"Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
консультация по логопедии (старшая группа)

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, т.к. совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_slovarya.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Белоярский сад «Буратино»

консультация для воспитателей

Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Учитель-логопед: Трофимова Т.В.

В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

Основными признаками общего недоразвития речи являются:

· позднее развитие речи

· скудный словарный запас

· стойкие отступления от грамматической нормы

· дефекты произношения

· нарушение фонематических процессов

Выделяют 4 уровня ОНР. Чаще всего мы работаем с детьми 3 уровня.  Для них характерно появление развёрнутой обиходной речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, у детей отмечается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Дети пользуются всеми частями речи, но в активном словаре наиболее широко представлены существительные и глаголы. Мало прилагательных, (слов, обозначающих качества, признаки предметов), наречий (слов, обозначающих состояния предметов и действий). Дети употребляют только один синоним. Ответы однообразны, типичны. Вместо синонимов дети подбирают: дополнение или объяснение слова-стимула (парк — где качели); семантически близкие слова (улица — дорога); слова-антонимы, иногда повторение исходного слова с частицей «не» (огромный — маленький); слова, близкие по звучанию (здание — сдать). Многие дети допускают ошибки словообразования.. Недостаточный навык практического применения словообразования обедняет пути накопления словарного запаса. Ребёнок затрудняется связно высказываться. Затрудняется в составлении рассказа, пересказа, рассказа по серии картин.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, т.к. совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.  В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Задачи воспитателя по формированию словаря детей.

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов.

В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  

        Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Во всех возрастных группах выделяют 3 направления:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Приёмы развития словаря у детей:

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.

 Экскурсий :

1.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют цель уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его..

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. Этих прием позволяет настроить ребёнка  на необходимость запомнить слова, сохранить в памяти его звуковой образ.

Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Работа воспитателя по формированию словаря осуществляется не только в организованной деятельности, но и в  повседневной жизни

Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что дети нуждаются в постоянном повторении материала.

В течение всего срока пребывания детей в детском саду необходимо регулярно повторять пройденный материал ) словарь, тексты, речевые игры).

Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов (утренней зарядки, умывания, одевания, приема пищи, прогулки, труда и т.д.), а также во время игровой деятельности и целевых прогулок.

В начале от детей требуется лишь правильное выполнение словесных инструкций. Если ребенок ошибается, то его нужно поправить и попросить повторить. По мере овладения речью дети должны комментировать свою деятельность, употребляя прилагательные, предлоги, числительные.

Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, исправляет речь ребенка, если он исказил слоговую структуру слова.

Перечисленные требования к речи детей (комментировать действия, обращаясь с просьбами, проговаривать их) предъявляются постоянно, на всех занятиях, прогулках, режимных моментах.

Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать и т.д.),

На утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года. Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «полдник», «позавтракать», «пообедать»  и т.д. При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого они сделаны. При разговоре о еде спрашивают: «Что ты ешь?», «Из чего сделана котлета? «, «Значит она какая?»

Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды и упражняет в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновый, трикотажный, осенняя, зимняя и т.д. Дети отвечают на вопросы: «Какая шапка? Какое пальто?  Почему так называется?»

Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?», «Машинка какая?»,  «Что ты будешь делать?»

Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий с ними, признаков предметов. Собирая игрушки, воспитатель задает вопросы:»Что ты делал?», «Что ты сделал?»

После ужина, в свободное время (с подгруппой или индивидуально) нудно проводить словесные дидактические игры на закрепление пройденных тем.

Для развития речи надо использовать и те возможности, которые предоставляются во время коллективного труда.. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой и т.д.), употребление предлогов, пространственных понятий («Поставь коробку на стол», «Положи машину на нижнюю полку».

Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящихся недалеко от детского сада. На целевых прогулках рассматриваются дома, дается их описание, при этом закрепляются понятия о частях дома (крыша, стены, окна и т.д.) Можно спросить: «В доме много чего?» (окон, дверей, замков, балконов)

В повседневной жизни для развития речи и речевой активности, коррекция некоторых недостатков огромное значение имеют поручения. Например: «Отбери сломанные карандаши. Скажи, что ты сделал? Отложи книги на ремонт» и т.д.

Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает из высказывания более правильными, грамотными развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.

Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974.

4.Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного обра...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

Расширяем словарный запас у детей старшего дошкольного возраста

Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые ...

План по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Задачи:Создать условия для духовно - нравственного развития детей, способство...

Формирование словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов помогают совместные игры взрослого и ребенка. Предлагаю некоторые игры для активизации активного словаря детей младшего дошкольного возраста....

«Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Данный материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста с нарушениями речи...