Главные вкладки

    Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста.
    методическая разработка по логопедии

    Селиванова Лариса Константиновна

    Словарный запас - это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но скорее количество тех слов, которые человек знает.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

    Словарный запас – это не столько количество используемых слов (так как использовать можно и те слова, смысл которых не доступен человеку), но, скорее, количество тех слов, которые человек знает.

    Различают активный словарь (совокупность слов, которыми человек владеет и которые он активно использует в своей речи) и пассивный словарь (совокупность слов, которые знакомы человеку, значения которых ему известны и которые он понимает, воспринимая чужую речь, но в своей собственной не использует или же использует крайне редко.)

    В словарном запасе ребенка должны быть представлены все основные части речи:

    – имена существительные,
    – имена прилагательные,
    – глаголы,
    – числительные,
    – местоимения,
    – наречия,
    – предлоги,
    – сочинительные и подчинительные союзы.

    В своей педагогической деятельности использую тематическое планирование (Приложение №1).

    Это особая форма организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, объединяющая все виды детской деятельности на протяжении определенного промежутка времени. В нашем дошкольном учреждении этот промежуток составляет одну рабочую неделю.

    Речь детей 2-3 лет необходимо развивать как средство общения, создавая условия, при которых они могут устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Для этого воспитателю необходимо:

    – внимательно и заинтересованно выслушивать каждого ребенка,
    – много говорить самому,
    – вовлекать детей на определенную тему,
    – помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

    Для обогащения и активизации словаря детей среднего дошкольного возраста предусматриваются специальные задания, дидактические упражнения. Перечислю наиболее часто используемые:

    – речевой образец (для воспроизведения детьми слова, предложения);
    – повторение воспитателем нового слова в различном контексте (“Это фарфоровая вазочка”, “Фарфор очень хрупкий”, “Фарфоровые изделия очень красивые”);
    – объяснение происхождения (этимология) слова 
    молоковоз пододеяльник, черника и т.п.;
    – ответы на вопросы, требующие констатации (что? где? какой?) и размышления (как? зачем? почему?);
    – договаривание слов, недосказанных воспитателем (“Так они живут…” (пряники жуют);
    – игра “Подскажи словечко” (гриб – грибочек, сын – сыночек, поле – полюшко, хлеб – хлебушко);
    – ответы на вопросы: “Что может быть сделано из дерева?” (ложки, лопатка, матрешка), “Что можно сшить?” (платье, пальто, фартук).

    Воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются и специальные и дидактические игры, упражнения:

    – с опорой на наглядность: “Вершки-корешки”, “Кто лишний и почему?”, “Что лишнее?”, “Определи на ощупь”, “Что не так?”, “Что изменилось?”,
    – словесные дидактические упражнения: “Кто скажет иначе?”, “Кто заметит больше?” (качеств, деталей), “Кто расскажет подробнее?”, “А как наоборот?”;
    – составление воспитателем и детьми нелепицы.

    В этой возрастной группе особое внимание должно уделяться развитию у будущих школьников желания и умения проявлять любознательность и инициативу с целью получения новых знаний. Для этого необходимо создать эффективную речевую среду: разнообразное, периодически обновляющееся предметное окружение (выставки хохломы, гжели, заводных игрушек, книг, словарей, энциклопедий, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин и т.п.), экскурсии, просмотр театральных постановок, кинофильмов.

    Мною подобран материал по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста для всех возрастных групп в соответствии с тематическим планированием (Приложение №2).



    Предварительный просмотр:

    Приложение 1.

    Тематическое планирование по развитию речи детей дошкольного возраста

    Месяц

    Неделя

    1младшая

    группа

    2 младшая

    группа

    Средняя

    группа

    Старшая

    группа

    Подготовительная

    к шк. группа

    Сентябрь

    1

    Детский сад

    Детский сад

    Детский сад

    Детский сад

    Детский сад

    2

    Игрушки

    Игрушки

    Игрушки

    Игрушки

    Игрушки

    3

    Овощи

    Овощи

    Овощи

    Овощи

    Овощи

    4

    Фрукты

    Фрукты

    Фрукты

    Фрукты

    Фрукты

    Октябрь

    1

    Деревья

    Деревья

    Деревья

    Деревья

    Деревья

    2

    Ягоды (земляничка)

    Ягоды

    Ягоды

    Ягоды

    Ягоды

    3

    Заяц, волк

    Гриб и его строение

    Грибы

    Грибы

    Грибы

    4

    Гуси

    Обитатели живого уголка

    Перелетные птицы

    Перелетные птицы

    Перелетные птицы

    5

    Осень

    Осень, части суток

    Осень

    Осень

    Осень

    Ноябрь

    1

    Мебель

    Мебель

    Мебель

    Мебель

    Мебель

    2

    Игрушки

    Игрушки

    Игрушки

    Электро-

    приборы

    Электро-

    приборы

    3

    Посуда .продукты

    Посуда .продукты

    Посуда, продукты

    Посуда продукты

    Посуда продукты

    4

    Семья/

    день матери

    Семья/

    день матери

    Семья/

    день матери

    Семья/

    день матери

    Семья/

    день матери

    Декабрь

    1

    Человек, части тела

    Человек,

    части тела

    Человек,

    части тела

    Человек,

    части тела

    Человек,

    части тела

    2

    Зимняя одежда

    и обувь

    Одежда

    Одежда/обувь/

    головные уборы

    Одежда/

    обувь/

    головные уборы

    Одежда/

    обувь/

    головные уборы

    3

    ОБЖ

    ОБЖ

    ОБЖ

    ОБЖ

    ОБЖ

    4

    Зима/

    зимние забавы

    Зима/

    зимние забавы

    Зима/

    зимние забавы

    Зима

    /зимние забавы

    Зима/

    зимние забавы

    5

    Новый год

    Новый год

    Новый год

    Новый год

    Новый год

    Январь

    1

    Каникулы

    2

    Зимующие птицы

    3

    Дикие животные

    и их детеныши

    Дикие животные

    и их детеныши

    Животные

    наших лесов

    Животные

    наших лесов

    Животные

    наших лесов

    4

    Слон

    Мы идем в зоопарк

    Животные

    наших лесов

    Животные

    наших лесов

    Животные

    жарких стран

    Февраль

    1

    Домашние

     Животные

    и их детеныши

    Домашние

     Животные

    и их детеныши

    Домашние

     Животные

    Домашние

     Животные

    Животные

    холодных стран

    2

    Домашние

      птицы

    Домашние

     птицы

    Домашние

      птицы

    Домашние

     птицы

    Домашние

    животные и птицы

    3

    Мой город, моя улица

    Мой город, мой двор

    Город и его

    достопримечательности

    Город/ строительные профессии

    4

    Праздник папы

    Защитники отечества

    23 февраля - День защитника Отечества

    Март

    1

    Женский день, труд мамы

    Мамин праздник и

    жен. профес.

    8-е марта – международный женский день.

    Женские профессии.

    2

    Транспорт

    (автобус,

    автомашина, поезд)

    Транспорт/

     профессии

    Транспорт/

    Профессии, связанные с транспортом.

    3

    Демисезонная одежда, обувь

    Обувь и головные уборы

    Правила дорожного движения

    4

    Весна. Изменения  в природе.

    Апрель

    1

    Утки.

    Перелет. птицы

    Перелет птицы

    2

    Дикие животные весной

    Хлеб - всему голова

    Откуда хлеб пришел

    3

    Сказки

    Космос

    4

    Золотая рыбка

     в аквариуме

    Рыбы (щука, ерш)

    Рыбы/земноводные

    5

    Цветы

    Цветы

    Цветы

    Цветы

    Май

    1

    Комнатные растения

    Комнатные растения

    Родная страна

    и гос. праздники

    День победы/ род.страна

    2

    День семьи

    День семьи

    День семьи

    День семьи

    3

    Насекомые

    Насекомые

    Насекомые

    Насекомые

    4

    Лето

    Лето

    Лето

    Лето

    Школьные принадлежности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные этапы по обогащению словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Обогащение словаря и представлений у детей с ОНР идет общими для дошкольников путями: наблюдение за окружающим, знакомство с художественной литературой, изобразительным искусством, подражание реч...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

    Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

    Консультация для педагогов "Словарный запас детей дошкольного возраста"

    Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают...

    «Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

    Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

    Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста

    Материал для педагогов ДОУ и родителей.Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению....