Главные вкладки

    Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
    методическая разработка (старшая группа)

    Рукгабер Татьяна Александровна

    С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми.  В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка. [6]

    Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с ТНР уровень общения снижен. Это приводит к возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность, ограничивая свободное общение, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.

    Старшие дошкольники с ТНР затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о необходимости использовать в работе с детьми разные приёмы для активизации речевой активности у детей с ТНР, которые применяются в организованной образовательной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 22112018.docx23.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 122 «Кораблик»

    Формирование культуры общения у детей

    старшего дошкольного возраста

    с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                   Воспитатель: Рукгабер Т.А.

    Курган, 2018

    С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми.  В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка. [6]

    Ю. Ф. Гаркуша, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с ТНР уровень общения снижен. Это приводит к возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность, ограничивая свободное общение, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.

    Старшие дошкольники с ТНР затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о необходимости использовать в работе с детьми разные приёмы для активизации речевой активности у детей с ТНР, которые применяются в организованной образовательной деятельности.

    Цель: Формирование культуры общения со взрослыми и сверстниками, развитие коммуникативных качеств и социальной активности старших дошкольников с ТНР.

    Задачи:

    1. Учить детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

    2. Обогащать языковые средства (пополнение словарного запаса, формирование словообразовательных навыков).

    3. Расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

    4. Формировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

    5. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого.

    6. Воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях

    В старшем дошкольном возрасте основным фактором развития речи является общение со взрослыми и сверстниками, которое осуществляется через  организованные словесные игры, непосредственно-образовательную деятельность.

    Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются:

    - подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры;

    - драматизации;

    - логопедическая ритмика, действия под музыку;

    - проблемные ситуации;

    - комментированное рисование;

    - психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);

    - введение игровых персонажей;

    - постановка вопроса;

    - подстановка недостающего слова;

    - подбор синонимов и антонимов;

    - развитие невербальных средств и другие. [2]

    Общение между детьми носит в основном ситуативно-деловой характер. Диалог - вид речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. А.Г. Арушанова утверждает, что особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. [2]

    В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание. Существует множество народных игр, в которыхдети учатся обращать внимание друг на друга, узнавать друзей по голосу,замечать детали внешнего вида, устанавливать речевой контакт. По такому принципу устроены игры «Фанты», «Угадай, кто это», «Краски» и др.

    Важным средством развития диалога являются коллективные разговоры, беседы. Их необходимо организовывать с небольшими подгруппами детей, чтобы каждый ребенок имел возможность высказаться и быть услышанным. Темой таких разговоров могут быть события из личного опыта, интересные случаи из жизни, неожиданные встречи в природе, разнообразные воображаемые проблемные ситуации (можно ли открывать дверь постороннему и почему; почему нельзя убегать от собаки, когда она лает; какие правила безопасности необходимо соблюдать на воде, на солнце, в лесу и почему). [4]

    Прекрасным средством налаживания диалогического общения являются настольно-печатные игры («Лото», «Домино», «Деревянная башня» и др.). Именно в играх парами дети учатся способам диалогического взаимодействия: соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером, умение ладить со сверстниками во время игры, организовывать игру. В качестве познавательной основы таких игр могут выступать все типы речевых заданий: на подбор слов с заданным звуком, дифференцировку близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков, классификацию обобщающих наименований, совместное рассказывание по серии картин («Найди звук», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний») [7]

    В дидактических играх дети учатся также объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим детям. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.

    В сюжетно-ролевой игре идет развитие воображения, фантазии, творчества, коммуникативных навыков; закрепление представлений о социальной роли, расширение и обобщение социального опыта; формирование умения переносить усвоенный социальный опыт в игру и через игру приобретать новый опыт. Старшие дошкольники проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, сочинению историй, рассказам на темы из личного опыта. Взрослый поддерживает детскую инициативу, задавая наводящие и уточняющие вопросы, выражая свою заинтересованность, создавая выразительные образы игры и ситуации (из наборов игрушек, картинок, персонажей кукольного театра, организуя пространство повествования на ширме, макете, столе). [1]

    Особенно важно обеспечить условия для ролевых, театрализованных и режиссерских игр, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, а также между детьми и взрослыми в детском саду и семье. Для развития у детей интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной действительности; раскрытия способностей и талантов, заложенных природой в каждом ребенке; выработки нравственных привычек; умения быть вежливым, доброжелательным; развития готовности, заинтересованного отношения к школьному обучению, рекомендуем посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий. [5]

    Формирование гендерных и гражданских чувств – это продолжение работы по самопознанию и саморазвитию. В старшем дошкольном возрасте у детей с ТНР необходимо углубить знания  о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитать в мальчиках уважительное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь, а у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности, порядку (беседы, проблемные ситуации, дидактическая игра «Из чего мы сделаны»). [3]

    Социальное развитие невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, включаться в совместные со взрослыми трудовые действия. Помощь воспитателю в подготовке к продуктивной деятельности, привлечение к уборке участка группы, уходу за цветами в цветнике и центре природы также сопровождаем приемами активизации речевого общения: подбор синонимов и антонимов; введение игровых персонажей. Стремимся максимально активизировать общение детей друг с другом при изготовлении поделок для украшения интерьера группы и подарков для родных и друзей. Необходимо поддерживать у ребенка стремление выполнять просьбы взрослого, других детей, откликаться на их предложения. [6]

    Таким образом, общительность, умение взаимодействовать с окружающими людьми являются необходимыми качествами для самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Для успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР по данной проблеме необходимо использовать творческий потенциал ребенка, опираясь на его природные способности, насыщая все время пребывания ребенка в детском саду общением со взрослыми и сверстниками.

    Список литературы:

    1. Аржанова А.И. Проблемы детской общительности и коллективной игры в системе психологии //Психология и педагогика игры дошкольника. -М.: Просвещение, 2004 г. - С. 205-212.

    2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272

    3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

    4. Григорьева Т.Г Основы конструктивного общения. Практикум. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 2007. - 116 с.

    5.Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»,2011. – 80с.

    6. Нищева Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя логопеда: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

    7. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

    Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

    Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

    Формирование и актуализация словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Работа над словарем детей происходит постоянно, путем объяснения  всех действий ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем – либо во всех видах детской деятель...

    Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию представлений о форме у детей среднего и старшего дошкольного восраста с ТНР...

    «Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

    laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

    Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

    Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...