Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, III уровень речевого развития) «Юные помощники Барбоскиных»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: закрепление речевых навыков детей через расширение представлений о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знания детей о составе семьи.
- Формировать умение употреблять существительные в форме множественного числа родительного падежа.
- Закреплять навыки согласования существительных с числительными
«один», «одна» в роде.
- Тренировать умение делить слова на слоги и определять их количество.
- Совершенствовать навыки правильного подбора слов-антонимов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать концентрацию внимания.
- Способствовать развитию общего праксиса.
- Развивать эмоциональный интеллект.
Воспитательные:
- Приобщать детей к семейным ценностям, воспитывать любовь к своей семье.
- Воспитывать желание помогать ближнему.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 956.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ужурский детский сад №4 «Искорка»
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматических категорий
у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, III уровень речевого развития)
«Юные помощники Барбоскиных»
На тему: «Моя семья»
Подготовила:
учитель-логопед
А.Н. Кожемякина
г. Ужур, 2025
Цель: закрепление речевых навыков детей через расширение представлений о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закреплять знания детей о составе семьи.
- Формировать умение употреблять существительные в форме множественного числа родительного падежа.
- Закреплять навыки согласования существительных с числительными
«один», «одна» в роде.
- Тренировать умение делить слова на слоги и определять их количество.
- Совершенствовать навыки правильного подбора слов-антонимов.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать концентрацию внимания.
- Способствовать развитию общего праксиса.
- Развивать эмоциональный интеллект.
Воспитательные:
- Приобщать детей к семейным ценностям, воспитывать любовь к своей семье.
- Воспитывать желание помогать ближнему.
Оборудование: интерактивная доска для демонстрации презентации, устройство для проигрывания аудиофайлов, магнитная доска, контейнеры с водой, подкрашенной гуашью, карточки с изображением фруктов по типу один - много, стаканы прозрачные по количеству детей, изображение шкафа с четырьмя полками, изображение бытовых приборов с различным количеством слогов (фен, чайник, компьютер, телевизор), аудиофайлы со звучанием данных бытовых приборов, запись логоритмического упражнения «Делай так» (О.А. Тарасова), рабочие листы с изображением слов-антонимов, поощрения для детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Петровна, а как вас зовут? Вы смотрели когда-нибудь мультфильм про Барбоскиных? (Ответы детей, если кто-то из детей не смотрел мультфильм, то педагог поясняет, что это мультсериал про семью собак, с которыми происходят различные забавные события).
Логопед: Сегодня мне поступило сообщение от младшего щенка Малыша, ему нужна помощь, но сама я не справлюсь. Посмотрите, что он прислал.
Включается видеозапись:
Малыш: Здравствуйте, ребята. У меня скоро День рождения, и я хотел бы отметить его весело. Но боюсь, что моя семья не успеет подготовиться. Помогите моим родным закончить домашние дела и устроить праздник.
Логопед: Посмотрите, какое настроение у Малыша? (Ответы детей) Я согласна с вами, Малыш выглядит немного грустным, предлагаю помочь его родным справиться с домашними делами и устроить настоящий праздник! Интересно, какая у него семья?
Слайд с изображением семьи Барбоскиных.
Беседа.
Логопед: Посмотрите, какая большая семья у Барбоскиных. Кто есть у Малыша? (ответы детей: мама, папа, сестры Лиза и Роза, братья Гена и Дружок, дедушка). А кто еще может быть в семье? (Ответы детей)
Логопед обращается к детям с просьбой рассказать, какие члены семьи есть у них.
Логопед: Спасибо, ребята, что рассказали про свои семьи, это замечательно, что у вас есть такие родственники.
Логопед: Малыш попросил помочь его родным, какая же помощь нужна Барбоскиным?
«Найди фрукты»
Слайд с изображением мамы, фруктов и контейнера с водой.
Логопед: Мама решила приготовить угощения для праздника и купила фрукты.
Что нужно сделать с фруктами перед подачей на стол? (ответы детей) Поможем маме, ведь у нас как раз есть такие же контейнеры на столах.
Дети подходят к столу, на котором стоят контейнеры с голубой водой и рядом располагаются стаканы.
Логопед: Что у нас есть? (ответы детей), а где же фрукты? (догадки детей) Может быть они уже в воде, но мы их не видим? Для чего же тогда стакан? (размышления детей)
В это время логопед нечаянно опускает стакан в воду и на дне стакана появляется изображение фрукта. Логопед привлекает внимание детей к этому, предлагает каждому ребенку взять стакан и поискать, что находится на дне контейнера. При этом составить предложения:
-У меня много апельсинов и одна груша,
-У меня много бананов и один апельсин,
-У меня много груш и один банан.
Логопед: Отлично, ребята. Вы помогли маме: нашли и вымыли все фрукты. Кому же еще нужна наша помощь?
«Наведи порядок в шкафу»
Слайд с изображением папы, шкафа, и подсказок-символов, обозначающих слушание, хлопанье, счёт.
Логопед: Папе необходимо навести порядок в шкафу и расставить по полочкам бытовые приборы. Но папа не знает, где они должны стоять. Поэтому мама оставила ему подсказки (рассматриваем подсказки). Что сначала нужно сделать? (Послушать). А затем? (Похлопать). А потом? (Посчитать). А вот как раз и тот самый шкаф!
Дети подходят к шкафу, расположенному на магнитной доске, рядом лежат изображения бытовых приборов. Детям включается звук бытового прибора, после чего логопед предлагает отхлопать слоговую структуру слова.
Логопед: Вы помните, что все слова состоят из маленьких частей – слогов? Чтобы узнать сколько слогов в слове, ему нужно похлопать. Приготовим ладошки, будем хлопать и считать.
После этого детям предлагается поместить прибор на полку, которая соответствует количеству слогов. Задание повторяется со всеми предметами.
Логопед: Молодцы, ребята, теперь все приборы на своих местах.
Неожиданно раздается звук музыки.
Логопед: Что это за музыка? Это Дружок хочет с вами повеселиться!
Логоритмическое упражнение «Делай так».
Логопед показывает движения на переключение позы, дети повторяют.
Логопед: Замечательно повеселились! Кому еще мы можем помочь?
«Подбери пару»
Слайд с изображением Розы и тетради с домашним заданием.
Логопед: Роза не может выполнить домашнее задание. Посмотрим поближе, что ей задали.
Дети садятся за столы, на которых лежат рабочие листы с картинками-антонимами.
Логопед: Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (догадки детей). Роза не может подобрать слова наоборот. Кто нарисован в верхнем углу? (девочка) Какое у нее настроение? (грустное) Значит про девочку можно сказать, что она грустная. А как сказать наоборот? (веселая) Соединяйте эти две картинки.
Так прорабатываются остальные антонимы: мокрый – сухой, молодой
– пожилой (старый), грязный – чистый.
Логопед: Молодцы, ребята, вы помогли Розе с ее домашним заданием!
Интересно, еще кому-то нужна помощь?
Дети возвращаются к интерактивной доске.
Итог.
Включается видеозапись.
Малыш: Спасибо, ребята. Вы помогли моей семье справиться с домашними делами. И теперь мой праздник состоится!
Логопед: Как вы думаете, настроение у Малыша изменилось? Я уверена, что у Барбоскиных был замечательный праздник. За то, что вы помогли Малышу, он передал вам на память небольшие подарки.
Детям вручаются сувениры.
Логопед: Ребята, какое задание было самым сложным? А какое самым легким (Ответы детей). Спасибо за вашу помощь. До свидания!
Приложение.
- Беседа.
- Игра «Найди фрукты»
- Подсказки к заданию по слоговой структуре.
- Игра «Подбери пару»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...

Конспект коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по образовательной деятельности «Речевое развитие» «Зимушка – Зима»
выполняя задания снежинок, дети собирают пазл с изображением Зимы, которая появляется в конце занятия и дарит ларец с конфетами....
Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических к...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»
Мастер-класс «Формирование и обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через дидактические игры»...

Опыт "Использование народных игр Белгородской области как средства формирования доброжелательных взаимоотношений в коллективе детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (заикание) "
В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоят...





