Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобных грибах, деревьях, кустарниках. Но детям нужно не только рассказать, а также рассмотреть вместе с ними, если не реальные объекты, то на предметных картинках, цветных фотографиях, используемых в качестве наглядного материала для дошкольников, изображения изучаемых предметов. Родители сообщают детям информацию о внешнем виде ягоды, ее вкусе, где прячутся ягоды и как их можно найти. Дети знакомятся дома с тем, что из ягод делают варенье, сок, компот, выпечку. Дошкольники чаще запоминают названия несъедобных грибов, а названия съедобных грибов запоминают не все, могут путать, потому, что не сделан акцент на внешних характеристиках грибов, их отличиях и сходствах.

         В любом случае информацию, которую получают дети носит фрагментарный, неструктурированный характер. Связано это с тем, что нет системы подачи изучаемого материала взрослыми при недостаточном развитии когнитивных процессов и речевых возможностей у детей. В итоге, это приводит к тому, что дети неуверенно и слабо оперируют имеющимися знаниями или вовсе теряются от достаточно простых вопросов.

         Наша задача уточнить и систематизировать представления детей о лесе, грибах, ягодах. Обогатить и актуализировать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными. Мотивировать дошкольников свободно использовать лексику при составлении рассказов описаний. Строить развернутые ответы, опираясь на план в описании ягоды, гриба. Кроме того, на занятии в играх и упражнениях мы одновременно отрабатываем ту или иную грамматическую категорию (относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными). Такой подход позволяет не только обобщить знания детей о грибах и ягодах, но и отличать внешний вид одной ягоды от другой, одного гриба от другого, знать их названия и четко соотносить с изображением. Уметь рассказывать, подмечая важные особенности и одновременно, совершенствуя свои грамматические навыки.     

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_griby_yagody_v_lesu._ryahovskaya_d.r.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

                               

        Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобных грибах, деревьях, кустарниках. Но детям нужно не только рассказать, а также рассмотреть вместе с ними, если не реальные объекты, то на предметных картинках, цветных фотографиях, используемых в качестве наглядного материала для дошкольников, изображения изучаемых предметов. Родители сообщают детям информацию о внешнем виде ягоды, ее вкусе, где прячутся ягоды и как их можно найти. Дети знакомятся дома с тем, что из ягод делают варенье, сок, компот, выпечку. Дошкольники чаще запоминают названия несъедобных грибов, а названия съедобных грибов запоминают не все, могут путать, потому, что не сделан акцент на внешних характеристиках грибов, их отличиях и сходствах.

        В любом случае информацию, которую получают дети носит фрагментарный, неструктурированный характер. Связано это с тем, что нет системы подачи изучаемого материала взрослыми при недостаточном развитии когнитивных процессов и речевых возможностей у детей. В итоге, это приводит к тому, что дети неуверенно и слабо оперируют имеющимися знаниями или вовсе теряются от достаточно простых вопросов.

        Наша задача уточнить и систематизировать представления детей о лесе, грибах, ягодах. Обогатить и актуализировать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными. Мотивировать дошкольников свободно использовать лексику при составлении рассказов описаний. Строить развернутые ответы, опираясь на план в описании ягоды, гриба. Кроме того, на занятии в играх и упражнениях мы одновременно отрабатываем ту или иную грамматическую категорию (относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции, согласование числительных с существительными). Такой подход позволяет не только обобщить знания детей о грибах и ягодах, но и отличать внешний вид одной ягоды от другой, одного гриба от другого, знать их названия и четко соотносить с изображением. Уметь рассказывать, подмечая важные особенности и одновременно, совершенствуя свои грамматические навыки.      

        

Тема: "Грибы, ягоды в лесу".

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и закрепление представлений о грибах и ягодах (внешнем виде, съедобных, несъедобных грибах). Расширение и актуализация словаря по теме «Грибы, ягоды в лесу». Формирование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов:  в, под, у; согласование числительных 1-5 с существительными; образование существительных родительного падежа мн.ч.); образование относительных прилагательных. Совершенствование навыка составления  описательных рассказов с опорой на предметные картинки и план.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи (отработка навыка практического употребления простых распространенных предложений, развитие интонационной выразительности речи). Развитие навыков диалогической речи. Развитие крупной моторики. Координация речи с движением, развитие творческого воображения. Развитие словесно-логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развитие зрительного, слухового внимания и восприятия. Развитие межмодального синтеза и запоминания.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативных навыков.

Оборудование:  Сюжетная картинка "Лес", предметные картинки с изображениями ягод, грибов; муляжи грибов; игрушка би-ба-бо Незнайка.

                                           Ход занятия

    I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, вы были в лесу?

Логопед: Вам нравится гулять в лесу?

Логопед: Что растёт в лесу? (Деревья, кустарники, грибы, ягоды).

Логопед: Какие ягоды растут в лесу?

Логопед: Какие грибы растут в лесу?

Логопед: В какое время года собирают ягоды, грибы?

II. Изучение нового материала.

Логопед показывает детям сюжетную картинку с изображением леса и прикрепляет её к доске. Логопед предлагает детям прогуляться по осеннему лесу. Он вместе с детьми подходит к столику в игровом уголке, на котором лежат картинки изображением вниз.

Логопед: Ребята, давайте узнаем, какие ягоды и грибы растут в лесу.

Логопед: Я буду загадывать загадки о грибах и ягодах, а тот, кто отгадает должен найти картинку:

У девчонки-тонконожки

Ярко-красные серёжки,

Под листочек загляни-ка,

Там краснеет …(земляника).

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как петрушка,

Ядовитый … (мухомор). И т.д.

Дети находят картинки и вместе с логопедом уточняют основные характеристики ягод: 1. Цвет ягоды;

                                  2. размер ягоды, форма;

                                  3. вкус (сладкая, кислая, кисло-сладкая);

                                  4. что можно приготовить? (образование относительных прилагательных)

Логопед: Легко ли найти ягоды в лесу?

Логопед: Почему?

Логопед: Где прячутся ягоды? (в траве, под листьями)

Далее дети рассматривают муляжи различных грибов. Логопед предлагает собрать в корзину только съедобные грибы.

Логопед: Как нужно собирать грибы?

Логопед: Что можно приготовить из грибов?

Дети: грибной суп, жаренные грибы и т.д.

III. Динамическая пауза.

                         Подвижная игра «За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе.)

Белочки скакали,

Рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы).

Лисичка бежала,

Лисички собирала. (Бегут, «хвостиком виляют», собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки,

Искали опятки. (Скачут стоя, «срывают» грибы.)

Медведь проходил,

Мухомор раздавил. (Идут косолапо, вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

IV. Закрепление употребления предлогов под, у.

        - Ребята, к нам в группу пришёл Незнайка.

        - Незнайка сказал мне, что лучше ребят разбирается, где растут грибы. Давайте, проверим так это или не так.

        В группе в игровом уголке, в разных местах разложены картинки с изображением деревьев, под ними картинки с изображением грибов.

        - Ребята, как вы думаете, правильно ли Незнайка спрятал грибы под деревья?

        Логопед предлагает детям взять картинку с изображением гриба, назвать его, ответить под каким или у какого дерева растёт этот гриб, а затем положить картинку под соответствующее дерево или рядом с ним.

Например: "Это подосиновик. Подосиновик растёт под осиной".

V. Координация речи с движением. Пальчиковая гимнастика.

        Меж еловых мягких лап (Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола)

        Дождик кап-кап-кап! (Стучат пальцами по столу)

        Где сучок давно засох, (Касаются стола первым и пятым пальцем раскрытых кистей рук.)

        Серый мох, мох, мох. (Поднимают руки над столом, пальцы то складывают вместе, то раскрывают широко)

        Где листок к листку прилип,

        Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочередно всех пальцев левой руки.)

        Кто нашел его, друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его.)

        Это я, я, я!

VI. Согласование числительных от 1-х до 5 с существительными.

        Дидактическая игра «Где ты был?»

        Логопед предлагает детям выбрать любую цифру и гриб. Затем дети встают в круг, а один из детей в центр круга. Дети по заданному образцу спрашивают ведущего: «Где ты был?»

        Ведущий: В лесу.

        Дети: Что ты собрал?

        Ведущий: Я собрал в лесу 5 лисичек.

        Затем ведущий спрашивает у другого ребёнка, тот становится ведущим, встаёт в центр круга и игра продолжается.

VII. Итог занятия.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на тему: “Все профессии хороши, все профессии нужны” .

Конспект логопедического занятия с  детьми старшего дошкольного возраста с  фонетическим недоразвитием речи на тему:“Все профессии хороши, все профессии нужны” ....

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Программа коррекционной работы – это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...