Главные вкладки

    Логопедические упражнения для расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Amidavik

    В данной статьи приведена подборка упражнения, позволяющих активзировать, расширить, закрепить речевые возможности детей-дошкольников. Данная статья ориентирована на педагогов в сфере дошкольного образования, а также будет полезна и для родителей, желающих сделаь речь ребенка лучше.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_slovarnogo_zapasa_rebenka.docx17.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Упражнения для развития словарного запаса ребенка

    Игра «Добавь слово»

    Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти. Рекомендуется повторять ее неоднократно.

    «Слово за слово»

    Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: Животные на букву «К». Первый игрок начинает: крокодил. Ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: крокодил, куница. Следующий игрок добавляет свое слово к предыдущим: крокодил, куница, кот. Таким образом играют до тех пор, пока кто-нибудь не собьется. Игровыми темами могут быть: растения, предметы быта, предметы мебели, посуда, названия блюд и т.д.

            

    «Словесное домино»

    Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время – не успевший придумать фразу за определенный промежуток времени выбывает из игры.

    «Признаки слов»

    Ребенку говорят:

    1-й вариант. «Сейчас я буду называть слова, а ты должен рассказать мне, что этот предмет может делать. Например, метель метет, а гром – ?; ветер – ..., а снег – ...; дождь – ..., а солнце... При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает солнце, ведь оно не только светит?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие. Эту же игру можно проводить наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?»

    2-й вариант. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка; такой же круглый, как мяч; такой же желтый, как дыня и .д.т.).

    3-й вариант. «Сравни по вкусу – лимон и мед, лук и яблоко, по цвету – гвоздику и ромашку, грушу и сливу, по прочности – веревку и нитку, камень и глину, по ширине – дорогу и тропинку, речку и ручей, по высоте – куст и дерево, гору и холм».

    «Слова-приятели»

    Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам:

    1-й вариант. Как можно по-другому сказать о печальном человеке? (Грустный, расстроенный.)

    2-й вариант. Каким словом можно заменить слово «конь»? (Врач, лошадь, чашка, пища и т.д.)

    «Четвертый лишний»

    Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему:

    Грустный, печальный, унылый, глубокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

    Крепкий, далекий, прочный, надежный.

    Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.

    «Слова-неприятели»

    Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам. Ему дают задание: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, просторный, мокрый, старший, светлый, враг, верх, проиграть, поднять, зима, завтра, рано, близко, низко, редко, медленно, радостно, темно, сел, взял, нашел, забыл, уронил, насорил, выпрямил, легкий, высокий, больной».

    «Нарисуй слово»

    Ребенку дается задание: «К каждому из названных мною слов сделайте какой-либо рисунок». Примерный перечень слов:

    Грузовик, гнев, веселая игра, наказание, умная кошка, трус, капризный ребенок, хорошая погода, интересная сказка, темный лес, радость, теплый ветер, деньги, день, хороший друг, глухая старушка. После окончания выполнения задания детей по рисункам просят вспомнить, какие слова были названы.

    Задание можно повторять несколько раз в различное время (с разными словами).

    «Составь образ»

    Ребенку дают спички. Взрослый диктует слова, а ребенок должен составить из спичек образ, который это слово вызывает (спички можно ломать). По окончании по созданным образам он должен воспроизвести слова. Возможно использование слов: дом, птица, самолет, коробка, ежик, елочка, кораблик и т.д.

    «Уменьшение»

    Ребенка спрашивают: «Как будет называться маленький предмет?» Пример: «Маленький мяч – это мячик, маленький стол – ..., и так далее».

    «Назови детеныша»

    Взрослый называет взрослое животное или птицу, а ребенок должен назвать детеныша. Игра проводится в быстром темпе.

            

    «Разноцветные слова»

    Ребенку называют какую-либо тему: «Продукты», «Животные», «Птицы», «Плоды» и т.д. Его просят назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Например: Продукты – молочный, кремовый, салатный, кофейный; Минералы – изумрудный, бирюзовый, сапфировый, рубиновый и так далее.

    «Найди слово»

    Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое, – люди, животные, птицы, а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать живые слова, затем – неживые.

    «Смешные слова»

    Играют несколько человек. Ведущий определяет тему, например: только веселые слова. Первый игрок произносит «Смех», второй – «Клоун», третий – «Шутка» и т.д. Играют до тех пор, пока запас слов не иссякнет. Таким образом можно играть в колючие слова, зеленые слова (круглые, холодные, вкусные, твердые и т.д.).

    «Магазин»

    В магазине несколько отделов: «Посуда», «Мебель», «Орудия труда» и т.д. Ребенок подходит к нужному отделу и «покупает» товар. Он получает товар только тогда, когда он правильно формулирует свою просьбу и правильно называет товар.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование слуховых диктантов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения»

    Характерными особенностями внимания у детей с ОНР является нарушения произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучан...

    Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

    Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

    ДОКЛАД по теме: «РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

    Основная цель работы заключалась в повышении речевой уровень детей с помощью дидактической игры....

    "Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

    В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

    Расширяем словарный запас у детей старшего дошкольного возраста

    Ваш ребенок уже многое знает. А всегда ли ему хватает слов, чтобы выразить свои мысли достаточно чётко, красочно описать то, что он видел? Всегда ли ребёнок может объяснить значение тех слов, которые ...