Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Иштынгина Елена Владимировна
Значение речи у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в будущем успешно общаться со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_statya_ishtyngina.e.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей  младшего  дошкольного возраста .

    Значение речи  у ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему в будущем успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком, важно беседовать, создавать ситуации, в которых раскроются недочеты понимания и употребления слов ребенком. Большое значение для усвоения словаря имеют сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, повседневная бытовая деятельность располагает весьма ограниченными возможностями для речевой практики детей, основанной на подражании образцам.

С детьми младшего возраста проводятся наблюдения за объектами ближайшего окружения. Организуются прогулки, осмотры помещения. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку. Учитывая особенности возраста, такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка). При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей.

   Образовательная деятельность  с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением. Дети показывают свою групповую комнату новой кукле или вновь пришедшему ребенку. Можно связать осмотр с игрой в поручения: «Кто найдет петушка? Где ты его нашла?» (на кресле). В ходе осмотра кукольного уголка можно предложить детям: «Давайте посмотрим, как живут наши куклы, хорошо ли им, не обижают ли их. Куклу Катю посадим за стол, а куклу Колю посадит на кресло.

     С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки где объектами наблюдения являются  транспорт, улица, труд взрослых. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду (яркое солнечное утро, серый пасмурный день).  При ознакомлении с трудом взрослых обращается внимание на предметы и орудия труда, трудовые действия, собственные действия детей. В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. В младших группах преобладают занятия с образными игрушками, игры-занятия с куклой (встреча новой куклы, купание куклы, одевание куклы на прогулку, укладывание куклы спать).  Занятия с куклой помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания, еды.

      Широко используются дидактические игры с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай игрушку на ощупь». Обычно используют 2–3 игрушки, которые предварительно рассматриваются, в процессе происходит уточнение словаря,  его активизация. В качестве эффективного приема можно использовать  рассказы воспитателя с привлечением детей, которые дополняют  недостающими словами, словосочетанием.

        В обогащении словаря малышей важна роль художественной литературы, сказки, стихи, потешки. Словарь малышей следует обогащать меткими словами и выражениями народной речи: косолапый мишка; петушок – золотой гребешок, зайчик-побегайчик, лягушка-квакушка. Раскрытие значений многозначных слов происходит сначала в конкретных ситуациях: дети слушают звуки дождя, тиканье часов; рассматривают картинки и вместе с воспитателем по его инициативе и образцу называют их, употребляя слово идет (дождь идет, часы идут, девочка идет). Воспитатель выделяет слово голосом. Аналогично проводится работа с другими словами: спинка стула, ребенка; крылья бабочки, самолета и др.

   Упражнения носят игровой характер и требуют повторения одного и того же лексического материала. Не следует перегружать малышей излишним количеством упражнений. Проводить их можно только тогда, когда у детей накоплен достаточный запас слов и когда они начинают более свободно общаться с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы работы по формированию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приемы работы ....

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста...

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.

Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает....