Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
материал

Елисеева Наталья Сергеевна

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28.02.2022g._vystuplenie_mmo_seminar.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 12»

города Сорочинска Оренбургской области

Выступление

на практическом семинаре

«Программа коррекционной работы учителя-логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила

учитель-логопед МБДОУ № 12

Рухля Наталья Сергеевна

Сорочинск, 2022г.

Слайд 1

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.

Слайд 2

Программа коррекционной работы учителя-логопеда составляется на основании нормативных документов, которые вы видите на слайде.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28)
  • Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации

Программа предназначена для детей с ТНР (ОНР 2, 3 уровня, ФФНР, дизартрия), и содержит необходимый материал для организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Программа не может быть универсальной на все года и на все возрастные группы, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая возрастная группа имеет свою специфику развивающей среды. Программа может быть составлена только после проведения исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года. Следовательно, программа учителя-логопеда – это конкретизация его работы на данный возраст детей, она учитывает специфику детей и составляется на один учебный год.

Остановлюсь подробнее на структуре программы учителя-логопеда МБДОУ № 12.

Слайд 4

Программа включает титульный лист, содержание  программы, три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Слайд 5

На титульном листе указываются полное наименование образовательной организации, название программы, срок реализации программы, возрастная категория детей, грифы рассмотрения, Ф. И. О. педагога, название города, год составления программы.

Лист содержания отражает основные разделы и подразделы программы с указанием страниц.

Слайд 6

Следующий структурный элемент программы – целевой раздел, который включает в себя пояснительную записку, цели и задачи программы, принципы и подходы,  значимые для разработки и реализации программы характеристики особенностей развития детей с речевой патологией,  планируемые результаты освоения программы и оценку индивидуального развития воспитанников.

Пояснительная записка раскрывает актуальность реализации содержания программы, перечень нормативных документов, на основании которых учитель-логопед осуществляет свою деятельность.

Цели и задачи Программы поставлены в соответствии с ФГОС ДО.

 Целью представляемой мною программы является: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения контролировать своё произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих через полноценное развитие фонематического восприятия.

Одной из основных задач Программы является создание условий, способствующих освоению детьми с проблемами речевого развития образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении через практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Следующим пунктом целевого раздела являются принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы.

Планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Особое внимание раздела уделено оценке индивидуального развития воспитанников. Согласно п. 3.2.3. ФГОС ДО «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей … в рамках педагогической диагностики».

Таким образом, в программе представлен перечень используемых диагностических методик с указанием периода и цели проведения диагностики. Итогом проведения логопедической диагностики должны стать индивидуальные планы коррекционной работы на каждого ребёнка группы.

Слайд 7

В содержательном разделе Программы раскрыты направления коррекционной деятельности, содержание коррекционной деятельности, особенности взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников.

В соответствии с Программой коррекционное направление работы является приоритетным. Все специалисты под руководством учителя-логопеда участвуют в коррекции и компенсации речевых нарушений и связанных с ними процессов.

Комплексно-тематическое планирование Программы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, ФФНР, дизартрия) и представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи у старших дошкольников, что обуславливает формирование их коммуникативных способностей и общего психического развития.

Слайд 8

Организационный раздел Программы включает формы организации обучения; материально-техническое оснащение Программы; методическое обеспечение и методические материалы; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Программа предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими ТНР, при максимальном использовании игровых методов и приёмов в рамках каждого занятия. Основными формами являются: подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность, продолжительность которых определена в соответствие с СП. Объём учебного материала в Программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Оснащение для предметно-развивающей среды в виде оборудования, игр, пособий, иллюстративного и литературного материала для детей старшего дошкольного возраста подобрано в соответствии с комплексной образовательной программой Н.В. Нищевой.

Слайд 9

Программа коррекционной работы учителя-логопеда позволяет составить целостную систему работы и добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы педагогов. В зависимости от того, насколько грамотно учитель-логопед сможет проанализировать, спрогнозировать, спроектировать, организовать коррекционно-развивающий процесс, зависит результат коррекционной работы в целом.

Слайд 10