Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Исполнитель:
Мамонова М. А.
студент 2 курса,
группы дИСОм-21-1
Цель коррекционно-развивающей работы: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Задачи коррекционно-развивающей работы;
- развивать коммуникативные навыки с учетом индивидуальных возможностей детей с ТНР;
- использовать игровые технологии для формирования коммуникативных навыков, с учетом специфики инклюзивного образования.
Общедидактические принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип дифференцированного подхода: обучении детей с учетом различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития каждого ребенка.
- принцип комплексности: единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, сочетание различных форм игровой деятельности;
- принцип деятельностного подхода: учет формирования ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игры;
- принцип наглядности: использование разнообразных наглядных средств обучения;
- принцип цикличности: повторение содержания сквозь всю коррекционную работу.
Основные этапы коррекционно-развивающей работы:
- этап создания мотивации к общению и приобретение коммуникативных умений и необходимых знаний об окружающем мире и социальном окружении;
- этап ознакомления со способами и средствами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности посредством дидактических игр, игр с правилами и сюжетно-ролевой игры;
- этап творческого применения сформированных коммуникативных навыков в театрализованных и режиссерских играх.
Этапы коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с ТНР в условиях инклюзивной группы
Содержание и цель этапов | Задачи | Название игр | Методы, приемы | Специфика коррекционно-развивающей деятельности |
Первый этап – подготовительный | ||||
Введение в коррекционно-развивающую деятельность игровых моментов, включение игр-диалогов, игр-отрицаний, предметных игр. Цель: приобретение коммуникативных умений и необходимых знаний об окружающем мире и социальном окружении. | Развивать невербальные средства общения. | Дидактические игры-диалоги: «Карлсон», «Муравьиная жизнь». | - игры-диалоги; - карточки со знаками; - мнемотаблицы для зрительной опоры; - приём словесных поручений; - схематические жетоны, нарисованные детьми, в виде смайлов с разными эмоциями; - реалистичные фотографии, передающие чувства и настроение людей; -игры-отрицалки; - карточки с запрещающим знаком. | Дети с ТНР, видя образец использования детьми с нормой развития в диалоге различных видов инициативных реплик (вопросы, побуждения восклицания), копируют заданный образец. Вступая в диалог с нормотипичными детьми, дети с ТНР учатся соблюдать очередность реплик в процессе диалога, тематическое единство, использовать этикетные формулы речевого общения. На основе заученных реплик детьми с ТНР разыгрываются различные сцены, где нужно отобразить чувства героев Ребенку с ТНР предлагаются мнемотаблицы, на основе которых дети учатся располагать предложения в логической последовательности, составлять план, определяться с темой высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение. После того, как дети с ТНР научились использовать невербальные средства, видоизменять фразы, включаются игры на репродукцию, содержащие опыт предыдущих игр. |
Формировать понятия эмоций. | Дидактические игры-диалоги: «В лесу…», «Подари настроение». | |||
Учить выражать отрицания. | Дидактические игры-отрицания: «Фанты», «У нас не живет кот». | |||
Развивать диалогическую речь. | Дидактические игры-диалоги: «Мамин шкаф» «Маковое зёрнышко». | |||
Развивать умение правильно реагировать в конфликтных ситуациях. | Дидактические игры на репродукцию: «Добрый сторож», «Похожи-непохожи» | |||
Учить образовывать вопросно-ответные реплики. | Дидактические игры: «Вопрос с подсказкой», «Что под салфеткой». | |||
Развивать взаимоподдержку и взаимопомощь. | Дидактические игры на репродукцию: «Найди соседа», «Хорошо — плохо». | |||
Обогащать жизненный опыт детей, формировать умение отображать в игре основные знания и явления об окружающей жизни. | Дидактические игры: «Кому что нужно», «Накроем стол к чаю», «Оденем куклу на прогулку» (настольно-печатная игра). | |||
Второй этап – основной | ||||
Включение в коррекционно-развивающую деятельность дидактических игр, игр с правилами и сюжетно-ролевой игры. Цель: формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности посредством дидактических игр, игр с правилами и сюжетно-ролевой игры. | Научить согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» и т.п. | -картотека моделей игры (нарисованы роли применимые к игре, атрибуты костюмов и варианты создания развивающей игровой среды); рисунки-правила; -проигрывание знакомых ситуаций; -конструирование новых ситуаций, составление своего особенного сюжета; -выделение лексического начала, планирование, распределение ролей и определение сюжета; -прием действенного соучастия; | Перед тем как начать игру, при активном участии нормотипичных детей, проводится пропедевтическая работа: выделяется лексическое начало, распределяются роли и определяется сюжет. Постоянное обновление сюжета и его расширения происходит за счет участия в игре детей с нормой развития, достигается эффект наращивания сложности. На первоначальном этапе проведения сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР формируются представления о той сфере окружающей действительности, которая находит свое отражение в игре. Затем дети обучаются необходимым игровым действиям. После этого сюжет игры предлагается нормотипичным ребенком, при этом дети с ТНР находятся, как правило, на второстепенных ролях. |
Формировать основные понятия о профессии, отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины, развивать чувство взаимопомощи, развивать диалогическую речь. | Игра с правилами «В поликлинике». | |||
Научить согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстника, совместно создавать сюжет игры. | Сюжетно-ролевая игра «Школа». | |||
Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, менять роли по ходу игры, учить моделировать ролевой диалог. | Сюжетно-ролевая игра «Модельное агентство». | |||
Учить детей создавать развивающую предметно игровую среду и совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. | Сюжетно-ролевая игра «Летчики». | |||
Поддерживать при необходимости детскую игру, развивать чувство коллективизма и взаимопомощи, обогащать словарь, развивать диалогическую и связную речь. | Сюжетно-ролевая игра «Мамы-дочки». | |||
Формировать умение реагировать в конфликтных ситуациях, развивать чувство коллективизма. | Игры с правилами: «Охотники и звери», «Я иду в поход», «Словесный волейбол». | |||
Третий этап – заключительный | ||||
Подведение итогов пройденной работы. Включение в коррекционно-развивающую деятельность театрализованных и режиссерских игр. Цель: применение сформированных коммуникативных навыков. | Развивать желание и умение играть совместно, использовать навыки коллективной игры. | Дидактическая игра «Веселый паровозик», «Ручеек». | - мнемотаблицы или алгоритмы действий в игре; - кейс картинного материала; -схематично зарисованные фразы; - тренажер «Капельки слова»; -игры с развернутым сценариям; -организации игр, в которых участвовали все дети инклюзивной группы. | Детям предлагаются игры, в которых требовалось не только умение показать свои эмоции, но и проявить инициативу. Прорабатываются театрализованные и режиссерские игры, в которых дети с ТНР, получившие опыт игрового взаимодействия с нормотипичными детьми, берут на себя основные роли. Для поддержания полученных навыков допускается использование детьми с ТНР мнемотаблиц или алгоритмов действий в игре. Положительный эффект продуктивного взаимодействия детей с ТНР с другими детьми достигается при организации игр, в которых участвуют все дети инклюзивной группы. |
Учить использовать умение налаживать успешные коммуникативные связи. | Сюжетно-ролевая игра «Цирк», «День рождения», «Поезд». | |||
Развивать связную речь, способы передачи информации. Закрепить приемы регуляции поведения, умения планировать свою деятельность, осуществлять сюжетосложение. | Режиссерские игры: «Вокзал», «Звездочеты». | |||
Развивать навык импровизации, монологической речи. | Режиссерская игра «Хохотушки» «Сочини историю» | |||
Учить создавать воображаемую ситуацию на основе схематического изображения. | Режиссерские игры: «Погружение в сказку». «Чудесный лес», «Разные сказки». | |||
Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки. | драматизация сказки «Гуси- лебеди» | |||
Вызвать у детей желание самостоятельно организовывать театрализованную постановку, способствовать развитию умения выразительно передавать игровые образы находить свою игровую интонацию, жесты, мимику. | драматизация сказки «Терем-теремок и сосед» | |||
Закрепить у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку наладить взаимодействие между ребятами. | режиссерская игра «Зимняя сказка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок
Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...
«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений
laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...
Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми,...
Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических к...
Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....