Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по математике на тему

Материал включает в себя рекомендации для педагогов по формированию представлений о форме у детей среднего и старшего дошкольного восраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogo1.docx14.7 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Формирование представлений о форме у детей с тяжелыми нарушениями речи

Роль речевого недоразвития в формировании математических представлений у детей с ОНР, определенные особенности формирования математических представлений при недостаточности деятельностного, речевого и когнитивного компонентов готовности к обучению математике позволяют расширить и углубить представления об особенностях формирования элементарных математических представлений, в частности о форме, у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

Эти представления у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определить форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный  аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идет не на основе выделения существенных признаков, выделении свойств и анализа частей, а с порой на зрительное восприятие.

 Знакомство младших дошкольников с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур. Это в дальнейшем позволит использовать их как эталоны и в познании формы окружающих предметов. Детей учат сначала различать геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат, треугольник), используя приёмы обследования осязательно-двигательным путём, а потом уже называть их. Для развития представлений можно использовать такие задания как: «Назови, что это», «Возьми круг в правую руку», а так же игры «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик» и др.

         Подобные игры и упражнения подбираются и варьируются в зависимости от степени подготовленности детей данной возрастной группы. Также полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, т.е. прятать героев в фигурке, которые  легко можно угадать по форме и величине.

Детей среднего дошкольного возраста, наряду со знакомством с прямоугольником, учат узнавать и называть шар, куб и цилиндр  в ходе игр со строительным материалом. В строительных играх воспитатель многократно называет указанные объемные фигуры, предлагает использовать шар, куб и цилиндр для сооружения различных построек, уточняя  некоторые свойства шара, куба и цилиндра: устойчивость или подвижность, наличие или отсутствие у них углов. Дети учатся называть, какие предметы похожи на круг, прямоугольник, треугольник, шар, цилиндр.

Знание старшими дошкольниками формы позволяет проводить с ними дидактические игры разной степени сложности, например, «Найди по описанию», «Кто больше увидит?», «Подбери по форме», «Назови лишние фигуры» и др.

Воспитатель развивает геометрическую зоркость детей, учит распознавать в окружающих предметах знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр; подбирать предметы одинаковой и разной формы.

Под руководством педагога дети учатся способам классификации фигур, затем самостоятельно выкладывают из геометрических фигур различные узоры и предметы: из треугольников – коврик, из квадратов и кругов – автомобиль, из квадратов и треугольников – лодку и более сложные конструкции. При выполнении классификации многоугольников требуется неоднократно пересчитать углы, сравнить их количество у разных фигур, выбрать фигуры с равным количеством углов, что позволяет закрепить счетные умения и сравнение чисел, применить знания в новой ситуации.

Проходит работа по составлению многоугольников из многоугольников. Например, если соединить прямоугольник и треугольник сторонами, равными по длине, тот получится пятиугольник, если сторонами,  не равными по длине, то – семиугольник. Это позволяет включить уже имеющиеся знания счета, величины и геометрических фигур в новые, измененные, условия, что помогает дифференцировать эти знания, делает их более осмысленными, развивает аналитико-синтетическую деятельность мышления.

Добиться осознанного усвоения учебного материала, коррекции речевого развития возможно только, если будет организована практическая деятельность детей, которую они будут комментировать, объясняя способ выполнения задания под руководством педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...

Содействие семьи в организации развивающей среды для формирования мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи

Материал о проводимой работе с семьёй в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Формирование и актуализация словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа над словарем детей происходит постоянно, путем объяснения  всех действий ребенка, при ответе на вопросы ребенка, при задавании вопросов, рассказе о чем – либо во всех видах детской деятель...

«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».

laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАНИЯ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одной из актуальных и приоритетных форм в реализации междисциплинарного взаимодействия педагогов в дошкольном образовании выступает проектная деятельность. В основе проектной деятельности лежит...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...