Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С целью осуществления коррекционной работы в ДОУ функционируют группы комбинированной направленности, которые обеспечивают индивидуальный и системный подход к коррекции речевых нарушений у дошкольников. В течение учебного года учитель – логопед работает по разным направлениям и использует в своей практике различные технологии и методики.

 Одним из инновационных методов коррекции речевых нарушений является мозжечковая стимуляция. Не смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».

Баламетрикс – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvitiya_artikulyatsionnoy_motoriki.docx89.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития артикуляционной моторики

у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии

        Многие авторы отмечают, что количество детей с проблемами речевого развитии в последние годы значительно возросло. От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и диагностируют у детей легкую (стёртую) ту или иную логопедическую проблему.

Например, при дизартрии иннервация органов речевого аппарата недостаточна, что приводит к ограничению подвижности артикуляционных и мимических мышц. Вследствие этого формирование движений, необходимых для красивого, чистого произношения, нарушается. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи, что в будущем создаст затруднения в обучении детей в школе.

Речь детей становится невнятной, смазанной, а нарушение мимической моторики делает речь неэмоциональной и безликой, что затрудняет общение детей со взрослыми и сверстниками. Дети с нарушениями речи в старшем дошкольном возрасте начинают осознавать свой речевой дефект, что часто приводит к ухудшению настроения, появлению комплексов и отрицательных черт личности, таких как пессимистичность и агрессивность.

Для того чтобы устранить нарушения в развитии артикуляционной моторике и мимической мускулатуры и обеспечить её правильное формирование необходимо ежедневно проводить логопедическую работу.

Поэтому проблема изучения особенностей развития артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей в настоящее время является очень актуальной. Исследованиями в данной области занимались такие известные авторы, как Е.Ф.Архипова, Е.Н.Винарская, Л.С.Волкова, О.В.Правдина, Л.В.Лопатина и др.

Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей п одвижности органов артикуляции, к некоторым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего легкую степень дизартрии вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Цель технологии: формирование артикуляционной моторики у дошкольников с легкой формой дизартрии.

Предмет технологии - условия формирования артикуляционной моторки у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях комбинированных групп ДОУ.

В основу технологии была положена гипотеза, согласно которой формирование артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии будет проходить успешно при соблюдении следующих условий:

  • своевременная детальная диагностика особенностей звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией;
  • подбор методов коррекционной работы с учетом особенностей артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией;
  • реализация комплексного подхода в коррекции нарушения артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • Теоретически обосновать проблему формирования артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  • Выявить состояние артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии.
  • Разработать         методические        рекомендации        по формированию артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии
  • Провести консультации, беседы, мастер-классы, как для родителей так и для педагогов.

В результате  применения данной образовательной технологии у дошкольников с легкой степенью дизартрии нормализуется мышечного тонус мимической и артикуляционной мускулатуры, формируется правильное речевое дыхание, корректируется звукопроизношение.

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повышает мотивацию к занятиям.

Теоретическое изучение проблем нарушения артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата.

Дизартрия у детей возникает вследствие поражений центральной и периферической нервных систем. Причинами данных поражений являются различные неблагоприятные факторы перинатального, натального и постнатального развития. Самыми распространёнными из них являются: токсикозы, гипоксия, асфиксия и родовая травма.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в следствие поражения мозговых структур, которые необходимы для управления речедвигательным механизмом.

Степень проявления фонетических нарушений при дизартрии зависит от того, насколько сильно была поражена та или иная часть мозга, отвечающая за движение органов артикуляции. При лёгких поражениях наблюдается искажение звуков, «смазанность речи», а при тяжёлых - искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи.

От других речевых нарушений дизартрию отличает тот факт, что при ней нарушается не только произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Нарушения произношения гласных звуков классифицируются по рядам и подъемам, нарушения произношения согласных звуков - по наличию и отсутствию вибрации голосовых складок, способу и месту артикуляции, наличию или отсутствию дополнительного подъема спинки языка к твердому нёбу. При дизартрии четкость кинестетических ощущений часто нарушается, вследствие чего дети не воспринимают состояние мышц речевого аппарата.

Также при этом нарушении у детей наблюдаются насильственные непроизвольные движения языка, неправильные артикуляционные уклады.

К неречевым симптомам дизартрии относят расстройства сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей и мелкой моторики пальцев рук, эмоционально-волевой сферы, психических функций (внимания, памяти, мышления), познавательной деятельности, своеобразное формирование личности.

Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85%. Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. А также взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры.

Одной из особенностей дизартрии является частое сочетание в ней различных клинических синдромов. Это объясняется тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждение чаще имеет более распространенный характер, и тем, что поражение одних мозговых структур, необходимых для управления двигательным механизмом речи, может способствовать задержке созревания и нарушать функционирование других. В этом процессе определенное значение имеет поражение не только собственно двигательного звена речевой системы, но и нарушения кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

Часто встречающимся нарушением речи среди детей дошкольного возраста является лёгкая, стёртая форма дизартрии. Нередко она сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи), что свидетельствует о нарушениях в артикуляционной моторике и мимической мускулатуре обследуемого.

Методы обследования артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей

Обследование органов артикуляции начинается с определения состояния артикуляционного аппарата. Данные обследования вносятся в индивидуальную речевую карту ребенка.

Строение органов артикуляции оценивается визуально. Ребенку предлагалось широко открыть рот, произнести звук «а». В момент произнесения шпателем опускалась средняя часть языка. Одновременно визуально оценивалась плотность небно-глоточного смыкания.

При обследовании моторики органов артикуляции обращаем внимание на:

  • подвижность мягкого неба,
  • состояние небно-глоточного рефлекса,
  • подвижность и активность губ, языка, нижней челюсти,
  • отмечается характер выполнения движений (сила и объем движений, переключаемость с одной артикуляционной позы на другую),
  • умение держать позу, истощаемость.

Для этого детям предлагалось выполнить по словесной инструкции и по подражанию следующую серию упражнений.

1. Двигательная функция губ:

  • сомкнуть губы;
  • округлить губы, как при произнесении звука о, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы в трубочку, как при произнесении звука у, удержать позу под счет до 10;
  • вытянуть губы, сомкнуть их «хоботком», удержать позу под счет до 10;
  • растянуть губы в улыбке, удержать их в таком положении под счет до 5;
  • максимально растянуть губы в улыбке, удержать под счет до 10;
  • поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
  • опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
  • многократно произносить губные звуки (6-6-6, п-п-п).

2. Двигательная функция челюсти:

  • широко раскрыть рот, как при произнесении звука а, и закрыть;
  • сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.

3. Двигательные функции языка:

  • положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
  • положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
  • переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
  • высунуть язык (лопаточкой, иголочкой);
  • приблизить кончик языка по очереди к верхним и нижним зубам с внутренней стороны (рот приоткрыт);
  • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
  • упереть язык в правую, затем в левую щеку;
  • закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
  • произвести движение языком вперед-назад при открытом рте.

4. Двигательная функция мягкого нёба:

  • широко открыть рот и четко произнести звук а (на твердой атаке);
  • логопеду провести шпателем или зондом по мягкому нёбу;
  • при зажатом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи.

Рекомендации к анализу результатов обследования моторных функций.

     При анализе результатов следует обратить внимание на следующие моменты:

  • доступность для ребенка предлагаемого задания;
  • качество выполнения движения (сохранение объема движения, возможность фиксации той или иной позы, четкость и точность выполнения, инертность, истощаемость, скованность, вялость, расторможенность, недифференцированность движений);
  • особенности переключаемости: доступность переключения с одного движения на другое, плавность переключения, его скорость, наличие персевераций, застревание на одной позе;
  • особенности двигательной памяти, внимания, самоконтроля;
  • количество попыток при выполнении движений, возможности обучения;
  • темп выполнения (нормальный, замедленный, ускоренный); возможности произвольного изменения темпа; качество выполнения движений при ускоренном темпе;
  • ошибки в пространственной ориентации: незнание сторон тела; неуверенное знание;
  • особенности удержания позы (спокойное или напряженное, раскачивание из стороны в сторону, балансирование туловищем, руками, головой, сход с места или рывки в стороны и т.п.);
  • соответствие двигательной реакции сигналу;
  • наличие сопутствующих, насильственных движений;
  • наличие саливации (в обследовании артикуляционного аппарата).

За каждое упражнение дети получают от 0 до 4 баллов:

4 балла - четкое выполнение движений;

3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;

2 балла - незначительные изменения объема, силы и точности движений;

1 балл - отсутствие удержания позы; выраженные изменения силы, точности, объема; трудности переключения речевых движений; девиации языка;

0 баллов - задание не выполняется.

Что же касается обследования мимической мускулатуры ребенка. Обследование мимической моторики (объема и качества движений) включает приводимые ниже задания и осуществляется в следующем порядке.

1. Мышцы лба:

поднять брови, нахмурить брови;

наморщить лоб.

2. Мышцы глаз:

легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки;

закрыть правый глаз, затем левый;

подмигнуть.

3. Мышцы щек:

надуть левую, затем правую щеку;

надуть обе щеки одновременно;

перекатывать воздух из одной щеки в другую.

4. Мимика лицевых мышц:

изобразить различные эмоциональные состояния: удивление, радость, испуг, грусть, недовольство.

5. Праксис лицевой мускулатуры:

символический свист, символический поцелуй, улыбка, оскал, цоканье.

При оценке даннной пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сглаженности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла - проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции;

3 балла - проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены;

2 балла - проба выполняется по образцу, четкость и темп резко снижены. Затруднено или невозможно поочередное закрывание глаз. Отмечается неплотное смыкание губ;

1 балл - затруднения при выполнении движений, выраженное нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония), синкинезии;

0 баллов - полная невозможность выполнения задания.

Соответствующее диагностирование помогает выявить проблему и сформировать пути ее решения.

Методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией

   Учитывая структуру дефекта при стертой дизартрии, коррекционно-педагогическую работу рекомендуется планировать по следующим направлениям:

  • Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры.
  • Нормализация моторики артикуляционного аппарата.
  • Нормализация динамики речедвигательного аппарата.

Коррекционная работа должна опираться на специальные принципы:

  • Принцип системности.

Речь представляет собой сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Поэтому процесс коррекции предполагает воздействие на все компоненты речевой функциональной системы.

  • Этиопатогенетический принцип предполагает учет механизмов нарушения,

выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

  • Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития предполагает учет той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе. Так, последовательность в работе над звуками определяется последовательностью их появления в онтогенезе.
  • Принцип развития (учет «зоны ближайшего развития», по Л.С.Выготскому) предполагает постепенное усложнение заданий в процессе коррекционно-педагогической работы.
  • Принцип дифференцированного подхода предполагает учет этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка и находит свое отражение в организации индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
  • Принцип комплексного подхода.

Коррекция артикуляционной моторики должна осуществляться с помощь комплексного подхода. Все специалисты работают под руководством учителя - логопеда, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы.

      Воспитатели закрепляют приобретѐнные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь ребѐнка (игровую, трудовую и учебную).

       Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений.

       На логоритмических занятиях совершенствуется, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.     При коррекции артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией применяли следующие формы и методы работы:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционный массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • логоритмика.

Работу по нормализации речевого дыхания рекомендуется проводить в три этапа:

  • Постановка         диафрагмального типа         дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
  • Дифференциация ротового и носового выдоха.
  • Формирование речевого дыхания.

     

       Постановка диафрагмального типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.

       При этом типе дыхания полностью расширяется грудная полость, максимально вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму в сокращенном состоянии, что ведет к спокойному, равномерному выдоху.

       Для формирования дыхания рекомендуется использовать модифицированные приемы гимнастики А.Н. Стрельниковой (30). Данная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

       Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3–5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5–6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще по одному. Весь комплекс состоит из 11 упражнений (Приложение 2).

Дифференциация ротового и носового выдохов.

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений (Приложение 3).

       Первый комплекс направлен на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот и их чередований.

Фиксированный выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков – ф, в, с, з, ш, ж, щ, х.

       Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков – п, б, т, д, к, г.

      Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат ц, ч и групп согласных звуков разного способа образования ( тс, пл, вр и т.д.).

После отработки первого комплекса необходимо последовательно переходить к следующим.

Главная особенность этих комплексов – сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

      Формирование речевого дыхания.

       Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом – добор воздуха.

       Распределение выдоха заключается в овладении умением сознательно делить объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки. Четкое распределение выдоха необходимо для правильного членения фразы на интонационно – смысловые единицы речи – синтагмы.

      Специальные упражнения сначала проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять прием наращивания. Они должны быть составлены с одним из согласных звуков: сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество можно увеличить.

       Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся на слова, словосочетания и предложения. Каждое удлинение «цепочки» на одно слово в среднем должно отрабатываться в течение недели, но может быть и чаще.

Добор воздуха необходим для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно для слушателей пополнял запас воздуха в каждой удобной паузе.        

Упражнения сначала рекомендуется проводить с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале стихотворений. Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем этапах и подбор речевого материала. Необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т. е. по возможности исключать дефектно произносимые звуки (Приложение 4).

      Артикуляционный массаж.

Артикуляционный        массаж        направлен        на        нормализацию        тонуса мимических и артикуляционных мышц при речедвигательных расстройствах.

Дифференцированный массаж в логопедической работе с детьми осуществляется различными приемами. Для детей с дизартрией с целью активизации иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры для уменьшения степени проявления речедвигательных расстройств. Массаж способствует нормализации тонуса мышц лица и артикуляционных органов, устранению дисплазии, вызванной легкими парезами мышц челюстно-лицевой области, расширению двигательных возможностей органов артикуляции.

       Техника проведения логопедического массажа описана в работах А.Г.Ипполитовой (14), Л.В.Лопатиной (18), Е.М.Мастюковой (17), О.В.Правдиной (24) и др.

Дифференцированный логопедический массаж следует проводить с учетом характера выявленных нарушений артикуляционной моторики детей со стертой дизартией. В зависимости от состояния тонуса артикуляционной мускулатуры проводятся расслабляющие приемы (для снятия спастического напряжения в мышцах) или тонизирующий массаж (для активизации мышечного тонуса). Для расслабления мышц массажные движения совершаются в медленном, спокойном темпе, при стимуляции – темп движений ускоренно. Такие массажные приемы, как поглаживание, растирание, разминание и надавливание (точечное воздействие), используются, как при расслабляющем, так и при тонизирующем массаже; вибрация, различные варианты ударных приемов (постукивание, похлопывание, пунктирование), пощипывание, покалывание применялись с целью мышечной стимуляции.

Логопедический массаж может включать два основных комплекса массажных приемов:

  • воздействующих на лицевую, подчелюстную область;
  • воздействующих на органы ротовой полости.

Массаж подвижных органов артикуляции включает:

  • массаж языка;
  • массаж мягкого неба.

Массаж языка включает воздействие на язычные мышцы при помощи пальцев, чайной ложки или шпателя, зубных щеток, зондов (постановочных зондов Е.Ф.Рау или массажных зондов Е.В. Новиковой).

Массаж мягкого неба может проводится большим пальцем руки. Массируется мягкое нѐбо ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад.

Также мы можем предложить логопедический самомассаж артикуляционных мышц (Приложение 5).

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребенком. Он является дополнительным средством основного массажа и проводится до выполнения активной гимнастики.

 В работе с детьми, страдающими стѐртой формой дизартрии используется самомассаж лица, шеи, ушных раковин, языка. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня.

Логопед показывает детям упражнения массажа на себе и комментирует их. Дошкольникам сначала необходим зрительный контроль (наличие зеркала), затем при выполнении упражнений от него можно отказаться.

Одно упражнение может повторяться от 3-4 до 6-8 раз. Длительность проведения самомассажа для старших дошкольников может составлять от 5-7 до 15-20 минут.

     Артикуляционная гимнастика.

   Ввиду того, что речь связна с движениями речевого аппарата, большое место в логопедической работе при дефектах звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение артикуляционной гимнастики оправдано, так как произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

     Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады разных звуков.

В рамках комплекса артикуляционной гимнастики выделяют пассивные и активные артикуляционные упражнения.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Метод пассивной гимнастики наиболее эффективен для детей с подкорковой и псевдобульбарной дизартрией. Имеющиеся у ребенка непроизвольные движения необходимо закреплять путем систематического повторения. Ребенок наблюдает движения органов артикуляции у себя (в зеркале) и у логопеда, слушает звук стона (для звука м), звук кашля (для звука к). Движения производятся сначала совместно с логопедом, затем после с показа отраженно. Этим обеспечивается постепенный переход к самостоятельному выполнению. Ребенок с помощью взрослого или с механической помощью воспроизводит нужный уклад органов артикуляции и тем самым более четко ощущает движения языка, губ и пр. Постепенно создается возможность для выполнения активных самостоятельных движений.

Применяется механическая помощь (рука логопеда, специальные зонды и шпатели) при пассивной гимнастике органов артикуляции. Можно производить упражнения рукой ребенка (с контролем перед зеркалом). Движения следует выполнять медленно, плавно, ритмично, с постепенным увеличением амплитуды. Например, ребенок шире открывает рот, для этого большой палец правой руки, тщательно вымытый, кладется на нижние зубы, а четыре пальца – под подбородок. Или дальше высовывается язык, для этого кончик языка охватывается марлевой салфеткой, и ребенок рукой выдвигает его вперед.

По мере того как пассивные движения делаются менее затрудненными, можно уменьшать механическую помощь и переходить к удержанию достигнутого положения.

В этот период начинают устранять слюнотечение. Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.

Активная артикуляционная гимнастика.

В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными – без включения голоса – и с участием голоса.

Начинаются они обычно с движений по подражанию, а при невозможности последних – с пассивных движений, т.е. движений, производимых при механической помощи.     Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом.

В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится легким, правильным, привычным, может производиться в любом темпе.

При составлении комплекса артикуляционных упражнений мы рекомендуем опираться на практические материалы, предложенные в работах  Р.И.Лалаевой,  Л.В.Лопатиной  (18),  Н.В.Новоторцевой  (23), М.Ф.Фомичевой (28), Н.А.Чевелевой (29) и др.

В работе мы рекомендуем использовать традиционные артикуляционные упражнения.

Примерные виды упражнений:

Для нижней челюсти:

  • открывание и закрывание рта (с прищелкиванием зубами);
  • удержание рта открытым (под счет).

В процессе этих упражнений необходимо следить за тем, чтобы закрывание рта происходило по средней линии. Можно применять механическую помощь - легкое надавливание рукой на темя и под челюсть. Прибегают также к выдергиванию рукой прикушенной зубами марлевой салфетки или резинового жгута. Кроме контроля с помощью зеркала, ребенок должен ощупывать руками движение головки нижней челюсти в суставе.

Для выработки движений губ:

  • оскал зубов,
  • вытягивание губ хоботком (поочередно).

Для вытягивания губ хоботком используют причмокивание. Вводится палец или леденец, затем выдергивается. При наличии достаточно плотного охвата губами и всасывающих движений щек возникает щелкающий звук. Уменьшением размера леденца создается большее напряжение мышц губ. Подобные упражнения повторяют многократно; после этих упражнений можно переходить к удерживанию губами трубочек различного диаметра или зонда (логопед пытается выдернуть трубочку, а ребенок удерживает ее). Для выработки этого движения применяют надавливание пальцами уголков губ;

  • вытягивание сомкнутых губ - возвращение в нормальное положение;
  • вытягивание губ - растягивание в улыбку при раскрытых челюстях;
  • вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю

губу);


  • втягивание губ внутрь рта, с плотным прижатием к зубам;
  • прикусывание нижней губы верхними зубами;
  • втягивание нижней губы под верхнюю;
  • вращательные движения губ, вытянутых хоботком.

Упражнения, направленные на развитие подвижности языка.

В        сложных        случаях        начинают        с        непроизвольного        рефлекторного уровня:

Для того чтобы вызвать движение языка вперед к губам, ко рту ребенка подносят конфету, или намазывают нижнюю губу вареньем, или же к ней прикрепляют кусочек липкой бумажки. Чтобы вызвать сокращения языка, нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до него шпателем.

Для выработки движений языка в сторону кладут кусочек сахара между щекой и зубами или намазывают сладким уголок рта. Для поднятия кончика языка полезно дотрагиваться карамелькой до верхней губы.

Эти упражнения постепенно подготавливают активные движения языка:

  • Движения вперед-назад.

Если язык напряжен, выдвигается комом, рекомендуется слегка похлопать его шпателем, предложить ребенку подуть на него. К последнему прибегают только после того, как будет выработана правильно направленная струя воздуха.

Легкое покусывание высунутого языка, при этом нужно следить за тем, чтобы язык выдвигался по средней линии.

  • Движение вправо-влево, кончик языка должен дотянуться до уголков рта.

При одностороннем парезе больше упражняют паретичную сторону языка. Это движение вырабатывается трудно, поэтому целесообразно прибегать к механической помощи;

  • Поднимание языка за верхние зубы.

 Это движение вырабатывают постепенно.        

Причмокивание                губ        комбинируется        с        выдвижением        языка вперед, таким образом можно получить прищелкивание языком, если оно отсутствует. Затем язык продвигается между губами (межгубное положение), ребенок причмокивает им. Губы при помощи руки логопеда отодвигаются (межзубное положение языка), производится прищелкивание спинки языка о края верхних зубов. Когда подобное движение будет достигнуто, логопед, ставя шпатель горизонтально на ребро под язык, отодвигает приподнятый кверху кончик языка вглубь рта. Так вырабатывается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов. Усвоение этого навыка требует времени и упорства.

Для        усиления        тактильного        (осязательного)        восприятия        при        проведении артикуляционной гимнастики используют упражнения с сопротивлением.

Для правильного отбора артикуляционных упражнений для логопедических занятий мы рекомендуем опираться на систематизацию, предложенную Н.Ю. Григоренко (11).

Большинство артикуляционных упражнений, используемых в логопедической работе, можно дифференцировать на следующие группы и подгруппы.

  • Упражнения, направленные на развитие кинетической организации артикуляционной моторики.
  • Общие упражнения, направленные на формирование статической координации артикуляционных движений

Игровые упражнения для  губ:  «Улыбка»,  «Хоботок»,  «Свисток»  и  т.д.; Игровые упражнения для языка: «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Лодочка», «Трубочка» и т.д.;

Игровые упражнения для нижней челюсти: «Открытые ворота» и т.д.

Специфические упражнения, основывавшиеся на фиксации и удержании различных положений артикуляционных органов в течение определенного времени.

(Например, поместить кончик языка за нижнюю губу перед нижними резцами и удерживать его под счет от 1 до 5; широко открыть рот, кончиком узкого напряженного языка касаться верхних резцов, удерживать такое положение под счет от 1 до 7 и т.д.)

Общие упражнения, направленные на формирование динамической координации артикуляционных движений.

Игровые упражнения:

  • для губ: «Улыбка – хоботок»;
  • для языка: «Часики», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Качели»,

«Вкусное варенье», «Маляр», «Катушка», «Змейка» и т.д.

  • Игровые упражнения с конфетой «Чупа-чупс» (например, помещенную на язык конфету попытаться втянуть в ротовую полость языком в форме «чашечки»; кончиком вытянутого языка прикоснуться к конфете и, не прерывая касания, перемещать язык за конфетой, двигавшейся вокруг губ и т.д.).

Специфические упражнения, основывавшиеся:

  • на выполнении последовательно организованных движений (например, совершение губами серии движений «улыбка – трубочка – округленные губы»;
  • чередование поднимания верхней губы и опускания нижней губы;
  • вне ротовой полости чередование распластанного широкого положения языка и узкого вытянутого напряженного положения языка и т.д.);
  • на выполнении одновременно организованных движений (например, широкое открывание рта с одновременным высовыванием узкого длинного языка и опусканием кончика языка к подбородку).

Специфические упражнения, направленные на формирование отдельных элементов артикуляционных укладов различных звуков речи

(комплексы упражнений, способствующих исправлению или постановке свистящих, шипящих звуков, соноров [Л, Л’] и [Р, Р’], заднеязычных звуков [К, К], [Г, Г] [Х, Х])

       Упражнения, направленные на развитие кинестетической организации артикуляционной моторики (например, определить положение губ при произнесении первого звука в словах «утка, игла, астра, ослик»; определить положение кончика языка при произнесении первых звуков в словах «сын, рак, зима, шина» и изобразить это положение при помощи поднятой или опущенной кисти руки и т. д.

Следует проводить работу по формированию артикуляционной моторики (движений мимических мышц лица и артикуляционных органов) с целью подготовки органов артикуляции к постановке звуков речи.

Основные задачи данного вида логопедического воздействия выделены в работах таких специалистов, как Г.В. Чиркина (29), Л.В. Лопатина (18), Н.Ю. Григоренко (11) и др.:

  • Нормализация тонуса лицевой, губной и язычной мускулатуры.
  • Развитие подвижности органов артикуляции.
  • Координация артикуляции и дыхания.

Приемы:

  • дифференцированный логопедический массаж (способствовавший уменьшению степени проявления речедвигательных расстройств, устранению послеоперационных последствий пластики уздечек языка и верхней губы, активизации процесса коррекции аномалий зубочелюстной системы);
  • мимическая гимнастика (способствовавшая активизации непроизвольной мимики и формированию произвольных движений мышц лица);
  • артикуляционная гимнастика (включающая упражнения, направленные на развитие кинетической организации движений – статики и динамики;  а  также  на  кинестетическую  организацию  артикуляционных движений как основу для формирования двигательного контроля артикуляции);
  • миотерапия (комплекс упражнений с использованием специальных аппаратов-тренажеров и без них, направленный на развитие функциональных возможностей нервно-мышечного аппарата челюстно-лицевой области);
  • комплекс пассивных упражнений для расслабления мышц шеи;
  • миодыхательная гимнастика (комплекс упражнений, основывавшийся на одновременном координированном выполнении движений мышцами артикуляционных органов, шеи и верхнего плечевого пояса и ритмичном дыхании;  способствовавший  развитию  подвижности  мышц челюстно-лицевой области, физиологического дыхания, координации артикуляции и дыхания).

Логопедическая ритмика.

Основные направления логопедической работы с использованием логоритмики с детьми со стертой дизартрией:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата;
  • развитие произвольной мимической моторики.

Основные виды упражнений, использующихся на занятиях логопедической ритмики для детей со стертой дизартрией, должны быть направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, чувства ритма.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к четким и точным движениям, выполняемым в определенном темпе и ритме с музыкальным сопровождением. Упражнения могут проводится как без предметов, так и с предметами. Развитие моторики артикуляционного аппарата включает артикуляционную гимнастику, состоящую из статических и динамических упражнения для языка и губ (описанные выше). При работе над длительностью речевого высказывания на одном выдохе обращалось особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико- интонационную сторону речи пение.

     Элементы логопедической ритмики должны использоваться в непосредственной образовательной деятельности:

  • Художественное творчество,
  • Познание,
  • Коммуникация,
  • Музыкальное развитие,
  • Физическая культура.

Таким образом, в систему коррекционно-педагогической работы по формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников со стертой дизартрией входят: логопедический массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и логоритмика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хорошо известно, что благодаря речи люди получают широкие возможности общения друг с другом. Всякая задержка или нарушение речи в ходе развития ребенка отражаются на его деятельности.

Стертая форма дизартрии представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого наряду с выраженными нарушениями фонетической стороны речи и особенностями развития  лексико-грамматической стороны наблюдаются нарушения моторной сферы артикуляционного аппарата.

В процессе работы изучались особенности органов артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии для того, чтобы подобрать правильную методику работы.  

Подводя итог, следует отметить, что преодолеть стойкие нарушения моторики мышц артикуляционного аппарата возможно с помощью комплексной логопедической работы, которая включает логопедический массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Положительные результаты работы достигаются при условии, что принятые меры будут своевременны и как следствие помогут скорректировать дефект согласно компенсаторным возможностям ребенка. Только в этом случае дети со стертой формой дизартрии будут успешно развиваться, обучаться и легко адаптироваться в дошкольной, школьной, а в последствии и в окружающей жизни взрослых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по

преодолению стертой дизартрии. [Текст] /Е.Ф. Архипова – М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254с.

  1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа. [Текст] /Е.Ф. Архипова – М.: АСТ, 2007-2008. – 254 с.
  2. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и

экспрессивной речи детей дошкольного возраста. [Текст] /Р.А. Белова-Давид

  • М.: Просвещение. 2012.- 312 с.
  1. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, - М..: Владос, 2009. – 287 с.
  2. Бернштейн Н. А. Некоторые назревающие проблемы двигательных актов. [Текст] /Н.А. Бернштейн// - Вопросы психологии. -2014. -№ 6.
  3. Блыскина, И.В.Массаж и коррекция артикуляционных растройств. [Текст] /И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков- СПб.:Литера, 2013.- 18 с.
  4. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика. [Текст] /Т.В. Буденная - СПб.:Питер, 2013. -125 с.
  5. Винарская, Е.Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. [Текст] /Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов - Ташкент., 2013. -341 с.
  6. Винарская, Е. Н. К вопросу о методике логопедической работы при премоторной корковой дизартрии взрослых [Текст] /Е.Н. Винарская, Л.В. Мелехова - М.: Просвещение, 2008. - с.: 61-68
  7. Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). [Текст]

/Г.А. Волкова.- СПб.: Образование, 2012. -70 с.

  1. Григоренко, Н.Ю. Введение в логопедическую специальность. Логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения. [Текст] / Н.Ю. Григоренко, Ю.А. Покровская - М.: ЛОГОМАГ, 2015. – 200 с.
  2. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Е.А. Дьякова, - М.: Академия, 2005. – 96с.
  3. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда. [Текст] / И.И. Ермакова - М.: Просвещение, 2006.-143 с.
  4. Ипполитова, А.Г. Открытая ринолалия[Текст] / А.Г. Ипполитова – М.:Просвещение, 2003. – 95с.
  5. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. [Текст] /И.Б. Карелина// Дефектология.- 2011.-

№ 1. -с. 51−54

  1. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст] /М.М. Кольцова - М.: Просвещение, 2012. - 350 с.
  2. Логопедия. [Текст] / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова.- М.: Владос, 2013.- 530 с.
  3. Лопатина, Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] /Л.В. Лопатина - СПб.:Литера, 2013. - 415 с.
  4. Лопатина, Л.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. [Текст] /Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 167с.
  5. Лопухина, И.С. Логопедия: Речь. Ритм. Движение. [Текст] /И.С. Лопухина - СПб.:Литера, 2014.- 310 с.
  6. Мартынова, Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией. [Текст] /Р.И. Мартынова. – М.:Владос, 2007. – 91с.
  7. Моржакова, Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений. [Текст] /Т.И. Моржакова - Мурманск. 2014. - 62 с.
  8. Новоторцева, Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей. [Текст] /Н.В. Новотворцева – Ярославль.:ЯГПУ, 2000. – 64с.
  9. Правдина, О.В. Логопедия. [Текст] / О.В. Правдина – М.:Просвещение, 2003. – 272 с.
  10. Серебрякова, Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольникам со стертой формой дизартрии и без нарушения речи. [Текст] /Н.В. Серебрякова - СПб.:Литера, 2013.- 511.
  11. Соботович, Е.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики. [Текст] /Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 2014.- № 4. -с. 31−35
  12. Токарева, О. А. Дизартрия. [Текст] /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. -М.:Просвещение, 2014.- 155с.
  13. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. [Текст] /М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 2000. – 240с.
  14. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. [Текст] /Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – 233с.
  15. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. [Текст] / М.Н. Щетинин. – М.: Просвещение, 2006. – 101с.

Приложение 1

Список детей

№ п/п

Ф.И. ребенка

Диагноз

1

Арина П.

Общее        недоразвитие        речи,        3        уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

2

Костя В.

Общее недоразвитие речи, 3 уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

3

Коля М.

Общее недоразвитие речи, 3 уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

4

Вова Ц.

Общее недоразвитие речи, 3 уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

5

Катя Ш.

Общее недоразвитие речи, 3 уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

6

Саша М.

Общее недоразвитие речи, 3 уровень

речевого развития. Стертая дизартрия

Приложение 2 Комплекс дыхательной гимнастики по Стрельниковой

Упражнение 1. «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Упражнение 2. «Поясок»

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто сбрасывая что-то с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 3. «Поклон»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.

Упражнение 4. «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Делать легкие пружинистые приседания, поворачивая туловище то влево, то вправо. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 5. «Обними плечи»

Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Упражнение 6. «Большой маятник» Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям - шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи – еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами – движениями. Вернуться в исходное положение.

Упражнение 7. «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.

Упражнение 8. «Ушки»

Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой.

Слегка наклонить голову к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.

Упражнение 9. «Малый маятник» Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок – тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.

Упражнение 10. «Перекаты»

Исходное положение: правая нога впереди, левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах.

Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней – вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.

Упражнение 11. «Танцевальные шаги»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела.

Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге – вдох. Вернуться в исходное положение – пассивный

свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу – вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.

Приложение 3 Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

  1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
  2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
  3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м……).
  4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
  5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а…..).
  6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф…..).
  7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Комплекс 2. Формирование форсированного выдоха.

  1. Вдох – носом, выдох через нос толчками.
  2. Вдох носом, выдох через неплотно сомкнутые губы толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (ф! ф! ф!)
  3. Рот        широко        открыть,        высунуть        язык,        вдох        и        выдох        ртом толчкообразно, прерывисто (как дышит собака).
  4. Вдох широко открытым ртом, толчкообразный выдох носом (рот не закрывать).
  5. Выдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м! м! м!).
  6. Вдох через нос, толчкообразный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
  7. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох через «трубочку» (у! у! у!)

Комплекс        3.        Формирование        умения        сочетать        фиксированный        и форсированный выдохи.

  1. Вдох носом, удлиненный выдох с усилением в конце (ф…ф! ф!).
  2. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (ф! ф! ф…).
  3. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, удлиненный выдох через «трубочку» с усилением в конце (у…у! у!).
  4. Губы трубочкой вытянуты вперед. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (у! у! у…).
  5. Вдох через слегка сомкнутые губы, удлиненный выдох через нос с усилением в конце с голосом (м…м! м!).
  6. Вдох через слегка сомкнутые губы, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (м! м! м…).
  7. Губы в улыбке. Вдох носом, удлиненный выдох через рот (с…с! с! ).
  8. Губы в улыбке. Вдох носом, толчкообразный выдох, в конце переходящий в плавный выдох (с! с! с…).
  9. Вдох носом. Длительно произносить звук «ш» с усилением в конце (ш…ш! ш!). Вдох носом. Кратко произносить звук «ш», удлинить выдох в конце произнесения (ш! ш! ш…).

Приложение 4 Упражнения для развития речевого дыхания

  1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:
  • па, папа, па папа, па папапа;
  • па по, па по пу, па по пупы, па по пупы пэ;
  • папапопопупу, папапапопопопупупу.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и т.д.

  1. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и т.д.
  • один, два;
  • один, два, три и т.д.
  1. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времен года.
  2. Произносить считалку «Тридцать три Егорки» в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова. Почувствовав, что порция освоена, переходить на более длительные: вдох через 4, 5, 6 и т.д.

«Егорок».

Как на горке, на пригорке (вдох) Стоят 33 Егорки (вдох).

Один Егорка, два Егорки, три Егорки (вдох).

Четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т.д.

Необходимо следить, чтобы вдох расходовался не в паузах, а только на очередное сочетание слов.

  1. Упражнение аналогично предыдущему. Шли семеро стариков (вдох),

Говорили старики про горох (вдох).

Первый говорит: «Горох хорош!» (вдох)

Второй говорит: «Горох хорош!» (вдох) и т.д.

  1. Наращивание слов в предложении. Падает снег.

Тихо падает снег.

Тихо падает белый снег.

Тихо падает белый пушистый снег.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скороговорок. Постепенно в речевой материал необходимо включать стихотворные тексты, которые должны сопровождаться членением на паузы, сначала после произнесения одной строчки, затем – двух, далее – куплета на одном выдохе.

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала необходимо их заучить. Только потом можно переходить к тренировкам.

Приложение 5 Упражнения для развития артикуляционной моторики, комплексы

логопедического самомассажа.

губы.


20 упражнений с функциональной нагрузкой. Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать

Методические        рекомендации:        перед        зеркалом        просим        ребенка

максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный на ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно выполняет следующие упражнения: «Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения «Мост»

широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Упражнение 5. «Трубочка». Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мышца собирается в морщинки. Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» - «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Такие переключения выполнить 5-6 раз в разном темпе, определяемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Упражнение 7. «Лопата».

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять упражнения

«Забор» - «Окно» - «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Упражнение 8. «Лопата копает» Цель: подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка». Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор»

- «Окно» - «Мост» - «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить,

чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3-4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 9. «Вкусное варенье».

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10-а. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 10-б. «Жук».

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, расположенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 11. «Цокает лошадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой.

Выполнить 5 -6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуляции для звука [р] и вибрации кончика языка. Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д,

т] 5-6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Упражнение 13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д - ддд», «Д - ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3- 5 таких серий.

Упражнение 14. «Пулемет».

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воздушную струю, как толчок воздуха: «Д - ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка - «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упражнение №20. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками

«Д - ддд». После произнесения «Д - ддд» - сильно подуть на язык.

Упражнение 15-а. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее положение языка для свистящих звуков и выработать направленную воздушную струю по средней линии языка. Вызывание звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуться к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную

струю воздуха. Выполнять 3-4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык. Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

Упражнение 15-б. «Комар».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Тактильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ребенок

72 должен ощутить вибрацию гортани. Исходным положением является упражнение № 15-а «Холодный ветер». Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Упражнение 16-а. «Пароход».

  1. й вариант: Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно произносить звук [ы] 2-3 секунды. Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Упражнение 16-б. «Пароход».

  1. й вариант: Методические рекомендации: из положения упражнения

«Окно» произносить длительный звук [а] и неоднократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слышатся слоги: ла-ла-ла. Повторить 5 раз.

Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3 -4 раза.

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нѐба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать язык по нѐбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нѐбу вперед-назад.

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению

«Мост». Чередовать 5-6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 20. «Фокус». Цель: сформировать сильную правильно направленную воздушную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги (3x1 см) и сдуть ее. Выполнить 2-3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...