«Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
статья по логопедии

Шакирова Лилия Михайловна

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

 В настоящее время растет число детей не только с нарушениями речи, но и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Кроме трудностей в усвоении нового материала, у таких детей отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационных способностей, выносливости, проблемы с речевым развитием. В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно, преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных методов профилактики и коррекции трудностей интеллектуального развития у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Сегодня мне хочется рассказать вам о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются наиболее результативными и эффективными средствами коррекции и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.

Целью моего выступления является познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Она  используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ, Аристотель, Клеопатра.

Учёные доказали тесную взаимосвязь между тонкими движениями пальцев и функции высшей нервной деятельности. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

По словам немецкого философа И. Канта - «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». В. А. Сухомлинский утверждал, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющие улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, интеллекта и развитию физического здоровья. Они дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не принимали участия в учении и решить проблему неуспеваемости.

Известно, что мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, которое находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Для успешного обучения в школе и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей.

В результате нарушаются:

• пространственная ориентировка,

• адекватное эмоциональное реагирование,

• координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки,

• ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Доказано, что систематическое использование кинезиологического комплекса детьми, отнесёнными как к психической норме, так и имеющими мозговые дисфункции с задержкой или нарушением психического развития, способствует:

• развитию межполушарного взаимодействия;

• развитие межполушарной специализации;

• синхронизируют работу полушарий;

• повышают стрессоустойчивость организма;

• снижают утомляемость;

• повышают способность к произвольному контролю;

• улучшают мыслительную деятельность;

• развивают мелкую и крупную моторику;

• формируют пространственные представления;

• развитие скрытых способностей;

• способствуют улучшению памяти, внимания, речи;

• развитие мышления;

• облегчение процесса чтения и письма;

• устранение дислексии, дисграфии.

Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных, так и на специальных уроках кинезиологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах, тем значительнее эти изменения. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована, пластична и поддаётся коррекции.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

• занятия проводятся утром, днём;

• занятия проводятся ежедневно;

• продолжительность занятий — 10 – 15 минут;

• от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

• упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

• упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

Что включают в себя комплексы упражнений?

• глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

• Двигательные упражнения развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения и мышечные зажимы.

• Упражнения на дыхание развивают самоконтроль и произвольность, а также помогут вам развить у детей правильное дыхание, сформировать сильную воздушную струю, которая необходима для произношения многих звуков, а еще доставят детям положительные эмоции.

• Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

• Самомассаж направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи, тонкой моторики.

Это лишь некоторые примеры использования кинезиологических упражнений в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционной деятельности психолога.

Умелыми дети становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: упражнения должны проводиться систематически, тогда дети достигают хорошего развития. Поэтому я рекомендую шире использовать кинезиологические упражнения в своей практической работе любому педагогу, потому что они дают не только хороший коррекционный результат, но и массу положительных эмоций.

Благодарю всех за внимание!

Список использованной и литературы:

1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда"

Часто дети с нарушениями речи позже начинают ходить, не ползают или ползают очень мало, не любят рисовать, вырезать ножницами, т. е. у них страдает как мелкая, так и крупная моторика. Можно наблюдать,...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиология—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отде...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиология ( от греческих слов “кинезис” (kinesis) “движение” и  “логос” (logos)- “наука”)  -наука о развитии умственных способностей и физи...

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда

Кинезиологические упражнения в работе учителя-логопеда...

Применение кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

В настоящее время увеличивается число детей с разными расстройствами речи. Одной из важных составляющих в работе над произношением с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, являются кинез...