Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"
статья

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед Корсакова Татьяна Геннадиевна

В последние годы резко выросло число детей с нарушениями речевого развития. И если несколько лет назад основными речевыми проблемами были трудности звукопроизношения, освоения письма и чтения, то на данный момент учителя-логопеды столкнулись с речевыми нарушениями причиной которого, является дизонтегенез различного вида: ЗПР, ТНР, РАС, СДВГ и др.

Работая с детьми, имеющих сложные дефекты в развитии невозможно опираться только на традиционные методы коррекционно-логопедической работы, так как дети данной категории имеют не только речевые дефекты, но и нарушения функционирования высших психических функций. Поэтому для того, чтобы организовать грамотную логопедическую работу требуется использовать научную информацию о развитии психических процессов и особенностях становления детской психики.

В этом эффективно помогает использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метод замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Его называют еще психомоторная или нейропсихологическая коррекция, иногда используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

«Метод замещающего онтогенеза»  – нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным  причинам не были полностью освоены. Потому данный метод и назван методом «замещающего онтогенеза». Педагог еще раз вместе с ребенком проходит все ключевые этапы его развития, замещая и заполняя адекватными нагрузками пропущенные участки.

При каких проблемах речевого развития может помочь МЗО?

Для плавной речи с правильным звукопроизношением необходима серийная организация движений артикуляционного аппарата. Произнесение каждого слова – это серия плавно сменяющихся артикуляторных движений. Говорение предполагает извлечение и реализацию артикуляторных программ слова, обеспечивающих координацию движений во времени. И если, согласно онтогенеза, у ребёнка не развита общая моторика, то и не развита тонкая моторика мышц артикуляционного аппарата. Развиваем общую моторику, затем мелкую моторику, и далее моторику артикуляционного аппарата.

 Построение предложения тоже требует последовательной грамматической программы, где от формы подлежащего зависит форма сказуемого, а от нее – форма дополнения. Наконец, для построения текста необходима последовательная смысловая программа, иначе текст будет разорванным, несвязным. Таким образом, если несформированность серийной организации движений достаточно выражена и распространяется на речь, то в речи ребенка мы увидим сокращение словаря, бедность грамматического строя (короткие фразы, использующие самые простые грамматические конструкции), трудности построения развернутого рассказа (изложение непоследовательно, объем текстов сокращен). Именно трудности построения текста бывают наиболее стойкими. МЗО очень эффективен при этих речевых проблемах.

Каким образом выясняется сформированность серийной организации движений?

Прежде всего, надо проанализировать то, как ребенок овладевает новой для него серией движений. Логопед использует для этого пробы:

  • «ладонь – кулак – ребро»;
  • проба на реципрокную (взаимообратную) координацию движений (одновременное сжимание одной кисти и разжимание другой);
  • повторение серий слогов или гласных звуков.

Педагог смотрит, может ли ребенок овладеть плавным (слитным, а не поэлементным) автоматизированным выполнением движения, нет ли у него инертности, трудности переключения с одной программы на другую. Данные пробы направлены не только на выявление «сформированности» механизмов серийной организации движений, но и организацию межполушарного взаимодействия.

Логопед не проводит нейропсихологические занятия, но в структуру логопедических занятий для их большей эффективности необходимо применять следующие виды упражнений нейропсихологической направленности:

  • Дыхательная гимнастика – ориентирована на формирование правильного четырехступенчатого дыхания, чтобы мозг всегда был снабжен кислородом. На вдохе необходимо, как бы «надуть в животе шарик», а на выдохе сдуть его.
  • Гимнастика на развитие внимания – направлена на восприятие речевых звуков и их осознание (эффективно применять визуальную опору – звуки-символы). Производится посредством повторения детьми за действиями логопеда.
  • Гимнастика для приведения в норму мышечного тонуса, растяжки – ориентированы на управление мышечным тонусом и приведение его в баланс, поскольку его повышение или понижение отрицательно влияет на соматическое и эмоциональное развитие. Проводится ряд упражнений на расслабление и на активизацию тонуса.
  • Гимнастика на формирование взаимодействия между полушариями мозга – проводится на базе одновременного выполнения упражнений разными частями и сторонами тела; кинезиологические упражнения.
  • Гимнастика на развитие пространственных ориентаций – помогает сформировать представление о пространстве и свободно ориентироваться в нем.
  • Ритмическая гимнастика – повторение ритмов за логопедом с помощью хлопков; «прохлопывание» детских стихов.
  • Гимнастика на формирование слухового и визуального восприятия – проводится на основе запоминания детьми звуков, произнесения слов по звукам, нахождения одинаковых/разных звуков.

«Метод замещающего онтогенеза» является эффективным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. МЗО позволяет глубже взглянуть на проблему, выстроить грамотную программу сопровождения. У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, МЗО помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Литература.

  1. Вартапетова Г.М. Гребенникова И.Н. Прохорова А.В. Кирякина Л.И.
    Новые подходы к коррекционной работе с детьми с нарушением речи и опорно-двигательного аппарата в процессе подготовки к школе / Практическое пособие для психологов, логопедов, воспитателей. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2005.- 118 с.
  2. Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Познавательная активность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.-144 с.
  3. Семенович А.В. Метод замещающего онтогенеза. Речевая компетентность.- Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016.-132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к организации ПРС в детском саду

В данной публикации описаны инновационные подходы к организации предметно-развивающей среды детского сада....

Компетентностный подход педагога при ознакомлении дошкольников с русской традиционной куклой

Проблемы, пути реализации и перспективыкомпетентностного подхода в образовании...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....

Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)

Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. (Эффективные практики; современные подходы)Основные подходы к вопросу музыкально-эстетического воспитания дет...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...