Современные методы и приемы в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ
статья по логопедии (старшая группа)

Веселева Тамара Петровна

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные методы и приемы в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ДОУ»

Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Речь - средство познания окружающей действительности, однако у детей с речевыми проблемами, как правило, наблюдаются психическое недоразвитие (страдают память, внимание, восприятие и т.д.), психопатологические и неврологические нарушения, у них часто наблюдается речевой негативизм. Развитие речи детей дошкольного возраста - цель логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность учителя-логопеда в современных условиях не только коррекционно-развивающая, но и диагностическая, организационная, консультативная, просветительская, методическая. В таких случаях необходима комплексная логопедическая работа.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма ребенка, использование как традиционных, так и нетрадиционных, как классических, так и инновационных технологий является актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. К тому же проводить занятия с применением инноваций могут и сами педагоги-воспитатели, и родители.

Актуальность коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, средствами инновационных технологий несомненна, они способствуют оздоровлению организма ребенка в целом. При этом идет постоянная работа над постановкой и развитием речи, включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста (внимания, памяти, мышления), которые отвечают новым требованиям.

К таким инновационным и нетрадиционным технологиям относят: арттерапию, кинезиотерапию, музыкотерапию, акватерапию.

Среди перечисленных, наиболее популярными являются арттерапии, которые отличаются творческим характером занятий. Различные виды искусства все больше исследуются в качестве адаптогенных, профилактических, лечебных и коррекционных средств.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Выделяют следующие направления арт-технологий: визуальные арт-технологии (рисунок, лепка, коллажирование, песочная арт-технология, ландшафтная арт-технология); музыкальная арт-технология; драматехнология; сказочная арт-технология). Коррекционные возможности использования арт-технологий обусловлены предоставлением ребенку с нарушениями развития возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

Известны различные виды арттерапии:

Имаготерапия (куклодрама, образно-ролевая драмтерапия, психодрама);

Изотерапия (нетрадиционные техники рисования, работа с глиной);

Библиотерапия (разновидность сказкотерапии);

Песочная терапия.

Не менее распространенной является музыкотерапия (прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение и т.п.). Музыкальные занятия способствуют снятию психического напряжения, эмоциональной зажатости, раскрытию творческих способностей, развитию ритма.

К инновационным технологиям в последнее время относят интерактивные доски, детских интерактивные планшеты. Применение таких технологий значительно сокращает время на формирование языковых умений и навыков у детей.

Здоровьесберегающие технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией. Основные здоровьесберегающие инновационные технологии в логопедической деятельности в дошкольном образовательном учреждении — Су Джок терапия, кинезиотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, мнемотехника, смехотерапия, дидактический синквейн.

В последнее время в коррекционной работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Интерактивная доска – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка. Дети лучше и быстрее запоминают графический символ буквы, с огромным интересом выполняют задания звукобуквенного анализа и синтеза, учатся ориентироваться как в книге, так и в электронном пособии.

Одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), мультимедийные интерактивные проекты (аудиальные, аудиовизуальные, компьютерные игры и программы. Применяются они методами демонстрации наглядного материала, показа фотографий, рисунков, репродукций картин, слайд-презентаций, видеофильмов в виде игр и игровых упражнений на электронных носителях, использования ПО SmartBoard, Smarttable, Microsoft Office (PowerPoint), ЭОР. При помощи компьютерных игр и программ можно развивать речевое дыхание, работать над постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков, работать над произношением, разучивать скороговорки, стишки, песенки, развивать фонематический слух и обучаться грамоте. Применение мультимедийных технологий позволяет сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в материал. Использование в коррекционной работе, образовательном процессе ЭОР, в том числе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей, в том числе с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической, психологической, образовательной работы в целом. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми. Поскольку у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, то применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как представляет информацию в привлекательной, интересной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Целью инновационных технологий является качественное изменение личности воспитанников. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных методов и средств.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

2. Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. В работе с детьми и родителями мы используем творческие, исследовательские, экспериментальные проекты. В результате применения этого вида технологий дети могут проявлять самостоятельность, фантазию, креативность, развивать образное мышление, восприятие и речь.

3. Развивающие технологии: в традиционном обучении детям представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении дети самостоятельно должны прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

4. Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения у дошкольников с ОВЗ.

5. Информационные технологии: использование ИКТ на занятиях в дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания дошкольников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

6. Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

7. Личностно-ориентированные технологии: цель данной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности дошкольников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников с ОВЗ и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Литература

  1. Дорофеева Т.В., Хлистун И.В., Войнова Н.Н., Кондрашева Н.А. Использование инновационных технологий в детском саду Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XIII международной научно-практической конференции (13 ноября 2015 года).

2. Трифонова И.А. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ как средство успешной реализации ФГОС ДО. Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций Номер: 4 г. 2016. С. 705-711.

3. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011

4. Гафиятуллина А.Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы Vlll вида// Образование и воспитание № С.46-48

5. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

6. Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры / О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

7. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009-С.208

8. Бражникова А. В. Применение электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи и памяти детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях реализации ФГОС ДО. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....

Статья «Опыт взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на примере использования технологии Textile-fan в работе по коррекции с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен специалистам занимающимся с детьми с тяжелым недоразвитием речи. В статье представлены практические методы и приемы коррекционно-развивающей работы....