«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
консультация по логопедии (старшая группа)

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5osoben_formirov_slovarn_zapasa.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Особенности формирования  словарного запаса

у детей с тяжелыми нарушениями речи

старшего дошкольного возраста»

       Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в формировании правильной речи  дошкольников.

Различают два вида словаря – активный  и пассивный.

В активный словарь включаются те слова, которые используются человеком для составления собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из слов, которые воспринимаются человеком при восприятии чужого высказывания.

Каждый из этих словарей может быть охарактеризован по двум параметрам количественному (объем) и качественному (смысловое содержание). 

Объем словарного запаса зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания.

  Одной из выраженных особенностей речи детей с  тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен (либо недостаточен), но употребление слов в речи серьезно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в незнании слов, обозначающих:

  • различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.);
  • названия животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т.д.);
  • различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер);
  • предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья);
  • ягод;
  • цветов;
  • инструментов, или в  неточном их произнесении.  

В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия (делает, готовит, идет). Трудно усваиваются слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета (цвета, формы и размеры предметов). Слова и понимаются, и употребляются неточно, значение их неправомерно расширяется, или, напротив, оно понимается слишком узко. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например,  наливает суп – льет суп. Навыками словообразования они практически не владеют.

Анализ детских высказываний и их сравнение с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии, убедительно показывает наличие резко выраженных тяжелых нарушений речи. Дети  пользуются только простыми предложениями.

Анализ словарного запаса детей с ТНР позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни – дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки – завязывать чтобы; шланг – пожар гасить, продавец – тетя вешает яблоки.

В словаре детей мало обобщенных понятий, в основном, это игрушки, посуда, одежда, редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой – маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Таким образом, речь детей с таким словарным запасом может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок оценочных и поощрительных суждений со стороны специалистов и родителей.

Вне специального внимания к их речи, эти дети малоактивны, редко являются инициаторами общения, обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают комментированием игровые ситуации.

Формирование лексического запаса также имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.

Поэтому пример родителей чрезвычайно важен для ребенка, который подражает близким людям, иногда точно копируя даже интонации. А значит, родители должны особенно тщательно следить за своей речью. Правильно называя то, что видят и слышат, дети познают окружающую действительность, удовлетворяя свою любознательность в разговорах с взрослыми.

Расширение словаря детей осуществляется не только посредством механического заучивания новых слов. Родители должны помочь ребенку понять смысловое значение слова, научить его пользоваться словом в общении с окружающими.

Наиболее доступной и эффективной формой развития речи ребенка является беседа. В процессе беседы с взрослыми дети узнают много нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся логично выражать свои мысли, регулировать громкость и тон голоса. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, или слов, вышедших из употребления.

Чем богаче и разнообразнее словарь  родителей, тем больше слов могут усвоить дети!

В качестве недостатков словаря взрослого можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки»), неуместное использование звукоподражательных слов. Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи взрослого

Одним словом, достаточный уровень сформированности лексической (словарной) системы языка является одной из важнейших предпосылок овладения навыками чтения, письма и счёта, что необходимо для успешного освоения школьной программы.

Литература:

1. Шестакова Н. В. Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 13. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56174.htm.

2. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи./ Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.   М., 1987.      

3.  Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи)/ Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений

laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми.  В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми,...

"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий  детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических к...

Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....