Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Лукина Наталия Сергеевна
Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_lukina.n.s.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей  старшего  дошкольного возраста

      Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по сравнению предметов. Их цель – формирование умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода:

1) предметы для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.);

2) сравнение должно быть плановым, последовательным – от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению;

3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно формулировать ответ и подбирать нужное слово;

4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Таким образом, на основе рассматривания, обследования, сравнения и обобщения предметов у детей постепенно формируется понятийный характер слов.

      Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рассказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.

    Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за воспитателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин. Используя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками .

     Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

      Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на:

1.      употребление детьми наименований предметов и их признаков.

2.      классификацию предметов и их обобщение:

     Особое внимание уделяется семантизации лексики (раскрытию смысловой стороны слова).Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова.

    Смысловая сторона речи развивается и в процессе работы над антонимами. Сначала используются приемы работы с изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

 Мы можем выделить такие приемы работы с синонимами:

·         подбор синонимов к изолированному слову;

·         объяснение выбора слов в синонимическом ряду.

      В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребенка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики. Причем сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные, поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых.

        Дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.

      Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространенной ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям.

      Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы.

     Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста. Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста

Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в буд...

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.

Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает....