Доклад на тему:"Основные подходы к проектированию организованной образовательной деятельности на основе системно -деятельностного подхода. Роль педагога во всех этапах реализации ООД" ЧДОУ Детский сад № 99 воспитатель Миценко О.С.
консультация (подготовительная группа) по теме

Миценко Ольга Сергеевна

Работаем по новым стандартам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_vo_vseh_etapah_realizatsii_ood.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Роль педагога во всех этапах реализации ООД»

ЧДОУ Детский сад № 99

воспитатель Миценко О.С.

На современном этапе образовательная деятельность с детьми в детском саду стала более гибкой по целям и задачам, вариативной по формам и методам проведения.

Для проведения ООД педагог вправе самостоятельно выбирать (в зависимости от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала) разнообразные формы организации детей и методы работы, с использованием различных видов детской деятельности или их интеграцию. То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Структура ООД в соответствии с ФГОС ДО основана на совместной деятельности и строится на:

-организации образовательной деятельности без принуждения дошкольников;

-субъектной (партнёрской, равноправной) позиции взрослого и ребёнка;

-диалогическом (а не монологическом) общении взрослого с детьми;

-продуктивном взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками;

-партнёрской форме организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Этапы реализации ООД:

  1. Мотивационный этап. Предполагает организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя. Необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всей ООД. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

Успешность формирования ООД зависит от того, какими мотивами она побуждается: от определения содержания, направленности и характера деятельности. Выбор мотивации зависит от задач и целей, с учётом возрастных особенностей. Мотивация должна быть экономной. Основной мотив участия/неучастия ребёнка в образовательном процессе – наличие/отсутствие интереса.

Виды мотивации:

-игровая мотивация (даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится: на каждом возрастном этапе игровая мотивация должна меняться и связываться с этапами игровой деятельности);

-внешняя мотивация (если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя);

-внутренняя мотивация, которая вызвана познавательным интересом ребёнка;

-мотивация общения,

-личной заинтересованности;

-проблемно-бытовая;

-сказочная;

-мотивация достижения успеха (5-7 лет);

-познавательная;

-информационная (после 6 лет);

-семантическая (т.е. содержательная, 6-7лет);

-соревновательная (6-7 лет).

Внешне деятельность детей во время организованной образовательной деятельности может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная, часто она побуждается внешними мотивами. Ребёнок не любит рисовать, но делает картину, чтобы подарить маме. Получить похвалу – это тоже внешняя мотивация.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка: «интересно», «хочу знать (уметь)». Результаты организованной образовательной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать правильную мотивацию, вызвать у ребенка интерес и желание узнать что-то новое или чему-то научиться.

Педагог при организации деятельности должен видеть всех воспитанников, постараться дать возможность тем детям, которые не проявили желание заниматься сейчас образовательной деятельностью, присоединиться на любом этапе (многие дети, глядя на своих сверстников, включаются в процесс позже), предоставить им возможность заниматься своим выбранным делом.

Детям, которые не проявили интерес в течение всей ООД, педагог может предложить заняться позже (индивидуально), выяснить в беседе причину их нежелания участвовать, с уважением отнестись к его выбору.

  1. Этап планирования деятельности.

Создав мотивацию, заинтересовав детей,  педагог создает условия детям   для планирования  работы  по  реализации своего замысла. Педагог наводящими вопросами открытого типа помогает планированию:

- Подскажите, как мы справимся с этой задачей?

- Какой материал  пригодится?

- Подумайте и выберите себе партнера.

- Может быть, вместе нам будет удобнее и интересней?

- За каким столом будет удобно?

- В каком месте поставим столы?  И т.д.

Дети умеют договариваться (например, кто будет рисовать предмет, который может быть изображён только в единственном числе). Дети могут сами объединяться в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку другого партнёра.

 Роль педагога внимательно выслушать детей, помочь воплотить детскую инициативу, быть партнером,  при создании спорных моментов взять на себя корректирующую роль (вспомогательные вопросы, фразы: А как же нам все-таки договориться? или Может попробуем оба варианта?...).

  1. Этап реализации детского замысла. Направлен на самостоятельную умственную и практическую деятельность воспитанников, выполнение всех поставленных задач, на этом этапе осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение, создание условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата). Педагог может использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи ООД и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

В ходе реализации замыла обязательно должен присутствовать выбор средств, элементов, материалов (составить рассказ о собаке ребенок, может выбрав по желанию игрушку, картинку или по памяти).

Во время реализации замысла педагог выполняет задание вместе с детьми (рисует свой рисунок), принимает активное участие как партнер (Ты делаешь так, а я, по-другому. А как правильно? Какое у тебя интересное решение!).

Если ребенок затрудняется или сомневается в выборе, задача педагога, наводящими вопросами: - Как ты думаешь, что нужно изменить, чтобы все получилось? Кто может тебе помочь? Сменой ситуации -Попробуем вместе?), рассеять его сомнения и реализовать замысел образовательной деятельности.

Стандарт предусматривает развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации, со сверстниками, которые могут возникать во время реализации замысла организованной образовательной деятельности. Дети подготовительной группы уже могут договариваться и решать их сами, но первым их помощником в разрешение этих ситуаций является педагог, показывая личным примером что в любой ситуации можно договориться.

Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора»  в ходе  деятельности и, в тоже время, своим педагогическим  мастерством увлечь детей за собой.

  1. Рефлексивный этап.  Роль педагога в том, чтобы организовывать рефлексию  таким образом, чтобы дети  смогли определиться достигли они свою, детскую цель? Реализовали свой замысел?

- Что для этого делали?

-  Хотелось бы что-нибудь изменить?

  В ходе рефлексии   педагог выясняет, достиг ли он свои педагогические задачи:

 -смогут ли дети перенести полученные знания в свой, личный опыт?

- что было трудно, почему?

Эффективность рефлексивной части - это  достижение детской цели, положительное отношений к ООД и понимание педагога, что полученные знания будут использоваться в самостоятельной деятельности детей, в их  практике.      

      Какова роль педагога при общении с детьми  во время ООД?  Это - партнерские отношения: взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге). В ходе проведения ООД разрешено свободное размещение детей и их свободное перемещение в процессе деятельности, а также свободное общение детей (рабочий гул). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР Надежда  Александровна Короткова: включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности   (без психического и дисциплинарного принуждения);    свободное общение и перемещение    детей во время деятельности    (при соответствии организации   рабочего пространства); открытый временной конец  деятельность (каждый работает в своем темпе); образовательная деятельность детей в режиме  дня.

 В проявлении личностных качеств педагога следует отметить речь педагога (темп, дикция, эмоциональность, образность, интонационная выразительность), его педагогическую культуру, такт, позицию по отношению к детям, стиль педагогического руководства, внешний вид. Организация ООД в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это». На разных этапах образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

    Важно создать обеспечение психолого-педагогических условий в ООД: обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей через; создание условий для свободного выбора детьми деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей и умения детей работать в группе сверстников.

Современные подходы к организации ООД требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. А достичь этого можно только в процессе правильной организации ООД, которая подразумевает активность детей, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. ООД интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, в результате образуется детско-взрослое сообщество.

Таким образом правильно организованная ООД это:

-Мотивация;

-Субъект-субъект, сотрудничество;

-Интеграция;

-Проектная деятельность;

-Комплексный подход к обучению;

-Самостоятельно-поисковая деятельность;

-Разнообразие видов деятельности;

-Совместная деятельность воспитателя и ребенка;

-Взаимодействие с семьями детей;

-Учет интересов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»

Системно - деятельностный подход – это организация образовательной деятельности, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной...

Тема : «Трудолюбивые пчёлки» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с применением системно - деятельностного подхода

занятие  разработано с использованием современных технологий при ознокомлении ребенка с миром природы составлено с учетом ФГОС ДО...

Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно - деятельностного подхода CДП по А.Н. Леонтьеву) "Цыплята гуляют"

Технологическая карта образовательной деятельности №5(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности продуктивная группа вторая младшаяТема: «Цыплята ...

«Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода».

laquo;Основные подходы проектирования организованной образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода «Волшебный фейерверк» в старше-подготовительной группе ...

Карта анализа образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода ФГОС ДО.

Карта анализа образовательной деятельности  на основе системно-деятельностного подхода ФГОС ДО....