Применение технологии эдьютеймента в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Горохова Илюса Закирьяновна

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и детей с ОВЗ . У  детей отмечается:

- недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

 Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, и для  повышения эффективности коррекционной логопедической работы в образовательном процессе

обращает нас к поиску новых подходов, приёмов и методик работы по коррекции речи . Одно из технологий  это - эдьютейнмент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №39 общеразвивающего  вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Педагогическая статья

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭДЬЮТЕЙНМЕТА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Горохова Илюса Закирьяновна,

 учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 39

Республика Башкортостан, г. Нефтекамск,

E-mail: ilyusa.gorokhova@mail.ru

Аннотация

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и детей с ОВЗ . У  детей отмечается:

- недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

 Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, и для  повышения эффективности коррекционной логопедической работы в образовательном процессе

обращает нас к поиску новых подходов, приёмов и методик работы по коррекции речи . Одно из технологий  это - эдьютейнмент.

Эдьютейнмент представляет собой  образование через игру .И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.

На сегодняшний день в современном мире количество детей с речевой патологией значительно возросло, особенно детей с ОВЗ. Специфическими проявлениями нарушений эмоциональной сферы детей с ОНР является повышенная раздражительность, обидчивость, снижение мотивации, самоконтроля, наблюдательности, затруднение в общении с окружающими людьми. Дети, имеющие речевую патологию, – это дети с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов.

Процесс обучения детей с особыми потребностями сопровождается определенными трудностями. Коррекционное обучение этих детей требует специфических подходов, которые предусматривают перманентную эмоциональную поддержку на логопедических занятиях. Зачастую ни старания учителя-логопеда, ни отличное владение методикой логопедического воздействия бывает недостаточно для высокой мотивации детей к занятиям: их утомляет ежедневное многократное проговаривание речевого материала, особенно если у ребенка также присутствуют поведенческие проблемы. Как следствие интерес к логопедическим занятиям снижается, мотивация падает, что обуславливает и отсутствие положительной динамики уровня речевого развития детей с ОВЗ. В то же время результаты логопедической работы могут быть значительно выше, если она побуждается не внешними («я делаю, потому что так надо, так требуют»), а внутренними мотивами («я делаю, потому что я хочу, мне интересно»).

В связи с этим с целью расширения возможностей в работе логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи и повышения ее эффективности нами была внедрена в коррекционную работу инновационная технология эдьютейнмент.

Понятие edutainment состоит из двух объединённых в одно слов: образование) и развлечение. Это понятие обозначает «обучение через развлечение» и предполагает внедрение игровых практик в образовательный процесс с целью повышения его эффективности.

Эдьютейнмент — это метод включения игры в оразовательный процесс с целью повышения его эффективности. Сама идея повышения интереса у воспитанников к учёбе через игру не нова, но сегодня, принцип «учиться играя» становится уже одним из ключевых элементов системы образования (в том числе и детей с ОВЗ).

Целью эдьютейнмента является – повышение мотивации вспитанников к процессу получения новых знаний, через изменение самого процесса их усвоения (большая увлекательность, разнообразие, доступность). Известно, что в условиях реализации игровой деятельности информация запоминается и усваивается намного легче и быстрее. Все это обуславливает несомненную пользу использования игрового обучения в практике работы с воспитанниками (в том числе и с ОВЗ) в образовательных организациях разного уровня.

Задачи:

1. В условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения  создать предметно-развивающую среду для проведения коррекционных занятий  с применением  универсальных настольных логопедических игр.

2. Организовать работу на коррекционных  занятиях с применением универсальных настольных логопедических игр.

3. Сформировать  у детей  положительную мотивацию при коррекции речевых нарушений у детей на  логопедических  занятиях при помощи технологии эдьютейнмент.

4. Создать подборку  универсальных настольных логопедических игр, используемых на коррекционных занятиях.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько игра многогранна. Она обучает, развивает, воспитываетсоциализирует, развлекает и даёт отдых. Но исторически одна из первых её задач — обучение.

Как педагогическое явление игровую деятельность одним из первых классифицировал Фридрих Фрёбель. Теория игры стала основой его педагогической теории. Выявив дидактические ракурсы игровой деятельности, он доказал, что игра облегчает учителю задачу обучения ребёнка. Дальнейшее развитие игровых форм обучения и их изучение показало, что с помощью игры могут решаться практически все педагогические задачи.

Эдьютейнмент представляет собой  образование через игру .И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!

Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такому предмету. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети в контакте (ВК) с хештегом #занятияКоняхиной (https://vk.com/club152635295) для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной!!! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

 Игры с фонариком  можно использовать:

- На групповых занятиях, при изучении лексического материала;

- Во время индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения;

- При работе над грамматическими категориями;

А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.

Когда  впервые предложили детям поиграть в такую игру, то увидели   восторг в глазах  каждого ребенка. И  разработали картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.

Делая вывод, можно сказать, что такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.

Из выщесказанного следует. что использование игр с фонариком в работе специалистов ДОУ, позволяет повысить качество коррекционной работы, замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать грамматические нормы, фонематический слух дошкольников. у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, повысится эффективность коррекционной работы.

Список литературы:

1 Кармалова Е. Ю. Эдьютейнмент: понятие, специфика, исследование потребности в нем целевой аудториы / Е. Ю. Кармалова, А. А. Ханкеева // Вестник Челябинске государственного университета. - 2016. - № 7 (389). - Филологические науки. - Вып. 101. - С. 64-71

2. Кондрашова И. В. Edutainment как современная технология обучения иностранному языку будущих сотрудников правоохранительных органов / И. В. Кондрашова // Правопорядок: история, теория, практика - 2015. - № 2 (5). - С. 82-85.

3. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2017.

 4. Сайт #занятияКоняхиной. Пособия для детей с особыми потребностями. Для бесплатного распространения. – Режим доступа: https://vk.com/club152635295


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Статья "Использование приёмов эдьютеймента в работе учителя-логопеда"

Использование приёмов эдьютеймента в работе учителя-логопеда....

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»

Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...