Статья «Опыт взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на примере использования технологии Textile-fan в работе по коррекции с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
статья по коррекционной педагогике
Данный материал будет полезен специалистам занимающимся с детьми с тяжелым недоразвитием речи. В статье представлены практические методы и приемы коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК/ББК
Соловьёва Людмила Анатольевна
SPIN-код 6880-1444
учитель-логопед
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида №523
620091, Россия, г.Екатеринбург, ул. Баумана, д.4
Соавтор
Невьянцева Александра Александровна
SPIN-код 2655-9232
воспитатель
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида №523
620091, Россия, г.Екатеринбург, ул. Баумана, д.4
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; коррекционно-развивающие задачи; образовательные технологии; комбинированный подход; познавательные процессы
Аннотация. В статье представлен опыт работы по познавательно-речевому развитию детей с тяжёлыми нарушениями речи в группе компенсирующей направленности. Описаны эффективные методы и приёмы, положительно влияющие на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Данная статья может быть полезной специалистам и воспитателям дошкольных образховательных организаций.
Solovyova Lyudmila Anatolyevna
Branch of the Municipal budgetary preschool educational institution - kindergarten of combined type "Nadezhda" kindergarten of combined type N 523, Russia, Yekaterinburg
Co-author
Nevyantseva Alexandra Alexandrovna
Branch of the Municipal budgetary preschool educational institution - kindergarten of combined type "Nadezhda" kindergarten of combined type N 523, Russia, Yekaterinburg
Keywords:
Abstract.
Исследования показывают, что число детей с речевыми нарушениями увеличивается с каждым годом. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача диагностирования данных проблем у воспитанников и создание особых образовательных условий с целью коррекции различных видов нарушений. Своевременное выявление недостатков речи, а также последующая коррекционно-развивающая работа, проводимая в тесной взаимосвязи всеми специалистами учреждения с учётом индивидуальных особенностей обучающегося, позволяют обеспечить равные стартовые возможности выпускников ДОО и успешный переход детей на следующую образовательную ступень. В рамках деятельности групп компенсирующей направленности педагогическая работа осуществляется с учётом возрастных особенностей детей, а также степени выраженности речевого дефекта воспитанников. На каждого обучающегося составляется индивидуальный образовательный маршрут с учётом результатов логопедической, психолого-педагогической диагностики, в который в течение учебного года вносятся изменения и дополнения в зависимости от уровня динамики развития ребёнка.
Стоит отметить, что у детей с ТНР помимо недоразвития всех структурных компонентов речи выявляются и особенности развития психических функций, что подтверждает анализ результатов исследований, проводимых Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Отмечается, что у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдают различные виды восприятия, в частности, слуховое, что, в свою очередь, вызывает недоразвитие фонематического слуха. Воспитанники затрудняются выполнять действия по словесной инструкции, особенно если им предлагается алгоритм из двух, трёх или более этапов. Возникают сложности с ориентировкой в пространстве: дети путают понятия «право» и «лево», затрудняются выполнять задания, связанные с определением местоположения предмета относительно других объектов. Зачастую, у данной категории обучающихся выявляется сниженная познавательная активность. Дети не проявляют интереса к новой информации, у них снижен запас общих знаний по сравнению с нормотипичными сверстниками. Следует отметить, что речевое недоразвитие влияет и на мыслительные процессы. У детей возникают сложности при установлении последовательности действий, причинно-следственных связей. Воспитанники зачастую не понимают иносказательный, переносный смысл художественных произведений. Снижен уровень сформированности таких процессов, как анализ, синтез. Обучающиеся затрудняются при выполнении заданий на обобщение, классификацию, выделение лишнего предмета из ряда предлагаемых. Одним из условий повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в работе педагогов является применение комплексного подхода. Несмотря на то, что основной задачей, которая стоит перед учителем-логопедом, воспитателем, является коррекция и развитие всех структурных компонентов речи, неотъемлемой частью работы является развитие познавательных видов деятельности у воспитанников с речевыми нарушениями.
Учителем-логопедом и воспитателем апробированы и внедрены в образовательную деятельность наиболее эффективные технологии, методы и приёмы, способствующие развитию восприятия, памяти, мышления.
С целью обеспечения самостоятельной познавательной, исследовательской и речевой активности детей авторами преобразована и обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы. Для центра познавательной активности «Мир вокруг нас» разработаны карточки с алгоритмом проведения опытов, создана картотека опытов с магнитами, светом, водой. В свободном для воспитанников доступе находится оборудование для экспериментирования и проведения опытов, а также серия альбомов, в которые включены игры с маркерами, игры на липучках, содержащие игровые и развивающие задания для самостоятельного выполнения, игровой экономический словарик «Копейка рубль бережёт».
Активно применяется в деятельности педагогов группы технология коллекционирования, способствующая процессу накопления знаний и систематизации информации. По инициативе детей и при активном участии семей воспитанников созданы коллекции «Семена», «Ткани», «Динозавры», «Пуговицы», «Волчки», «Камни и минералы», а также альбом с гербарием «Деревья Урала». Для более детального знакомства с той или иной группой предметов воспитатель и учитель-логопед проводят ознакомительные беседы, викторины, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, квесты. Совместно с детьми составляются каталоги с описанием экспонатов. Дошкольники с удовольствием проводят презентации коллекций для детей из других групп, а также для родителей.
Успешно решить коррекционно-развивающие задачи в работе с дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи позволяет музейная педагогика. В рамках реализации проекта «Моя Россия» в группе создан мини музей, куда вошли предметы старинной одежды, обуви, макет русской избы, предметы домашнего быта, а также народного промысла. Экспозиция пополнена книжками-малышками, изготовленными детьми совместно с родителями, графическими образами старинных букв с использованием различных художественных техник. Разработан методический кейс, включающий тематическое планирование музейных экспозиций, цикл занятий с элементами игры и творческих заданий, игры музейного содержания (игры- путешествия, игры-развлечения, интеллектуально-творческие игры), сценарии викторин и конкурсов. Организованы и проведены воспитанниками виртуальные экскурсии для родителей. Совместно с детьми изготовлен журнал «Наш музей», куда вошли рубрики «Знаете ли вы, что…», «Путешествуя по времени», «Наше творчество», «В гостях у сказки», «Фоторепортаж из музея». Результатом проводимой работы является повышение познавательной активности у воспитанников. Дети проявляют любознательность, интерес к истории, культуре страны, задают вопросы по данной теме. Помимо этого, обогащается словарь детей: дошкольники знакомятся с устаревшими словами, применяют их в своей речи. Проведение детьми экскурсий для посетителей музея не только способствует развитию фразовой речи, но и активизирует коммуникативную активность дошкольников.
С появлением в дошкольной организации кружка «Юный шахматист» вырос интерес детей к игре в шахматы. Это мотивировало учителя-логопеда и воспитателя разработать и внедрить в свою работу серию игр с использованием шахматного пространства. В рамках данного приёма используется как непосредственно шахматная доска, так и её фрагменты различных геометрических форм. Характерной особенностью подобных игр является полифункциональность и вариативность. Они позволяют решать параллельно несколько коррекционно-развивающих задач, активизируя не только речевые процессы у дошкольников, но и способствуя развитию памяти, мышления, внимания. Так же по мере усложнения условий педагог вводит в игру двух-, трёхступенчатые словесные иструкции, что способствует развитию слухового внимания у воспитанников, а также обучает детей выстраивать логически-последовательные цепочки. У детей с тяжёлыми нарушениями речи зачастую вызывает затруднения процесс классификации. Воспитанники смешивают группы предметов, схожие по тому или иному признаку, например, фрукты и овощи, диких и домашних животных. В процессе игры «Помоги навести порядок Маше» ребёнку предлагается дифференцировать две группы предметов и расположить картинки с изображёнными на них предметами соответственно на светлых и тёмных клетках (например, зимнюю одежду – на светлых клетках, а летнюю – на тёмных). Варианты данной игры: дифференциация одежды и обуви, посуды для приготовления и приёма пищи и так далее. В процессе игры можно предложить воспитаннику назвать каждый предмет ласково, либо образовать форму множественного числа. В ряде игр с использованием шахматного пространства применяются план-схемы, выполненные также на фрагменте шахматной доски. Подобный вид работы стимулирует развитие ориентировки в пространстве, а также способствует развитию зрительного восприятия. Детям вместе с тем или иным героем предлагается совершить путешествие на игровом поле в соответствии с заданным на схеме маршрутом. Один из вариантов такой игры «Прогулка в лесу». На определённых клетках игрового поля располагаются фигурки лесных животных. Ребёнок с выбранным героем передвигается по «лесу» согласно плану, соблюдая последовательность. По окончании маршрута воспитаннику предлагается назвать по порядку всех животных, которых он «встретил» по пути, определить, к какой группе каждое из них относится (зверь-птица-насекомое, либо хищник-травоядное-всеядное животное). В качестве дополнительного задания педагог может предложить воспитаннику назвать детёныша каждого из зверей, определить количество слогов или выделить первый звук в названии каждого животного в зависимости от этапа образовательного процесса.
Познавательное недоразвитие у детей с общим недоразвитием речи влечет за собой трудности в развитии математических способностей. С целью формирования элементарных математических представлений у детей была внедрены в работу технологии программы «ПРОдетей», в частности, «Линейный календарь».
Календарь предоставляет собой полосу бумаги, разделённую на ячейки, количество которых соответствует количеству дней того или иного месяца. В календаре последовательно расположены даты определённого месяца в виде числового ряда, графически отмечены будни и выходные дни. В календарь вносят значимые события группы и тематические дни в соответствии с комплексно-тематическим планированием детского сада, в рамках которого проводятся тематические праздники, квесты, развлечения, конкурсы. Например, к международному дню кошек был проведён семейный творческий конкурс книжек-малышек. Ко дню домашних животных дети подготовили и представили рассказы о своих питомцах. Также была изготовлена фотогазета «Наши друзья». В день синичек была проведена акция «Покорми птиц». Данная технология позволяет в игровой форме познакомить детей с числовым рядом, усвоить количественный и порядковый счёт, учиться сравнивать числа. Дети в свободной деятельности закрепляют временные представления, легко закрепляют понятия "вчера-сегодня-завтра", так как имеют перед собой зрительную опору, запоминают название и количество дней недели. Могут посчитать количество дней до ожидаемого события, знают дни рождения сверстников. Линейный календарь можно использовать для организации дидактических игр и упражнений. "Назови соседей числа", "Какое число больше", "Назови какой день недели был вчера, какой день недели наступит через три дня» и далее. Когда проходит месяц, календарь сворачивается, а к нему присоединяется следующий месяц, таким образом по прошествии года дети могут посчитать количество месяцев, произнести их название, дифференцировать их по временам года и наглядно увидеть продолжительность года. Таким образом временные представления формируются параллельно с речевыми навыками.
Становление всех психических процессов напрямую зависит от памяти. У детей с тяжёлыми нарушениями речи отмечается нарушение всех видов этой психической функции. В связи с этим дошкольникам данной категории тяжело воспроизводить полученную информацию, выстраивая логическую последовательность. Воспитанники забывают полученные инструкции, слабо усваивают программный материал. С целью решения данных проблем воспитателем и учителем-логопедом в педагогическую деятельность был внедрён метод интеллект-карт. Это доступный метод запоминания и систематизации информации. Интеллект-карта представляет собой графическое изложение информации. В центре листа располагается название темы или изучаемый объект от которого идут различные ответвления, соответствующие фрагменту изучаемой темы. Каждый фрагмент дополняется деталями, необходимыми для понимания темы. Это могут быть понятные детям символы, простые слова, вырезки из газет, рисунки. Уникальность данной методики заключается в том, что при работе с интеллект-картой у воспитанников работают оба полушария мозга. Особенно ценным является то, что ребенок принимает активное участие в создании карты. Представление информации таким образом способствует активизации мыслительных операций, в частности, ассоциативного мышления. Дети с опорой на данные карты легко воспроизводят полученную информацию, составляют рассказы по пройденной теме. Материал по пройденным темам хранится в группе в свободном для воспитанников доступе. Ребенок может в любой момент может освежить в памяти определённый материал. Данная методика так же используется в работе с родителями при закреплении пройденного материала в домашних условиях. В рамках реализации проекта «Огород на подоконнике» педагогами при активном участии дошкольников составлена тематическая интеллект-карта с ключевым словом «огород». Дети зафиксировали названия посаженных цветов, овощей, зелени, отметили, с помощью каких инструментов осуществляли уход за растениями, и какой результат был получен. По прошествии времени воспитанники стали дополнять карту деталями, таким образом, обогащая знания друг друга. Данный вид работы способствовал активизации, обогащению словаря. Воспитанники с опорой на графические образы используют в своей речи сложные предложения, составляют связный рассказ. По окончанию реализации проекта родителям был представлен видеорепортаж. Дети делились полученными знаниями, рассказывали о практическом опыте работы в мини-огороде группы, демонстрировали результаты.
Одной из важных задач познавательного развития является формирование инициативы и самостоятельности детей в исследовательской деятельности. Как правило, у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи наблюдается низкая мотивация к образовательной деятельности. В связи с этим возникает необходимость внедрения в образовательный процесс новых интересных методов и форм работы. Одной из таких технологий является «Загадка дня», позволяющая в свободной деятельности ребенку закрепить знания, научиться логически мыслить, а педагогу провести наблюдение по усвоению темы. «Загадка дня» размещается на небольшом стенде, находящемся в свободном доступе у детей. Пространство под загадкой разделено на две части, там размещены правильный и неправильный варианты ответа. К пособию прилагаются карточки с именами детей, при помощи которых они обозначают свой выбор. Воспитанник самостоятельно определяет, в чём заключается суть загадки, и находит ответ на неё. Например, при изучении темы «Времена года» в центре стенда размещается зимний пейзаж, а под картинкой два варианта сезонной одежды (как вариант, тёплая куртка и плащ). Дошкольник определяет, какой вид одежды необходим зимой. При изучении звуковой культуры речи предлагается определить, к какой группе относится тот или иной звук (гласный или согласный, твёрдый согласный или мягкий) либо выбрать нужную звуковую или слоговую схему для заданного слова. Материал, используемый в данном виде технологии, может быть в виде картинки, схемы, текста для читающих детей. Воспитанники в течение дня могут изменить свой ответ. При необходимости, рядом с загадкой размещаются вспомогательные источники информации, где ребенок может найти ответ. На заключительном этапе дошкольники вместе с воспитателем, учителем-логопедом обсуждают «загадку дня» и находят правильный ответ. Задача педагога заключается в том, чтобы не предложить детям готовое решение, а направить детей на самостоятельный поиск правильного ответа. Таким образом, дети учатся отстаивать свое мнение, вступать в дискуссии друг с другом, учатся замечать и исправлять ошибки друг друга.
Данные, полученные в ходе педагогических наблюдений за период с сентября 2023 года по настоящее время, показывают: в результате внедрения представленных технологий у воспитанников повысился познавательный интерес, дети стали активнее включаться в познавательно-исследовательскую деятельность, проявляют любознательность и инициативу при изучении новых материалов, предметов окружающего мира, стремятся к получению новых знаний. Итоговый мониторинг результатов педагогической деятельности показывает следующие результаты: у 95% детей сформированы представления о предметах и явлениях окружающего мира (динамика 41%); 92% воспитанников проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности (динамика 39%); 92% дошкольников проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам (динамика 52%). Познавательно-речевое развитие 97% детей соответствует условно-возрастной норме, что позволяет сделать выводы о сформированности предпосылок учебной деятельности у воспитанников группы компенсирующей направленности. Это, в свою очередь, является основой успешного обучения в школе и позволяет обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования.
Список литературы
- Баль Н.Н., Дроздова Н.В. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях. Минск, 2015.110 с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. М.: Национальный книжный центр, 2014. 96 с.
- Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. 128 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 2003. 320 с.
- Казакова И.А., Родионова Е.А. Развиваю логическое мышление. Для детей 5-6 лет. М., 2018. 96с.
- Калягин В.А., Логопсихология: учеб.пособие для студ.высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. М., Академия, 2006.320 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. М., 2019. 48 с.
- Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой. М., 2003. 480 с.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 528 с.
- Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р.Е.Левиной. М., Просвещение, 1967. 365 с.
- Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. М., ООО «ТЦ Сфера», 2005. 64 с.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6–7 лет с ОНР: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 96 с.
- Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. М., 2005. 224 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: Валери СПД, 2001. 108 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
В проекте отражены различные направления взаимодействия логопеда с семьями воспитанников....
Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории
Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...
"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

Презентация на тему "Использование технологии "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)"
Презентация для учителей -логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей....

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....

Статья "Использование нейропсихологических игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи"
В статье раскрывается значение использования в работе учителя логопеда и психолога нейропсихологических игр и упражнений на развитие речи дошкольника и высших психических функций в целом....

Современные методы и приемы в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной де...
