Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по коррекционной педагогике

Нефедова Анна Ивановна

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Нейроподход в логопедии18.2 КБ

Предварительный просмотр:

С каждым годом число детей с нарушениями речи растет.

По данным Росстата, если в 2015 году детей, обучающихся по адаптированным программам, насчитывалось около 15 тысяч, то к 2020 году эта цифра увеличилась до 87 тысяч. Причем увеличивается не только число детей с нарушениями, но и степень тяжести этих нарушений. Причины такого роста различны: ухудшение экологии, социальная обстановка в обществе, органические нарушения головного мозга в перинатальном, натальном и постнатальном периодах и т. д. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу — поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь, как ВПФ осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

Энергетический блок, активация мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Блок программирования, регуляции и контроля. Недостаточное развитие энергетического блока приводит к тому, что дети быстро утомляются, их энергетического ресурс быстро истощается.

Если недостаточно развит второй блок мозга, то ребенок испытывает проблемы с памятью, а также сталкивается с трудностями написания (например, зеркальное отображение букв). Данный блок отвечает и за фонематическое восприятие, отвечающее за различение звуков.

 При недостаточном развитии блока программирования у ребенка нарушается контроль поведения, нарушается умение действовать по образцу.

Чтобы речь развивалась правильно, необходима согласованная работа не только всех трех блоков, но и согласованная работа левого и правого полушарий.

С помощью активизации межполушарного взаимодействия можно более эффективно корректировать имеющиеся у детей с тяжелыми нарушениями речи недостатки речевой, двигательной и интеллектуальной сфер, поведенческие расстройства.

Основной целью использования нейроупражнений учителем-логопедом с детьми с ТНР является активизация речевой активности. При этом необходимо учитывать, что применение данного подхода в работе логопеда является дополнением к основной коррекционной программе и реализуется совместно с ней.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

 — Развивать фонематический слух, слухоречевое внимание.

 — Развивать ВПФ: речь, мышление, память, внимание.

 — Развивать межполушарное взаимодействие детей.

 — Развивать согласованность трех основных блоков мозга.

 Недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия у дошкольников с ТНР приводит к дальнейшим сложностям в усвоении программного материала и трудностям в обучении. Развивать и укреплять взаимосвязь между левым и правым полушарием позволяет наука кинезиология, которая предполагает активизацию межполушарного взаимодействия через определенный комплекс движений. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Упражнения должны выполняться ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста дошкольников (от 5 минут до 25). Нейропсихологические упражнения и игры необходимо использовать в начале логопедического занятия. Это позволяет активизировать познавательные процессы ребенка, сконцентрировать его внимание для дальнейшей работы с ним на занятии.

При выполнении нейроупражнений важна точность и правильность их выполнения. Поэтому целесообразно сначала индивидуально обучить каждого ребенка выполнению того или иного упражнения, в последствии увеличивая объем и усложняя сами задания. Регулярное применение нейроупражнений и игр в дополнение к основному занятию позволят значительно повысить усвоение программного материала, а также будут способствовать улучшению развития общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе учителя-логопеда нейрогимнастика помогает развить у детей двигательную активность, общую и мелкую моторику, умение концентрировать свое внимание, развивает умение к произвольному контролю, совершенствует фонематическое восприятие.

Вот пример некоторых упражнений, которые используются мной в работе с детьми с ТНР:

Игра «Палитра»

Цель: развитие речевых, двигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Ребенку предлагается положить каждый палец так, чтобы ему соответствовал определенный цвет. Далее предлагается карточка с определенной последовательностью цветов. В соответствии с ней ребенок должен поднять тот палец, которому соответствует цвет в карточке.

Игра «Лабиринты»

 Цель: развитие речевых, глазодвигательных и графомоторных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Инструкция: проходить лабиринты одновременно двумя руками, передвигая пальчики на встречу друг другу с произнесением звуков/слов. В своей работе я применяю разные варианты данной игры.

«Зеркальное рисование»

Выполнение данного упражнения способствует синхронизации и активизации межполушарного взаимодействия, развивает восприятие и память. Для выполнения данного упражнения ребенку необходимо одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Рисовать можно как карандашами на листе, так и в бассейне с песком.

«Нейротаблицы»

Цель: развитие речевых, глазодвигательных навыков, активизация межполушарного взаимодействия. Ребенку необходимо находить одинаковые картинки и показывать их двумя руками (в таблицах рисунки находятся в разных местах) при том ребенок должен проговаривать то, что показывает. В работе я применяю как поиск одинаковых картинок, так и поиск картинки и ее тени.

Нейроигра «Переключалки»

 Данная игра относится к нейрогимнастике. Ребенку необходимо менять положение пальцев рук, проговаривая определенные слоги. Это позволяет координировать три отдела головного мозга: зрительный, двигательный и речевой. При этом задействованы оба полушария мозга.

Кинезиологические упражнения.

Нейрогимнастика.

В работе я применяю разнообразные комплексы кинезиологических упражнений, например: «Ухо-нос», «ребро-ладонь-кулак». Упражнения выполняются с проговариванием звуков/слов. Помимо этого я также использую упражнения «Кольцо», где ребенку необходимо по очереди перебирать пальцами обеих рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение выполняется как в прямом, так и в обратном порядке. Упражнение «Жаба». Руки лежат на столе (одна сжата в кулак, другая лежит ладонью вниз). Ребенку необходимо попеременно менять положения рук, проговаривая звуки, слоги или слова. Упражнение «Кулачок — ладошка». Ребенку дается следующее задание: необходимо согнуть на уровне груди правую руку в локте перед собой, при этом ладонь расправлена, а левую руку согнуть в локте и поднять вверх, ладонь сжимаем в кулак. Положение рук меняется через хлопок с проговариванием звуков, слогов, слов на автоматизацию.

 Также в работе я применяю пальчиковые игры на развитие межполушарных связей, игру «Повтори за мной», в которой детям необходимо глядя на карточку, повторить позу.

 Также посредством нейроупражнений у детей с ТНР мы отрабатываем чувство ритма и слуховое восприятие, через ритмичные упражнения. Детям необходимо по схеме простучать ритм с помощью шариков или пальцев. Также работы над чувством ритма мы проводим в подвижных упражнениях, где детям также опираясь на определенные схемы, необходимо прохлопать или простучать ритмичный рисунок.

Нейропсихологические игры с мячом

В работе я применяю несколько видов нейропсихологических игр с мячом. Например, из игр в кругу, применяю игры: «Части тела», «Передай одной рукой». Также с детьми выполняем упражнения в паре (взрослый-ребенок или ребенок-ребенок). Упражнения, которые выполняются сидя. Исходное положение: игроки находятся напротив друг друга (если дети еще недостаточно хорошо усвоили, понятия «справа — слева», то на левые руки можно браслет). Все упражнения выполняются с проговариванием слов/звуков.

В заключении, хочется отметить, что регулярное применение нейроупражнений в работе учителя-логопеда с дошкольниками с ТНР в дополнение к основной коррекционной работе положительно влияет на процесс обучения таких детей, способствует улучшению физического, психического, эмоционального состояния, активизирует познавательные процессы, что в свою очередь способствует лучшей коррекции нарушений речи (письма) и чтения.

Литература:

  1. Беляева Ю. А. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи / Ю. А. Беляева. — Текст: непосредственный // 1 сентября — 2022. — № 2 (11). — С. 56–60.
  2. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: 1996.
  3. Чердакова, Е. М. Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений / Е. М. Чердакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 517–518.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение нейропсихологического метода в работе учителя - логопеда

Использование междисциплинарных связей в целях повышения эффективности коррекционной работы...

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с п...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внут...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР...