предлагает детям выбрать птицу и дерево с, рядом находящимся, предлогом. Называть их и составить предложение. (например: Синица слетела с берёзы.)

Игра «Оденемся на прогулку» 

Цель: закрепление знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе и в одежде.

Ход игры: 

Логопед предлагает выбрать картинку с изображением времени года и спрашивает детей: «Какое время года изображено на картинке?» Затем предлагает детям собрать вещи на прогулку в соответствии с временем года, изображенным на картинке. Дети крутят круги и подбирают головной убор и одежду по сезону. На первом круге – головные уборы, на втором – одежда.

Игра «Чей, чья, чьё?»

Цель: закрепление навыка словообразования и словоизменения.


Ход игры:

1 вариант. На одном круге картинка животного или птицы, на втором круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории, с которыми познакомились на занятии у логопеда.

2 вариант. На одном круге картинка животного, на втором круге детёныши. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

Игра «Один - много»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Ход игры:

На одном круге картинка с изображением одного предмета, на другом круге – с изображением нескольких предметов. Логопед просит подобрать пару. (например: дерево – деревья, ведро – вёдра и т. д.)

Игра «Сосчитай-ка»

Цель: совершенствование лексико-грамматического строя речи.

Ход игры:

На одном круге разные цифры, на втором предметные картинки разные по цвету. Дети, раскручивая круги, называют количество предметов, не забывая про цвет. (например: три синих чайника)

Игра «Кто чем питается?»

Цель: расширение и активизация словаря.

Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Игра «Кто где живёт?»

Цель: расширение и активизация словаря.

Ход игры:

Логопед предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилищe. 

         Игры на развитие связной речи.           C:\Users\User\Pictures\images (21).jpg

Игра ««Рифмуй-ка»

Цель: развитие связной речи.

Ход игры:

На одном круге, предметные картинки, на втором круге картинки подходящие по рифме. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают с ними предложения. (например: коза-коса, мишка- шишка, ковёр-забор и т.д.)

Игра «Сочиняй-ка»

Цель: закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания.


Ход игры:

На одном круге предметные картинки (животные, птицы, люди, времена года), на втором круге картинки, с изображением действий, явлений природы. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, придумывают предложения, рассказы, сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...

Применение игровой технологи в развивающих играх с дидактическим материалом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Применение игровой технологии посредством применения  развивающих игр конструктивного характера для детей старшего дошкольного возраста...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...