Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии

Селиванова Лариса Константиновна

Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

Словарный запас – это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но, скорее, количество тех слов, которые человек знает.

Различают активный словарь (совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи) и пассивный словарь (совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко.)

В словарном запасе ребенка должны быть представлены все основные части речи:

– имена существительные,
– имена прилагательные,
– глаголы,
– числительные,
– местоимения,
– наречия,
– предлоги,
– сочинительные и подчинительные союзы.

В своей педагогической деятельности использую тематическое планирование (Приложение №1).

Это особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности на протяжении определенного промежутка времени. В нашем дошкольном учреждении этот промежуток составляет одну рабочую неделю.

Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Для этого воспитателю необходимо:

– внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка,
– много говорить самому,
– вовлекать детей на определенную тему,
– помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Для обогащения и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислю наиболее часто используемые:

– речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
– повторение воспитателем нового слова в различном контексте (“Это фарфоровая вазочка”, “Фарфор очень хрупкий”, “Фарфоровые изделия очень красивые”);
– объяснение происхождения (этимология) слова 
молоковоз пододеяльник, черника и т.п.;
– ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?) и размышления (как? зачем? почему?);
– договаривание слов, недосказанных воспитателем (“Так они живут…” (пряники жуют);
– игра “Подскажи словечко” (гриб – грибочек, сын – сыночек, поле – полюшко, хлеб – хлебушко);
– ответы на вопросы: “Что может быть сделано из дерева?” (ложки, лопатка, матрешка), “Что можно сшить?” (платье, пальто, фартук).

Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные и дидактические игры, упражнения:

– с опорой на наглядность: “Вершки-корешки”, “Кто лишний и почему?”, “Что лишнее?”, “Определи на ощупь”, “Что не так?”, “Что изменилось?”,
– словесные дидактические упражнения: “Кто скажет иначе?”, “Кто заметит больше?” (качеств, деталей), “Кто расскажет подробнее?”, “А как наоборот?”;
– составление воспитателем и детьми нелепицы.

В этой возрастной группе особое внимание должно уделяться развитию у будущих школьников желания и умения проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду: разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин и т.п.), экскурсии, просмотр театральных постановок, кинофильмов.

Мною подобран материал по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста для всех возрастных групп в соответствии с тематическим планированием (Приложение №2).



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Тематическое планирование по развитию речи детей дошкольного возраста

Месяц

Неделя

1младшая

группа

2 младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготовительная

к шк. группа

Сентябрь

1

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

Детский сад

2

Игрушки

Игрушки

Игрушки

Игрушки

Игрушки

3

Овощи

Овощи

Овощи

Овощи

Овощи

4

Фрукты

Фрукты

Фрукты

Фрукты

Фрукты

Октябрь

1

Деревья

Деревья

Деревья

Деревья

Деревья

2

Ягоды (земляничка)

Ягоды

Ягоды

Ягоды

Ягоды

3

Заяц, волк

Гриб и его строение

Грибы

Грибы

Грибы

4

Гуси

Обитатели живого уголка

Перелетные птицы

Перелетные птицы

Перелетные птицы

5

Осень

Осень, части суток

Осень

Осень

Осень

Ноябрь

1

Мебель

Мебель

Мебель

Мебель

Мебель

2

Игрушки

Игрушки

Игрушки

Электро-

приборы

Электро-

приборы

3

Посуда .продукты

Посуда .продукты

Посуда, продукты

Посуда продукты

Посуда продукты

4

Семья/

день матери

Семья/

день матери

Семья/

день матери

Семья/

день матери

Семья/

день матери

Декабрь

1

Человек, части тела

Человек,

части тела

Человек,

части тела

Человек,

части тела

Человек,

части тела

2

Зимняя одежда

и обувь

Одежда

Одежда/обувь/

головные уборы

Одежда/

обувь/

головные уборы

Одежда/

обувь/

головные уборы

3

ОБЖ

ОБЖ

ОБЖ

ОБЖ

ОБЖ

4

Зима/

зимние забавы

Зима/

зимние забавы

Зима/

зимние забавы

Зима

/зимние забавы

Зима/

зимние забавы

5

Новый год

Новый год

Новый год

Новый год

Новый год

Январь

1

Каникулы

2

Зимующие птицы

3

Дикие животные

и их детеныши

Дикие животные

и их детеныши

Животные

наших лесов

Животные

наших лесов

Животные

наших лесов

4

Слон

Мы идем в зоопарк

Животные

наших лесов

Животные

наших лесов

Животные

жарких стран

Февраль

1

Домашние

 Животные

и их детеныши

Домашние

 Животные

и их детеныши

Домашние

 Животные

Домашние

 Животные

Животные

холодных стран

2

Домашние

  птицы

Домашние

 птицы

Домашние

  птицы

Домашние

 птицы

Домашние

животные и птицы

3

Мой город, моя улица

Мой город, мой двор

Город и его

достопримечательности

Город/ строительные профессии

4

Праздник папы

Защитники отечества

23 февраля - День защитника Отечества

Март

1

Женский день, труд мамы

Мамин праздник и

жен. профес.

8-е марта – международный женский день.

Женские профессии.

2

Транспорт

(автобус,

автомашина, поезд)

Транспорт/

 профессии

Транспорт/

Профессии, связанные с транспортом.

3

Демисезонная одежда, обувь

Обувь и головные уборы

Правила дорожного движения

4

Весна. Изменения  в природе.

Апрель

1

Утки.

Перелет. птицы

Перелет птицы

2

Дикие животные весной

Хлеб - всему голова

Откуда хлеб пришел

3

Сказки

Космос

4

Золотая рыбка

 в аквариуме

Рыбы (щука, ерш)

Рыбы/земноводные

5

Цветы

Цветы

Цветы

Цветы

Май

1

Комнатные растения

Комнатные растения

Родная страна

и гос. праздники

День победы/ род.страна

2

День семьи

День семьи

День семьи

День семьи

3

Насекомые

Насекомые

Насекомые

Насекомые

4

Лето

Лето

Лето

Лето

Школьные принадлежности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"

Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....