Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Митрошина Иляна Григорьевна

выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:Организовать коррекционно-развивающую деятельность детей, направленную на развитие фонематического восприятия, а именно развитие умений звуко-слогового анализа слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- закреплятьпредставления  понятия«гласный», «согласный твердый» звуки;

-  упражнять в звуковом анализе слова с выкладыванием схемы;

- закреплять умение определять количество слогов в слове;

- уточнить и активизировать  словарь по теме « Зима»;

- формировать умения  образовывать качественные прилагательные.

Коррекционно – развивающая:

- развивать речевое дыхание;

- развивать общую моторику, координацию движения.

- развивать внимание, память.

Коррекционно-воспитательная:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- воспитание у детей умения выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением

Предварительная совместная работа учителя-логопеда и воспитателя:

Беседа с детьми о признаках зимы:

1) Земля покрыта снегом, а реки и озера – льдом.

 2) Стало холодно, на улице мороз.

 3) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

 4) Ночи стоят длинные, а дни  – короткие.

 5) Люди  надели теплую зимнюю одежду.

 6) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки

Чтение рассказов Г.Скребицкий «Художник Зима»  («Четыре художника»),  стихотворений о зиме И. Никитин. «Встреча зимы», А.С.Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.), И.Суриков «Зима», Г. Ладонщиков «Наши друзья», отгадывание загадок

Игры на развитие фонематического слуха у детей: «Поймай звук», «Незнайкины ошибки», «Слушай, не зевай – звуки повторяй», «Магазин», « Звук заблудился», «Доскажи словечко», «Путаница», «Маша и Миша», «Определи самое длинное и короткое слово», « Дятел», «Сигнальщики», «Подарки друзьям», «Цепочка слов», «Найди свой домик».

Оборудование:

Экран, проектор, снежинки, силуэт елки, бумажные елочные шары с наклеенными предметнымикартинками  с изображением слов: ком, зима, мороз, горка, сосульки, снежинка, снег, лед, снеговик, сюжетные картинки «Зимние забавы», снежок, сказочный ларец, угощение.

Ход занятия:

I  Организационный момент

Л:  Доброе утро,

Улыбнитесь скорее

И тогда весьдень сегодня

Будет веселее!

Л:С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Стали белыми дома

Значит, к нам пришла... (зима)Слайд на экране

Посмотрите, ай, да зимушка –зима,

До чего же хороша!

Любят зиму ребятишки?

Да!

И девчонки и мальчишки?

Да!

 

Голос:  Кто меня позвал? Я, Зимушка – Зима!  Но не  все могут меня увидеть, а только самые смелые, добрые  и  находчивые ребята. Хотите встретиться со мной? Как только справитесь с заданиями  моих помощниц- снежинок, я сразу появлюсь!

II Основная часть

Фонетическая ритмика. Звук [у] слайд «Ветер»

Звучит вой  ветра.

- Послушайте, ребята, что это?

- Это ветер.

- Верно. Только ветер этот не простой. Это зимний ветер. А какой зимой ветер?

- Холодный, колючий, северный...

Зимний ветер северный

Дует за окном.

Вместе с ветром северным

Песенку споем: -«У-у-у»

- Как я произнесла этот звук?(Логопед рукой формирует губы “трубочкой”  и тянет звук)  - Дети повторяют.

-  Давайте руки положим  на живот, сделаем вдох через нос, на выдохе снова подуем: «УУУ»  и еще раз, плечи не поднимаем, животик надуваем.

Садитесь, пожалуйста, на стульчики.

-А вот и помощницы Зимушки –Зимы.(Снежинки на экране 6 шт.). Снежинка «вылетает» из экрана со звуком. Логопед берёт бумажную снежинку и говорит задание.

1 Первая снежинка –

-Назовите звук, который повторяется в словах КОМ, ЗИМА, МОРОЗ

- Скажите, пожалуйста, какой это звук?

Дети отвечают с помощью наводящих вопросов логопеда.

-Каким цветом будем обозначать звук [М]?

Звук вы дети все поймали

Ну, а слог не называли

Слушайте слоги внимательно

И повторяйте старательно!

МА-МО-МУ           МЭ-МА-МЫ

МУ-МО-МА           МЫ-МА-МО

МО-МА-МЭ           МО-МО-МУ

МЭ-МО-МУ           МО-МА-МА

Появляется первый пазл картинки Зимы

2 Вторая снежинка

Снег сжимаю в рукавицах,
Тороплюсь слепить комок;
Не успеешь отклониться –
Полетит в тебя? ( снежок )

Динамическая пауза. Подвижная игра с элементами фонетической ритмики “Снежки”

-    1, 2, 3, 4 –

        Мы с тобой снежок слепили.        («лепят» снежок)

        Круглый,                                       (пальцы соединены, изображают круг)

        Крепкий,                                       (сжимают ладошки)

        Очень гладкий,                            (гладят ладошки друг о друга)

        И совсем-совсем не сладкий!     (грозят пальчиком)

        Раз – подбросим!                         (подбрасывающие движения руками)

        Два – поймаем!                            («ловят»)

        Три – уроним и сломаем!            («бросают» «снежок» на пол,

                                                                 топчут ногами)

Появляется второй пазл Зимы

3 третья снежинкаЗвуковой анализ слова КОМ

(каждыйответ ребёнка сопровождается картинкой на экране)

Ребята, скажите, как называется очень большой снежок?

Слайд «Снежный ком»

Л.: Назовите первый звук в слове «КККОМ»

Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?

Каким цветом обозначаем?

Назовите второй звук в слове «КОООМ»

Назовите третий звук в слове «КОМММ»

Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?

Твердый или мягкий?

Каким цветом обозначаем?

Сколько звуков в слове КОМ

Сколько слогов в слове ком?

Появляется третий фрагмент Зимы

4 Четвертая снежинка «Наряди елочку»

Л.: Ребята, скоро праздник Новый год, а наша елочка не наряженная. Давайте развесим на елке новогодние игрушки. На каждом шарике есть картинка слова. На нижний ярус нашей елочки мы повесим слова, в которых 1 слог, на второй ярус слова, в которых 2 слога, и на третий ярус, самый верхний, мы повесим слова, в которых 3 слога.

(Снег, горка, зима, лед, сосулька, снеговик, мороз, снежинка)

Появляется четвертый пазл

5 Физминутка

Наконец пришла зима

Стали белыми дома

Снег на улице идёт

Дворник улицу метёт

Мы катаемся на санках

 Пишем на катке круги

Ловко бегаем на лыжах

И играем все в снежки

разводят руки в стороны

складывают руки домиком над головой

движение руками вверх-вниз

имитация

приседают, руки вперед

руки за спину, медленно кружатся

имитация

лепят и бросают снежки

Садятся на стульчики

«Зимние забавы»

- Ребята,скажите, во что можно играть зимой?

 Ответы детей сопровождаются картинками, которые лежат на столе изображением вниз.                                      Появляется пятый пазл

6Шестая снежинкаУпражнение «Какой? Какая?»

-Я брошу снежок и назову слово, а вы подберите слова, отвечающие на вопрос какая?какой?

Зимой холод,значит погода какая? – холодная

Если мороз, значит погода какая? – морозная

Если снег, зима какая? – снежная

Если волшебство, зима какая? – волшебная

Если солнце, день какой? – солнечный

Если ветер, день какой? – ветреный

Если праздник, день какой? – праздничный

Если Новый год, день какой? – новогодний

Все части картинки зимы собраны.

Слайд «Ветер», слайд «Зимушка- Зима»

IIIИтог занятия

Голос:Все ребята – молодцы,

Занимались от души!

Вы снежинки мне верните,

 И что делали, скажите!

-Посмотрите на красавицу Зимушку. Давайте вернем её снежинки и вспомним все задания.  (Дети кладут снежинку в ларец и рассказывают, какие задания

- Подул зимний северный ветер, и  мы сделали?

- О чем попросила первая снежинка? Назовите звук, который спрятался в словах? Дайте характеристику звука [М]. Звуковую схему какого слова мы составили?

- За что вы любите зимушку-зиму?

Логопед трясет ларец и открывает: Ребята, посмотрите, все снежинки превратились в снежные конфеты! Это вас зимушка-зима угощает за ваше старание. Нам пора прощаться, до свидания!

Конспект

коррекционного занятия с детьми

старшего дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи

по образовательной деятельности «Речевое развитие»

«Зимушка – Зима»

Автор-составитель:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Митрошина Иляна Григорьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Я решила апробировать методику, которая позволила бы решать не только общие, но и специфические коррекционные задачи (коррекция речи, психических процессов и познавательной деятельности). Кроме того, ...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ряховская Д.Р. к.п.н., учитель-логопед высшей квалификационной категории

Дети очень любят гулять и обращают внимание только на то, что попадает в поле их зрения. Прогуливаясь в лесу, конечно взрослые стараются рассказать своим детям о растущих ягодах, съедобных и несъедобн...

"Использование информационно-компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Использование наглядных пособий, дидактических игр, ин...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]. В гостях у Карамельки»

Конспект логопедического занятия  с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи по развитию фонетико-фонематических функций по теме: «Звук [К]...