Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лаврентьева Оксана Викторовна

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены и требуют системного развития в дошкольном детстве.

Дети,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование пространственно-временных представлений у детей

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

2 слайд

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. 

3 слайд

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

4 слайд

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. 

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий — узкий»«толстый — тонкий».                                                                                                     Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький» («широкая река — большая река»«тонкий стебелек — маленький стебелек»).

Часто у них наблюдается запаздывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв, в норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима — лето»«день — ночь», ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна — осень»«вечер — утро», возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают — птицы улетают»«день прибывает — день убывает»«солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение.

Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола «Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра», и употребление глагола совершенного и несовершенного вида «Я делал домашнюю работу — Я сделал домашнюю работу».

5 слайд (Этапы развития)

Первым шагом должна стать маркировка правой руки с помощью часов, браслета, резинки и т. п. Тогда ребенок узнает: «справа» - это «там, где браслет». Таким образом, ребенку дается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством - ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела и только потом превращается в абстрактные пространственные представления. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на ребенке постоянно. Лев-лево!

6 слайд (игры и упражнения)

Итак, на первом этапе мы учим детей ориентироваться в схеме собственного тела.

«Выше-ниже».

Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый, не забывая о маркерах, находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка, «ниже всего» (ноги, стопы, «выше, чем.»«ниже, чем.». Затем ребенок повторяет все это без зеркала и, наконец, с закрытыми глазами. Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки, рук (плечо, локоть, ладонь, пальцы, тела (шея, плечи, грудь, спина, живот, ног (колено, стопа, пятка)относительно друг друга.

«Спереди-сзади».

Глядя в зеркало и ощупывая части тела спереди, ребенок называет их (нос, грудь, бровь и т. д., аналогично сзади (затылок, спина, пятки и т. д.). Затем с закрытыми глазами он по инструкции последовательно дотрагивается до передней (задней) поверхности своего тела и называет соответствующие части тела.

«Дальше-ближе».

Ребенку предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем.»«дальше, чем.».

На следующем этапе мы учим детей определять направление в пространстве относительно своего тела

«Движения в одном направлении».

Предложите ребенку вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено и т. д. Так же отрабатываются другие направления: слева, сверху, снизу, спереди и сзади.

«Будь внимательным».

Для этой игры понадобится большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырех сторон - игроки. Игрок командует водящему«Направо!». Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует«Направо! Налево! Вперед! Назад!». Если играющих не хватает, то водящий ударяет мячом об пол с нужной стороны от себя и поворачивается, а следующую команду дает кто-либо из играющих (по договоренности).

7 слайд ВИДЕО

8 слайд

«Кто где?» (определяют местоположение каждого ребенка относительно себя)

«Стоп!»

Дети под музыку двигаются по группе, музыка останавливается, дети замирают. Логопед спрашивает: «Даша, кто (что) справа (слева) от тебя?»; «Кто дальше всех от тебя?», «Кто стоит рядом (сзади, впереди)?».

«Робот»

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)». И т. д. Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идет не вперед, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивает не направо, а налево. И т. д.

«Моя комната» (располагают предметы мебели по заданию или определяют, где находится каждый предмет мебели относительно друг друга).

9 слайд

После того как дети научатся ориентироваться в пространстве относительно себя, можно переходить к ориентации себя относительно других объектов и других объектов относительно друг друга.

«Собираем урожай»/ «Магазин»

Разложите перед ребенком ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать, например, только те овощи, которые лежат «правее, чем капуста»«левее, чем морковь».

«Капризный фотограф»

(Фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенок) надо рассадить зверей: лису - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т. д. Более сложная задача выполняется по двухступенчатой инструкции«Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы». Модификация задания: ребенок сам говорит«Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем кто-то из детей становится фотографом, он дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

10 слайд  ВИДЕО

11 слайд

Знакомство со схемой тела человека, стоящего напротив, всегда вызывает у детей значительные затруднения и нуждается в тщательной проработке.

Необходимо на практике убедить детей, что у человека, стоящего напротив, «все наоборот»«Право - где у меня лево, а лево - где право». А. В.Семенович предлагает это делать следующим образом:

• Двое детей, стоящих друг за другом, берутся за правые руки и убеждаются, что у обоих правая рука с одной и той же стороны. Затем, не разнимая рук, они поворачиваются лицом друг к другу и убеждаются, что правые руки находятся наперекрест.

• Ребенок, стоя в колонне спиной к остальным, поднимает правую руку; остальные поднимают свою правую руку и убеждаются, что он сделал это правильно. Не опуская руки, ребенок поворачивается лицом к остальным. Дети, сопоставив положение его поднятой руки с положением своих рук, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у стоящих напротив друг друга.

«Моя рука, твоя рука».

Ребенок, стоя лицом к педагогу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Потом надо поменяться ролями: инструкцию дает ребенок.

«Правильное зеркало».

Стоя или сидя напротив друг друга, вы отрабатываете схему «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую -влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе и от себя будут идентичными.

«Неправильное зеркало»

И. п. то же, но инструкция изменяется: «То, что я буду делать левой рукой, ты делаешь своей левой рукой (оба поднимают левые руки, а то, что я буду делать правой рукой, ты - своей правой (поднимаются правые руки)». Таким образом, если педагог переносит свою правую руку вправо относительно себя, то ребенок тоже переносит свою правую руку вправо относительно себя и т. д.

«Назови часть тела».

Дети стоят лицом друг к другу. Один молча показывает на себе отдельные части тела, а другой называет«Это твое правое колено, это твой левый глаз». И т. д.

12 слайд  ВИДЕО

13 слайд

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход графическим схемам.

«Найди предмет».

Педагог диктует траекторию, по которой нужно найти предмет в комнате или здании. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление планов (группы, спальни, участка и т. д.). Проведите сопоставление листа бумаги с высоким домом, у которого покажите верх, низ, все углы. Потом нарисуйте такой дом на листе бумаги.

«Волшебный квадрат». «Электронная муха»

Предложите ребенку поместить в комнате или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д. Определите, какие углы еще не заполнены. Пусть ребенок сам заполняет их с комментарием, например«Нарисую месяц в правом верхнем углу».

«Покажи направление».

Научите ребенка показывать направление сначала рукой, потом поворотом головы, взглядом в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем - по диагональным направлениям (направо вверх, налево вниз и т. д.).

«Куда указывает стрелка?».

Предложите ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех называемых вами направлениях, и назвать их; аналогично нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-то рисунками или планом

14 слайд 

Предлоги выражают пространственные взаимоотношения двух предметов.

Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляется в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Употребление предлога со значением местонахождения (где, а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда).

Вводится понятие «Маленькое слово» - знакомство с предлогом и его значением.

«Кто, где живет?»

Лиса живет (в норе)

Волк живет …

Собака живет… (лошадь, корова, свинья, белка, заяц и т. д)

«Что в чем?»

В чем варят суп?

В чем носят воду из ручья, колодца?

В чем кипятят чай? И т. д.

«Где, что лежит?»

Где лежит хлеб? (масло, конфеты, салат, мясо, соус, сахар и т. д.

«Где, что растет?»

«Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?»

На елке шишки, под елкой … На елке белка, под елкой …

«Что с чем?»

С чем ведро, если в нем… (вода, молоко, белье, снег и т. д. ?

С чем кастрюля, если в ней (суп, борщ, компот и. т. д. ?

С чем банка, если в ней (мед, капуста, мука, варенье и т. д. ?

С чем батон, если на нем (масло, сыр, варенье, джем, икра и т. д. ?

«Что без чего»?

Стул без (ножки, спинки, сидения).

Кастрюля без (ручки, донышка, стенок, крышки).

Платье без (рукава, воротника, рюшек).

Сапоги без (голенищ, подошвы, замка, шнурков).

Расческа без зубчиков, ручки.

«Игра в неделю»

В игре принимают участие семеро детей. Каждый из них получает «имя» одно из дней недели. Дети стоят друг за другом так, как идут дни недели. «Вторник», скажи, кто идет за тобой? Кто перед тобой? «Среда», кто приходит раньше тебя? А кто позже?

Аналогично проводится игра в части суток, во времена года.

«Из чего делают» (апельсиновый сок, котлеты, борщ и т. д. ?)

«Добавь слова».

Кукла лежит…

Мишка сидит…

Стол стоит. 

Дверь находится …

Полочка висит…

«Исправь ошибки»

Дед в печи, дрова на печи. А как надо сказать? Почему смешно?

Мяч играет с Сашей.

Дорога идет по машине.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несет сумку в капусте.

«Подскажи словечко»

Пчела села … цветок.

… окном растет куст сирени.

Ласточки свили гнездо … крышей.

Посуда на …

Веник под …

Девочка в …

«Скажи наоборот»

Мальчик положил мяч в ящик, а потом его (вынул из ящика)

Девочка налила в ведро воду, а потом …

Машина подъехала к дому, а потом …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...

Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель - формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.Задачи:Формировать количественные представления с учетом веду­щих видов деятельност...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...