Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических категорий с помощью предлогов. Система составлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем её недоразвитии. Работа рассчитана на
взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grammaticheskih_kategoriy.docx | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, грамматически правильно их оформляя.
Другая же картина наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР) у детей. В грамматическом строе преобладают ошибки:
- в употреблении различных предлогов;
- согласовании всех частей речи;
- построении развернутых предложений;
- в словообразовании;
- в словоизменении.
В старшей группе компенсирующей направленности нашего детского сада после обследования речи на начальном этапе коррекционной работы были поставлены задачи на перспективу:
- учить детей употреблять существительные единственного и множественного числа в различных падежах;
- учить употреблять в речи различные предлоги;
- учить правильно согласовывать все части речи при построении сложных предложений;
- развивать навыки словообразования и словоизменения.
Для решения данных задач была составлена система занятий. Последовательность в изучении грамматических категорий не случайна. Она установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем её недоразвитии. Мы создали серию наглядного материала для коррекции грамматического строя речи.
Ребёнку в дошкольном возрасте не объяснить, что такое «падеж» и «предлог», но нужно научить его активно использовать падежи в речи с использованием предлогов. Система, представленная ниже, помогла научить детей правильно использовать падежные конструкции.
Система занятий по усвоению грамматических категорий с помощью предлогов
Месяц | Тема занятия | Количество занятий |
Сентябрь | Именительный падеж множественного числа имен существительных | 2 |
Октябрь | Предлоги В, НА, ПОД | 2 |
Преобразование ед. числа имен существительных во мн. ч. | 2 | |
Ноябрь | Дательный падеж существительных в единственном числе | 2 |
Предлоги В, ИЗ | 2 | |
Декабрь | Дательный падеж мн. ч. существительных | 2 |
Предлоги К, ОТ | 2 | |
Преобразование ед. ч. существительных во мн. | 1 | |
Январь | Творительный падеж имен существительных в ед. и мн. числе | 2 |
Предлог С/СО | 2 | |
Февраль | Предложный падеж ед.числа имен существительных | 2 |
Предлог ИЗ–ПОД | 2 | |
Март | Предложный падеж мн. числа существительных | 2 |
Предлог ИЗ-ЗА | 2 | |
Апрель | Родительный падеж существительных в ед. числе | 2 |
Предлог НАД | 2 | |
Май | Родительный падеж существительных во мн. числе | 2 |
Преобразование ед. числа существительных во мн. | 2 |
Ожидаемые результаты.
Предполагаем, что составленная система занятий по усвоению грамматических категорий с помощью предлогов будет способствовать качественной реализации поставленных задач. В речи детей заметно снизится количество лексико-грамматических ошибок. У детей появится опыт сознательного анализа языкового материала.
Работа по устранению аграмматизмов у детей рассчитана на всех участников образовательного процесса, что поможет организовать действенную взаимосвязь специалистов ДОУ и семьи в коррекции речи детей.
МОДЕЛЬ
взаимодействия субъектов образовательного процесса