Формирование математических представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья

Галина Витальевна Шестакова

Цель - формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

  • Формировать количественные представления с учетом веду­щих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной).
  • Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуж­дать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
  • Развивать наглядно-образное мышление.
  • Расширять активный словарь детей, связанный с математи­ческими представлениями.
  • Учить детей осуществлять счет и различные операции с мно­жествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пре­делах четырех и пяти;
  • Формировать простейшие измерительные навыки: учить из­мерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.
  • обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
  • развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_matematicheskih_predstavleniy.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование математических представлений

у детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель - формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Задачи:

  • Формировать количественные представления с учетом ведущих видов деятельности детей старшего дошкольного возраста (игровой и изобразительной).
  • Учить анализировать, классифицировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и отношения.
  • Развивать наглядно-образное мышление.
  • Расширять активный словарь детей, связанный с математическими представлениями.
  • Учить детей осуществлять счет и различные операции с множествами (пересчет, сравнение, преобразование и др.) в пределах четырех и пяти;
  • Формировать простейшие измерительные навыки: учить измерять, отмерять и сравнивать протяженные, сыпучие и жидкие тела с помощью условной мерки.
  • обогащать представления детей о свойствах предметов (форма, цвет, величина);
  • развивать все компоненты устной речи детей, диалогическую форму речи, монологическую речь, используя наглядные модели.

Принципы коррекционно-развивающей

Одним из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике является принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т.е. развивается личность ребенка в целом. Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Педагог должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей детей.

  1. При применении принципа сознательности и активности обучения используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность детей, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению, переработке учебного материала, его самостоятельному анализу и обобщению и последующему применению.
  2. При использовании принципа наглядности, обычно акцентируются приемы, объединяющие чувственное и рациональное познание. Большое внимание при этом уделяется вербальным средствам. Существенно значение придается не только речи педагога, которая должна быть четкой и немногословной, но и речи самих детей. При работе с наглядными пособиями имеется также в виду коррекция своеобразных черт зрительного восприятия, свойственных детям с отклонениями в интеллектуальном развитии, таких как замедленность, узость, недостаточная активность, слабая дифференцированность.
  3. Реализация принципов научности, систематичности и доступноститребует четкого соответствия между изучаемым материалом и познавательными возможностями детей.
  4. Принцип индивидуального подхода к детям - один из основных принципов коррекционной педагогики. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется в процессе организации как коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы педагог должен опираться на такие показатели:

- характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

- уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

- работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

- уровень самостоятельности и активности;

- отношение к обучению;

- характер познавательных интересов;

- уровень волевого развития.

  1. Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным. Задачи следует делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.
  2. Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяется активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Таким образом, главной задачей обучения элементам математики является развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

Целевые ориентиры.

К концу года дети должны

знать:

  • Различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Уметь:

  • Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину).
  • Считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»
  • Раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду.
  • Сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар).
  • Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
  • Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный – короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий – узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий (одинаковые (равные) по высоте, большой – маленький, одинаковые (равные) по величине.
  • Определять расположение предметов относительно своего тела и направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  • Различать левую и правую руки.
  • Использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года.

Содержание

1. Количество и счет

  • Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • Познакомить с цифрами от 1 до 5.
  • Учить писать цифры по точкам.
  • Учить соотносить цифры с количеством предметов.
  • Учить понимать отношения между числами в пределах 5.
  • Учить отгадывать математические загадки.
  • Учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
  • Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
  • Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

2. Геометрические фигуры

  • Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

3. Величина

  • Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
  • Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
  • Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
  1. Ориентировка во времени
  • Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день,вечер, ночь.
  • Закрепить умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
  • Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
  • Учить различать понятия: быстро, медленно.
  1. Ориентировка в пространстве
  • Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
  • Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.
  • Учить ориентироваться на листе бумаги.
  1. Логические задачи
  • Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез


Информационно-методическое обеспечение

Методическая литература. . Белошистая, А.В. Развитие математических способностей у дошкольников: Вопросы теории и практики [Текст]: учебное пособие. - М: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 352 с.

Белошистая, А.В. Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике в ДОУ [Текст] /А.В. Белошистая // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №3. - С. 12-20.

Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст]: учебное пособие - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; изд-во Союз, 2002. - 479 с.

Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачева, В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] /под ред.Т.Б. Филичевой. - М: Издательство Социал.-полит. журнала, 1994. - 96 с.

Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие: 2-е изд-е. - М: Просвещение, 1973. - 175 с.

Гаврилушкина, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно-отсталых дошкольников [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1985. - 72 с.

Детский сад по методу Тихеевой Е.И. [Текст] /под ред. Е.И. Тихеевой. - М: Госиздат, 1928. - 66 с.

Дети у истоков математики: Спецкурс: методика обучения математике [Текст] / под ред.Т.И. Ерофеевой, В.П. Новиковой. - М: Ассоциация профессионального образования, 1994. - 96 с.

Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников: методическое пособие [Текст] /под ред.Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П.Новиковой. - М: Просвещение, 1992. - 191 с.

Забрамная, С.Д., Боровик, О.В. Психолого-педагогическое обследование детей [Текст]: практическое пособие. - М: Владос, 2003. 31 с.

Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника: образовательная программа: 2-е изд. [Текст] - М: Издательский дом Карапуз, 2001. 303 с.

Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи [Текст]: методическое пособие. - М: Айрисс-Пресс, 2005. - 224 с.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи: Межвузовский сборник научных трудов [Текст] /под ред. И.Б. Беляковой, О.И. Усановой. - М: МГПИ им. В.И. Ленина. - 1987. - 172 с.

Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1992. - 95 с.

Матросова, Т.А. Организация коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст]: методическое пособие. - М: Сфера. - 2005. - 150 с.

Математическое развитие дошкольников: методическое пособие [Текст] / под ред.З.А. Михайловой, Н.И. Поляковой, Р.Л. Непомнящей, А.М. Вербенец. - СПб.: Образование. - 2000. - 205 с.

Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому: методическое пособие [Текст] / под ред. М.В. Богуславской, Г.Б. Корнетова. - М: Владос. - 250 с.

Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1969. - 280 с.

Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1984. - 256 с.

Плеханов, А.О. Овид Декроли и его метод [Текст] / А.О. Плеханов// Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 47-51.

Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методическое пособие / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М: Издательский дом Воспитание

Тарунтаева. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников: 2-е изд-е [Текст]: методическое пособие. - М: Просвещение. - 1980. - 64 с.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: практическое пособие для воспитателей [Текст] / под ред.Р.Л. Березиной, З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящей, А.А. Столяра. - М: Просвещение. - 1988. - 303 с.

Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей. - М: Академия. - 1996. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование диафрагмального дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи»

В данных методических рекомендациях представлены практические специальные упражнения для развития диафрагмального дыхания - диафрагмы и передней стенки живота как основы развития речевого дыхания для ...

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

«Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические пособия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжелыми нарушениями зрения старшего дошкольного возраста»...

Формирование пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью формирования   пространственных и временных  представлений  как важного фактора  общего развития дошкольника и его г...

Формирование пространственно-временных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на р...

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной аппаратуры. (Подготовительная группа).«Город Звукоград»

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по развитию фонетико-фонематических представленийдля детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием СТЕМ технологии и мультимедийной а...