«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Дащенко Ольга Мироновна

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

 Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дащенко Ольга Мироновна

Хабаровский край Комсомольский район п. Снежный МБДОУ «Радуга»

Тема: «Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ»
В ходе диагностики детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми  помогает решить ряд проблем в данном направлении. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

 Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить    присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».

В ходе детского экспериментирования активно развивается коммуникативная функция речи. Дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения, оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь). На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Целью     применения учителем-логопедом детского  экспериментирования является
повышение эффективности коррекционной работы.
Активизация речевого развития  через выполнение следующих задач:

-  активизация  работы тактильного,  зрительного и  слухового анализаторов, способствующих речевому развитию;
- формирование  способности  у  детей понять образовательно-развивающую задачу и решить её;
- воспитывать самостоятельность, самоконтроль, интерес к ориентировочно-исследовательской деятельности;

- развивать у детей мыслительные операции - анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-   обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия.

По своей сути эксперимент (от лат . experimentum – проба, опыт) – метод чувственно-эмпирического познания действительности, единство знаний и умений, проба, опыт вообще; попытка осуществить что-либо.

 Я хочу предложить Вашему вниманию те задания и упражнения, которые использую в своей работе ,используя метод эксперимента.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

                   .  

 

 

Игра «Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: Где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

Игра «Шумящие коробочки» 

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить    их различными материалами, которые при встряхивании  издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

Игра «Подбери картинку или игрушку»

 Вы стучите,  шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино, а ребенок угадывает, что Вы делали,что звучало и подбирает соответствующую картинку или игрушку.

         «Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под     рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

«Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10. 

 При этом выполняется речевая работа: формирование пространственных представлений, усвоение предложно-падежных конструкций, составление предложений с союзом а.

Игры - эксперименты при  развитии анализа и синтеза.

Своё развитие экспериментальная деятельность в области анализа и синтеза получает на втором году обучения детей с общим недоразвитием речи. Появляется больше возможностей включать их в занимательную деятельность, поскольку к этому времени у детей возрастает уровень представлений о звуках, словах и предложении, формируется комплекс буквенных образов-представлений, позволяющих совершать переход от звуков к их графическому изображению. Кроме того, на 7 году жизни у детей формируются такие качества, как целеполагание, стремление довести начатое дело до конца (А что же получится?), желание испытать свои возможности, то есть начинают формироваться волевые установки, как ведущая форма мотивации, определяющая деятельность детей 7 года жизни.

 На логопедических занятиях необходимо подавать детям не только готовый материал, но и побудить самих детей к находкам, к открытиям в усвоении родного языка.

 Из авторских методик Голубевой Г. Г., Ткаченко Т. А, научно-методического пособия Гаркуши Ю. Ф., и других авторов,  отобрала и использую тот материал, который может вызвать естественный интерес к экспериментальной деятельности, создаёт базу к развитию языкового чутья.

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей нужно уделять работе по индивидуальным карточкам с заданиями возрастающей сложности, направленными на предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы, слога, слова и предложения.

Работу по карточкам можно проводить на индивидуальных занятиях - как один из видов контроля фронтальных занятий, во второй половине дня - в коррекционной работе с воспитателем и дома Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей,

 так и для педагога

  Для детей обеспечивается минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения – чтению. Создаются условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей.
Развиваются различные стороны психической деятельности - внимание, мышление, память, речь.
Закрепляется запас имеющихся представлений о звукобуквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических навыков;
Для педагога:
 снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми, позволяют контролировать уровень усвоения программного материала.
Все задания на карточках сопровождаются яркими иллюстрациями и защищены пленкой, что дает возможность детям пользоваться фломастерами при выполнении заданий и использовать многократно.

Игры-эксперименты  для развития речевого дыхания.

Важным разделом логопедической работы является развитие речевого дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма. Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого  предлагается  поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Игра «Задуй свечу»

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Игра «Поймай воздушную струю»

Ребенку предлагается подуть на   вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом  сигматизме.

Игра «Греем руки»

 В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый,   ладошки греются.

Игра «Футбол»

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота»  При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Игра « Фокусник»

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы  сдуть ватку– выдох должен быть не только сильным, но и длительным

Игра «Буль- буль» или «Буря в стакане»

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем  много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль - буль " с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-буль ", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно.(вода прольется из стакана) Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

Применение игр-экспериментов для развития лексико-грамматического строя.

В процессе игр-экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря.

 Ребенок усваивает качественные прилагательные, обозначающие цвет, температуру (холодный, горячий, теплый). Относительные прилагательные, обозначающие тип поверхности (гладкий, шершавый, ребристый, выпуклый). Материал (деревянный, стеклянный, металлический, пластмассовый...). Практически усваивает глаголы -  шуршит, гремит, шипит, звенит, тонет, так же однокоренные глаголы с разными приставками. Наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно. Ребенок усваивает антонимы: холодный и горячий, толстый и тонкий, короткий –длинный, высокий –низкий и т.д.

Так-же происходит более быстрое формирование навыков словоизменения, в том числе: согласование прилагательных с существительными в числе, роде и падеже, согласование и управление в сочетаниях числительных с существительными, усвоение форм сравнительной степени прилагательных и наречий, предложно-падежных конструкций, усвоение причастия как одной из глагольных форм, например, шуршащий, плавающий.

Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия, с придаточными изъяснительными. активного и пассивного словаря. Во время игры ребенок учится строить предложения различных типов: простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные с придаточными причины, следствия.

Игры с магнитами позволяют ребенку заключить, что магнит притягивает, например, железный шуруп и железную гайку и не притягивает деревянный шарик и фарфоровое блюдце, что к магниту прицепились две железные (стальные) шайбочки , два железных винтика и не прицепились пять пластмассовых (или алюминиевых) гаек. О результатах эксперимента ребенок рассказывает с помощью логопеда, усваивая при этом согласование числительных и прилагательных с существительными и относительные прилагательные со значением материала.

Эксперименты со светом

 Для них нам нужны электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых нами солнечных зайчиков  мы учим ребенка употреблять предложно-падежные конструкции, учим согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы: солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее. Развивается пространственное восприятие: Солнечный зайчик в комнате слева, справа, вверху справа и т.д.

Практика показывает, что экспериментальная деятельность с использованием наглядно-практического материала на логопедических занятиях способствует развитию у детей навыков фонематического слуха, речевого дыхания, языкового анализа и синтеза.
Помогает понять ребёнку, что не всякий набор звуков или букв является словом, что слово имеет значение. Делает привлекательным овладение   чтением.
Развивает познавательный интерес к изучению родного языка.
Воспитывает у детей стремление к  поисковой,  мыслительной  деятельности.

                             Библиографический список

1. Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман «Чтение без принуждения», М. «Знание», 1987.

2. «Коррекционно-педагогическая работа в учреждениях для детей с нарушениями речи». Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши, М. Т. Ц. «Сфера»,  2007.

3. Т. А. Ткаченко «Совершенствование навыков звукового анализа и обучению грамоте», «ЭГСИ», 1999.

4. Фоминых Е. Н «Организация экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ», ж. «Логопед» №3, 2007.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии эдьютеймента в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и детей с ОВЗ . У  детей отмечается:- недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эм...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

Применение приёмов кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье изложен опыт использования приёмов кинезиологии в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приёмы кинезиологии являются одними из самых эффективных инновационных технологий в работе учит...

«Применение нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Специфика речевого дефекта и возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности детей, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики  и требуют по...

«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда....

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...